Глава 13. Экологическая этика
роду и даже любил ее — для себя. Этот принцип прост и естественен. Ему не надо специально обучать: любой ребенок, подрастая, постепенно становится антропоцентристом, используя окружающую среду в своих интересах.
Альтернатива антропоцентризма — неантропоцентристские концепциив рамках экологической этики выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы. Антропоцентристская парадигма, ставящая Человека в центр мироздания, возникла в рамках принципа гуманизма. Ее сторонники (Декарт, Бэкон, Кампанелла, Гегель, Кант), считавшие человека господином и хозяином природы, вероятно, не думали, что когда-нибудь свободная воля и деятельность этого «хозяина» поставит под сомнение саму возможность его, человека, существования. Но случилось именно так. И тогда обнаружилось, что гуманизм, выступающий в «человеческих» отношениях (отношениях человека с человеком) в образе благородного рыцаря, в «нечеловеческих» отношениях (отношениях человека с природой) обретает облик высокомерного эгоцентризма. Естественно, антропоцентризм не может не вызывать противодействия со стороны тех, кто закономерно озабочен негативными последствиями антропоцентристских действий человеческого сообщества и в связи с этим ставит вопрос о необходимости перехода к другой ориентации — неантропоцентристской.
Неантропоцентристская парадигма, в зависимости от приоритетов ценностей, предполагает, в свою очередь, ряд «измов». Моралисты, включающие в систему этической регуляции только лишь чувствующих животных, составили направление пассиоцентризма (сентиецизма). Сторонники соблюдения прав биоты (биоса) — всего живого на основе признания Жизни как высшей ценности — называют себя биоцентристами. Экоцентризм, или «глубокая экология» предполагает целостное (холистическое) признание приоритета природы в рамках отношений «человек—природа».
Экоцентризм — наиболее радикальное и непримиримое направление в неантропоцентристской этике. Отвергая антропоцентризм, экоцентри-сты «выплескивают вместе с водой и ребенка» — гуманизм. Поэтому следует осторожно относиться к любым максималистским оценкам, в том числе и неантропоцентристским: ведь они тоже могут быть ошибочными,
и тогда антропоцентризм в экоэтике может оказаться менее вреден, чем его преодоление.
Безусловно, антропоцентризм и гуманизм — понятия родственные: и тот, и другой замыкаются на человеке. Но не следует их отождествлять: гуманизм вовсе не претендует на «центризм» человека, он стремится лишь защитить и реабилитировать его перед обществом. Антропоцентризм же, возвеличивая человека вообще, забывает о его природной биологической сущности, и в этом смысле он — «бесчеловечный гуманизм». Современная экологическая ситуация нуждается в «человечном гуманизме», роль которого сегодня, на наш взгляд, готов выполнить биоцентризм (термин А. Леопольда), трансформирующий роль homo sapiens из хозяина и господина природы в ее часть. Будучи альтернативой антропоцентризму, биоцентризм высшей ступенью в шкале ценностей объявляет не Человека и не Природу, а их гармоничное и равноправное сообщество.Путь к биоцентристскому осознанию мира, как это ни парадоксально, и есть путь гуманистической этики, ибо признание за человеком способности отказаться от своего антропоэгоизма и начать жить интересами Иного — это и есть проявление подлинного гуманизма.
Водораздел между антропоцентризмом и неантроиоцентризмом чаще всего проводят с аксиологических позиций. Антропоцентризм считает: каждый человек — неповторимая ценность, в то время как каждый биологический вид должен оцениваться только с позиции его целесообразности или полезности для человека. Неантропоцентристская точка зрения исходит из многомерности мира, который состоит из множества объектов, находящихся между собой в чрезвычайно сложной связи; при этом каждый вид, как и каждый человек, — неповторим и представляет собой определенную ценность безотносительно от его пользы для человека. Человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Ои должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы.
Эта проблема является одной из главных в дискуссии, которая ведется в журнале «Environmental Ethics» с момента его основания в 1979 г. С одной стороны, на страницах журнала вообще подвергается сомнению существование ценностей, внутренне присущих природным системам