Заключение. ситуационный анализ в этической дидактике
Общество предъявляет к этическому образованию все более ясный запрос, связанный с изменениями по форме, содержанию и технологиям. В содержании происходит дополнение многовековых наработок моральной философии теорией и практикой прикладных этик. Меняется и сам предмет этики – мораль. Здесь происходит трансформация ценностей на локальном и универсальном уровнях, что обусловливает поиск эффективных поведенческих и ценностно-нормативных моделей, их освоение и внедрение в широкой социальной и профессиональной практике.
Гуманистическая задача этического образования – задача социализации, гармонизации и формирования «Человека Воспитанного», «Человека Ответственного», «Человека Порядочного», «Человека Достойного» – стоит сегодня с новой остротой и требует современных решений. Социальный заказ к этическому образованию определяет его формальные и содержательные критерии:
1. Это должно быть педагогически современное образование, открытое моральным вызовам времени и оснащенное новейшими образовательными технологиями.
2. Этика должна быть адаптированной к профилю вуза и специализации студентов.
3. Этика должна быть практически и профессионально ориентированной.
4. Этика должна основываться на современных методах интерактивной работы в аудитории, направленных на развитие аналитических и творческих способностей студентов.
5. Этика должна учить размышлять на этические и нравственные проблемы.
6. Этика должна учить этически анализировать социальные, политические, профессиональные, жизненные и другие проблемы[2].
Запрос на качественное обновление этического образования побуждает к осмыслению этих изменений в терминах инновационности и технологий. В самом общем понимании, инновации – это новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы[3]. Инновации в образовании – это процесс доведения идеи до стадии практического использования, а также реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. То есть инновации в этическом образовании – это деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом.
Технологизация образовательного процесса в этике органично связана с гуманизацией. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. В этическом образовании это сочетание несочетаемого приобретает особое значение. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Суть новых образовательных технологий раскрывается в системе трех базовых процессов университетского образования: ознакомление, освоение и изготовление.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ МИРА | |||
Базовые процессы | Формы обучения | ||
ознакомление | лекции, семинары | ||
Изучение случаев из практики | |||
освоение | упражнения, тренинги | ||
Обучающие имитационные системы | |||
изготовление | проектные сессии, проектные мастерские, аналитические сессии, организационно-деятельностные игры | ||
Рисунок 1. Технологии обучения в современных университетах мира.
1. Ознакомление – передача набора знаний-сведений. Основная форма лекционно-семинарская
2. Освоение деятельностных образцов (от решения квадратных уравнений до написания бизнес-планов). Его формы упражнения и тренинги всех типов
3. Изготовление. Основные формы – проектная сессия, проектная мастерская, аналитическая сессия, организационно-деятельностная игра, мозговой штурм (brain-storming) и проч.
Сочетание трех указанных базовых процессов обучения и промежуточных форм задает технологическое разнообразие обучения в высшей школе.
К переходным (промежуточным) формам обучения специалисты относят case-study (ситуационный анализ) и обучающие имитационные системы. Case ethics как инновационное понятие активно входит в оборот современного этического дискурса. По мнению экспертов[4], метод ситуационного анализа с начала 2000 годов методологически победил как в академической науке, так и в вузовской дидактике. И если ранее он широко применялся в бизнес-школах, то отныне стал главенствующим во всех социальных и даже гуманитарных науках, в том числе и в сфере этико-прикладного знания. Лидерство кейс-метода (case-study) сегодня не оспаривается и не подвергается сомнению. Эпистемологическая миссия кейсов не просто выходит за традиционные пределы убедительных иллюстраций статус научных и дидактических примеров), приложимых к универсальным нормам или правилам, а скорее, наоборот, служит прецедентным основанием для конструирования искомых норм или правил[5]. Метод ситуационного анализа переворачивает первоначальную «пирамиду» этического знания и делает собственно прикладное знание гораздо менее зависимым от моральной философии. А в известной мере – и совершенно самодостаточным.
Метод ситуационного анализа, по справедливому замечанию специалистов, накрепко привязывает моральную философию к практическому случаю и тем самым делает наше отношение к ней не мировоззренческим, а «технократическим». Прикладная этика не «приклеивает» универсальную норму к некому случаю, а из самого случая извлекает ситуационную «норму» для ее последующей философской универсализации. Разработчики case-study отмечают, что этот метод эффективно работает не только с позиций организации учебного процесса, но и какметод стимулирования и мотивации, а также контроля и самоконтроля.Это делает прикладную этику наиболее активно развивающейся сферой актуального философского знания.