Участники разгадывают загадку с помощью ловких вопросов
- 20 минут -
1. Расскажите членам группы о целях игры: им предстоит разобраться в странной истории и восстановить истину. При этом разрешается задавать любые вопросы.
2. Группа сидит в кругу. Вы являетесь рассказчиком и затем отвечаете на вопросы. Можно поведать историю, представленную ниже, или придумать свою.
Ответ )
Вероятно, и вам интересно, что же произошло на самом деле. Время действия — первая половина XIX века. Человек устраивался на место телеграфиста. В общем шуме он разобрал сообщение, отстукиваемое азбукой Морзе. Оно гласило: «Если Вы это поняли, идите прямо в мое бюро». Таким образом менеджер хотел проверить профессиональные способности, собранность и внимательность кандидатов.
I Замечания |
Игра способствует развитию логического мышления и учит рассматривать проблему с разных сторон.
Детективная история
Участникам будет легче разобраться
в этой загадочной ситуации, если они представят ее в виде сценки - 30 минут -
1. Сообщите членам группы о целях данной игры: участники имеют воз-
можность потренировать дивергентное мышление, используя особую
технику решения проблемы.
• каждый находящийся в комнате был в обычной повседневной одежде;
• никто из подозреваемых не носил карточки с именем;
• положение револьвера не имело никакого значения;
• чтобы вычислить убийцу, от детектива не понадобилось никаких особых криминалистических способностей;
• любой другой свидетель пришел к подобному же выводу.
5. Дайте каждой команде на решение разгадки 20 минут. Если одна из команд докопалась до истины раньше и может обосновать свое решение, то она должна направить к Вам делегата. Члены команд не должны контактировать друг с другом.
Ответ ^
Решение лежит на поверхности: постояльцы отеля были женщинами. Почтальон был единственным человеком, которого могли звать «Гарри».
Паузы
Рассказчик постоянно запинается. Искусственные паузы дают возможность партнеру вставлять в историю неожиданные фразы - 30 минут -
1. Расскажите вкратце о цели игры: повысить коммуникативные навыки участников.
2. Выберите двух игроков для того, чтобы они показали, как должна вестись игра. Скажите примерно следующее: «Вася будет рассказчиком. Он будет говорить о том, почему любит свою профессию. Но при этом Вася постоянно забывает, что хотел сказать. Тогда он делает паузу, повторяется, заикается или просто говорит «хм-м». Это сигнал для второго игрока. Он должен предложить отдельное слово, словосочетание, короткое предложение. Это изречение может быть вовсе не связано с Васиным рассказом. Вася должен повторить то, что сказал Петя, и встроить эту информацию в свою историю так, чтобы между его рассказом и этой фразой возникла логическая связь».
3. Если игрокам трудно начать самостоятельную работу, предложите в качестве примера следующий диалог:
Игрок 1: Я люблю свою работу, потому что я ... хм...хм...хм... Игрок 2: Жалованье такое крохотное. Игрок 1: Жалованье такое крохотное, что я даже... хм...хм... Игрок 2: Как печально...
Игрок 1: Как печально состояние моей фирмы... хм...хм...
4. Когда игроки поймут, что от них требуется, они разбиваются на пары. Предложите следующие темы (каждый участник говорит 3 минуты):
• почему мне нужны каникулы;
• почему я так много работаю;
• почему меня не признают;
• почему я не интересуюсь домашней работой.
5. В конце игры можно кратко обсудить ее итоги.
Стать
принятым и признанным
Дзэн-прогулка
Эта игра помогает ощутить поэзию окружающего мира - 30 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Упражнение будет наиболее эффективным, если соблюдается одно из следующих условий:
• у Вас есть возможность организовать прогулку в парке, в лесу и т. п.;
• неподалеку от места Вашей работы с группой находится памятник архитектуры, например, замок, монастырь, старинный отель;
• город, в котором Вы работаете, имеет древнюю историю и Вы можете отправиться с группой осмотреть местные достопримечательности.
1. Каждый член группы выбирает себе партнера, который ему наиболее интересен.
2. Партнеры решают, кто из них будет А, а кто — Б. Игрок А первым закрывает глаза, и Б за руку ведет его на прогулку.
3. Игрок Б подводит партнера к красивым объектам — цветку, дереву, капле росы на листе, старинной колонне, иконе, к месту, откуда открывается прекрасный вид на окрестности, и т. п. Лучше всего выбирать объекты, которые можно рассматривать вблизи.
4. Игрок Б останавливается вместе с партнером перед выбранным объектом и бережно, словно объектив камеры, поворачивает голову партнера. Когда игрок А позднее откроет глаза, он должен внезапно увидеть именно тот «кадр», который решил показать партнер.
5. Затем Б сжимает руку А, в этот момент А на мгновение открывает глаза и тут же опять закрывает их. Можно поступить так: А держит глаза открытыми до тех пор, пока Б крепко сжимает его руку. Как только Б ослабляет нажим, А снова закрывает глаза.
6. Подобный прием позволяет испытать чувство глубокого искреннего изумления. Молниеносный взгляд на окружающую действительность, точнее, на какой-либо объект, — и вы словно видите самую его суть.
7. Не говоря ни слова, оба партнера направляются к следующим объектам.
8. Существует, однако, одно исключение: если игрок А захочет повторно увидеть объект, он может сказать: «Еще раз!» Игрок Б выполняет его пожелание, не затягивая время наблюдения.
9. На первый круг подобной прогулки отводится 15 минут. Затем партнеры меняются ролями. Примерно через полчаса после начала упражнения игроков необходимо собрать вместе. Каждый участник рассказывает о том, насколько хорошо партнер вел его, помог ли почувствовать себя в безопасности и испытать изысканные переживания.
Замечания |
Это необычное упражнение можно начать с чтения нескольких хокку. («Хокку» — японское трехстишие.) Возможно, и сами участники игры сразу же после дзэн-прогулки захотят выразить свои переживания в стихотворной форме.
Если члены группы не имеют опыта действий с закрытыми глазами, Вам стоит предварительно поговорить о различных аспектах безопасности «слепых», об ответственности, которую несут за них «поводыри».
Жонглирование в группе