Влияющих на межличностные отношения. Обработка и анализ результатов исследования
Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог-исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из 9 характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить:
1) сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем 9 показателям;
2) средний балл ПХЛР по результатам работы каждого эксперта;
3) сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из 9 показателей;
4) средний балл по каждому из 9 показателей по результатам работы всех экспертов;
5) общую сумму баллов ПХЛР по результатам работы всех экспертов.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Исследуемый ________________________________
Руководитель __________________ Дата ________
Таблица 64
Обобщенные эксперты оценки ПХЛР
Эксперт | Оценка ПХЛР, сумма баллов | X | Средний балл | ||||||||
n | |||||||||||
X | |||||||||||
Средний балл |
Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего под-
счета исключить. Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.
Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне качеств руководителя, ориентируясь на следующие показатели:
Таблица 65
Оценка, баллы | Характеристика |
< 21 | Практическая непригодность к выполнению функций руководителя |
21—27 | низкий уровень |
28—36 | средний уровень |
> 36 | высокий уровень |
БЛАНК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Номер признака | Содержание признака | Оценка, баллы |
1,1 | Проявляет интерес к деятельности руководителя | |
1,2 | Самостоятельно включается в организаторскую работу | |
1,3 | Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы) | |
1,4 | Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя | |
1,5 | Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений членов коллектива (группы) | |
1,6 | Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы) | |
Средний балл | ||
2,1 | Считает, что главное — это результат и качество труда | |
2,2 | Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы) | |
2,3 | Считает необходимым поддержание дисциплины |
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Номер признака | Содержание признака | Оценка, баллы |
2,4 | Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты | |
2,5 | Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива (группы) | |
2,6 | Считает, что отношения не должны носить формальный характер | |
2,7 | Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы) | |
Средний балл | ||
3,1 | Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы) | |
3,2 | Стремится получить социальное признание | |
3,3 | Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности | |
3,4 | Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы) | |
3,5 | Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности | |
3,6 | Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы | |
3,7 | Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой) | |
Средний балл | ||
4,1 | Способен давать точные характеристики | |
4,2 | Способен быстро оценивать особенности и состояние других людей | |
4,3 | Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком | |
4,4 | Способен анализировать особенности поведения других людей | |
4,5 | Способен к сопереживанию и сочувствию | |
4,6 | Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам | |
4,7 | Способен ориентироваться во взаимоотношениях |
Номер признака | Содержание признака | Оценка, баллы |
5,1 | Способен находить правильный тон во взаимоотношениях | |
5,2 | Способен находить индивидуальный подход к людям | |
5,3 | Способен проявлять участливость, приходить на помощь | |
5,4 | Способен находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах | |
5,5 | Способен проявлять взвешенность в оценках | |
5,6 | Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости | |
5,7 | Способен общаться с людьми без грубости и чванства | |
Средний балл | ||
6,1 | Способен воздействовать убедительностью доводов | |
6,2 | Способен к волевому воздействию | |
6,3 | Способен к эмоциональному воздействию | |
6,4 | Способен воздействовать личным примером (действием) | |
6,5 | Способен вызывать уверенность в успехе дела | |
6,6 | Способен словом побуждать коллектив (группу) к действию (делу) | |
6,7 | Способен правильно выбрать момент для воздействия | |
Средний балл | ||
7,1 | Способен смело предъявлять требования | |
7,2 | Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований | |
7,3 | Способен проявлять гибкость в требованиях | |
7,4 | Способен проявлять настойчивость в требованиях |
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения
Номер признака | Содержание признака | Оценка, баллы |
7,5 | Способен проявлять постоянство в требованиях | |
7,6 | Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа) | |
7,7 | Способен находить должную меру требования | |
Средний балл | ||
8,1 | Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей | |
8,2 | Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости | |
8,3 | Способен к доброжелательной критике | |
8,4 | Способен логично и аргументированно делать критические замечания | |
8,5 | Способен проявлять глубину и сущность в критических замечаниях | |
8,6 | Способен точно дифференцировать поведение и действия людей | |
8,7 | Способен к самокритичности в оценках своего поведения | |
Средний балл | ||
9,1 | Способен объективно оценить свои успехи и неудачи | |
9,2 | Способен работать с полной отдачей сил | |
9,3 | Способен довести до конца начатое дело | |
9,4 | Способен интересы дела ставить выше личных интересов | |
9,5 | Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя | |
9,6 | Способен признавать ошибочность своих решений | |
9,7 | Способен ответственно выполнять любую работу | |
Средний балл |
ТЕСТ 20 ВОПРОСОВ
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений, во-вторых, функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих, — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные(начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые(лидер, марионетка, шут), межличностные(покровитель, партнер, любимая) и, наконец, индивидуальные(это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее Я наиболее традиционному набору ролей — золушка, вундеркинд, тиран и т. д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.
Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20 вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения 2 категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого, ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — полу, возрасту, национальности, профессии и т. п.; идеологическим убеждениям — философском, политическом, моральном высказывании, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конеч-
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
но же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентичность, семейные роль и статус, пол и возраст. Особое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определенными категориями ролей, т. е. с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
ШКАЛА ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТИ —
ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТИ
Л. Н. ЛУТОШКИНА
ИнструкцияЗнаете ли вы себя? Попытайтесь проверить это. Здесь в столбиках, слева и справа, дается описание поведения самых разных людей. В жизни они ведут себя неодинаково. На кого из них вы больше похожи? Внимательно прочтите
предложение слева, затем справа и в середине листа в одной из граф пометьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если поведение человека, описанное справа, напоминает вам ваше, то и галочку надо поставить в одной из граф справа. Если же вы обратите внимание на то, что больше похожи на человека, чьи качества указаны слева, то и отметку поставьте на этой стороне. Если вы затрудняетесь ответить, то отметку поставьте посредине: «Похож на того и другого».
БЛАНК-ОПРОСНИК
2 — очень похож
3 — в основном похож
4 — похож на того и другого
5 — в основном похож
6 — очень похож
У него всегда веселое настроение, он много улыбается и делает веселыми других | Он часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит | |||||
Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно | Когда на него обращают внимание, чувствует себя неловко, стесняется | |||||
Его настроение часто меняется, он вспыльчив | У него обычно ровное настроение, его трудно вывести из равновесия | |||||
Он быстр, резок в движениях, жестах, торопится, когда говорит | Движения, жесты, речь замедленны, сдержанны, голос тихий | |||||
Быстро забывает о неудачах и энергично берется за работу | При неудачах сильно переживает, волнуется, долго не может взяться за дело | |||||
Он легко знакомится, у него много друзей, товарищей | С людьми сходится с трудом, друзей немного | |||||
У него масса планов и замыслов (ничего, что одни осуществляются, а другие нет) | Он долго бьется над решением одной задачи, пытается докопаться до сути, обязательно найти решение | |||||
Он постоянно стремится быть с кем-либо, когда остается один | Он не ждет встреч с людьми, ему одному бывает лучше, чем с кем-либо | |||||
Он хочет, чтобы его радости были замечены другими | Все свои чувства стремится переживать в одиночку | |||||
Когда получает замечания, то обязательно спорит, шумит | Выслушивает замечания в свой адрес внешне спокойно, старается не спорить | |||||
После выполнения трудного задания сразу может браться за другое | Он быстро устает и долго чувствует себя усталым |
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения
Быстро забывает обиды и огорчения | Он долго после неудачи не может прийти в себя | |||||
Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им | Он редко шутит и часто сам обижается на шутки | |||||
Он любит сразу же приступать к делу, не особенно беспокоясь, что последует за этим | Он любит все продумать заранее, тщательно спланировать, рассчитать | |||||
Быстро находит выход из трудного положения | Он долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде, чем что-то решить | |||||
Он постоянно ждет новостей, ему не по себе, когда не работает телевизор, молчит радио, когда неразговорчивы друзья | Он не особенно стремится узнать новости, считает, что без них спокойнее — можно над чем-нибудь подумать |
При обработке данные кодируются следующим образом. Последовательность квантификации граф слева направо в баллах: +2..., +1..., 0..., –1..., –2...
Уровень экстра- и интровертированности определяется по формуле:
где К — коэффициент экстраинтровертированно-сти; Э — сумма всех положительных значений; И — сумма всех отрицательных значений.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т. е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствова-ния в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании.
Инструкция: для выявления уровня эмпатий-ных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» —4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.
Тест опросника
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей
влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлобленны.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на это есть свои причины.
33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со
мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести
разговор на другую тему.
Подсчет результатов
Прежде чем посчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
Классификатор теста
Если вы набрали от 82 до 90 баллов, это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям.
Глава 2. Диагностика индивидуальных