Глава 6. тактика малых групп
В советском, а по наследству и в российском, туризме принято готовить на всю группу в одной посуде. Шесть человек или пятнадцать – неважно, просто берём вёдра побольше. Доходит до полного маразма. Команды Жигулёвской Кругосветки (до сорока человек) старательно разыскивают вёдра ёмкостью в 20 литров. Если учесть, что такие вёдра не выпускает ни один производитель, задача нетривиальная. Мысль же приготовить еду в двух или трёх вёдрах не просто не приходит в голову, но и высказанная, как совет, отвергается с негодованием и священным ужасом. «Группа должна быть едина во всём»! «А вдруг в одном ведре будет вкуснее или, наоборот, пригорит»… Это самые вменяемые аргументы. Не очень понятно, почему людям, способным переругаться по такому поводу, не мешает разделение по плавсредствам, по связкам, по палаткам… но «серьёзность» доводов за готовку в большой посуде понятна.
А вот аргументы «против» весьма обоснованы. Чем больше ёмкость посуды, тем больше времени уходит на готовку, и тем сложнее работа поваров. В случае же газовых и бензиновых горелок возникает и ещё одна проблема – у них просто не хватает мощности даже для простого кипячения воды в огромных котлах.
Во времена, когда единственной доступной горелкой являлся примус «Шмель», проблема остро не стояла. Все, кто ходил в леса, готовили на кострах. А взрослые группы альпинистов, горников и лыжников редко превышали 10 человек. На такое количество людей мощности примусов хватало. Да и детские группы, ходящие в высокогорье и тундру, редко достигали положенной по «РОНОвским» документам многолюдности.
Тем не менее, уже тогда выработались методы борьбы с недостаточной мощностью. Основных было два: использование куска стеклоткани для отражения уходящего в пространства тепла обратно в кастрюлю и установка двух примусов под одно ведро. Последний способ радовал ещё и тем, что удобно использовать овальные вёдра (каны), применяемые и в костровых походах.
Был и третий способ: готовить каждое блюдо в двух посудинах на двух отдельных примусах. Непопулярный способ. Во-первых, удваивалось количество примусов (по килограмму каждый) и всевозможных аксессуаров. Во-вторых, все были уверены, что топлива тоже надо больше (то, что готовка значительно убыстряется и расход бензина падает, в расчёт не принималось). А в третьих, увеличивалось количество «бензовозов» (рюкзаки несущих запасы топлива и примуса ощутимо попахивали бензином, что народу не нравилось, сосредоточить же всю горючку в одном-двух рюкзаках – верх непредусмотрительности).
Приход газовых горелок ситуацию изменил в корне. Они легки в эксплуатации, не воняют бензином, не нуждаются в специальном розжиге. Как следствие, их начали использовать не только в горах или зимней тундре (как раз там у газа проблемы, по-прежнему приходится использовать бензин), но и там, где полно дров. То есть, пользуются ими уже все и всегда.
Но по мощности газовые горелки значительно уступают «Шмелям» и способны обслужить готовку на шесть человек. Самые мощные потянут восемь, но с трудом.
Естественная попытка распространить на новые устройства старые приёмы повышения производительности приводит к весьма тяжёлым результатам. Газовые горелки рассчитаны на значительно меньшие температуры горения топлива. Соответственно, запас прочности и устойчивость к перегреву у них ниже.
Накрытие стеклотканью чаще всего просто уничтожает горелку. Какое именно место окажется слабым звеном в конкретной модели предсказать сложно, но какое-нибудь окажется точно. И дай Бог, чтобы поломка привела к перекрытию подачи газа, а не наоборот.
Установка двух горелок под овальный кан приводит к аналогичному результату. Правда, не стопроцентно, на за поход хоть одну, да сожжёте. Зато возникает другая угроза: одна из горелок может погаснуть (например, от порыва ветра) и загорится снова не раньше, чем облако вышедшего из неё газа достигнет пламени второй. Усами и ресницами в этом случае не отделаться.
Остаётся единственный выход. Для приготовления пищи группа разделяется на две, а если надо, то и на три, численностью не больше восьми (а лучше шести) человек. Соответственно, посуда, экраны, топливо берутся с учётом данной тактики. Так же распаковываются продукты. Это не означает, что группа делится на абсолютно изолированные части. Степень разделения может быть разной, от действительно полной, до практически отсутствующей, когда дежурные готовят на всех, но в нескольких ёмкостях. Выбор за руководителем. Наиболее часто применяется вариант жёсткого деления на «бивачные команды», каждая из которых несет всё необходимое для полной установки бивака: палатки, спальники, горелки и т.д. Эта разбивка часто совпадают с разделением по плавсредствам или связкам. При этом непосредственно движение по маршруту и прочая деятельность осуществляется всей группой, как единым организмом.
Апофеозом подобной тактики является активно используемый водниками и коммерческими туристами принцип «одно плавсредство – одна палатка – одна горелка». Этот подход позволяет использовать не просто горелки, а системы приготовления пищи, уже упоминавшиеся в третьей главе этих заметок. А это солидная экономия газа и времени на готовку.