Организационная структура урока
Тема: Все начинается с замысла
Куревина, О.А., Лутцева, Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.А. куревина, Е.А. Лутцева. – 2 – е изд., перераб. – М.: Баласс, 2013. – С. 5 – 6. (программа «Школа 2100»).
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию логического мышления, формировать умения наблюдать, находить нужную информацию |
Тип урока | Рационально-логический |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомиться с разными видами и способами изображения (рисунок, схема); научиться самостоятельно организовать рабочее место, работать по схеме, изготавливая планер; вносить изменения в конструкцию планера. Метапредметные: - познавательные: учащиеся делают предварительный отбор источников информации; - регулятивные: выполняют практическую работу по составленному совместно с учителем плану с опорой на схему; - коммуникативные: слушают и понимают речь других, доносят свою позицию до одноклассников. Личностные:оценивают жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Презентация: рисунки летательных аппаратов, птиц, насекомых, схемы изготовления планера, самолета-истребителя. Схемы – с. 6 учебника. |
Материалы и инструменты | Листы бумаги формата А4, цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1. ММотивирование к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся на выполнение предстоящей работы. - По домашнему заданию, которое было вам дано к сегодняшнему уроку, вы, наверное, уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься. Как бы вы сформулировали тему урока? - Вы правы, мы будем говорить о полетах и тех, кто летает, и о том, что летает, а тема нашего урока – «Все начинается с замысла». Почему так звучит тема нашего урока, я думаю вы сами скажете чуть позже. | Слушают, обсуждают готовность к уроку Полет. Летательные аппараты. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; желают учиться; положительно относятся к школе, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. коммуникативные: слушают и понимают речь других, доносят свою позицию до одноклассников. | Устный опрос |
2.Актуализация знаний. Изучение нового материала | Актуализация знаний о летательных аппаратах, птицах. Беседа о том, как появились летательные аппараты. Анализируя легенду об Икаре, выясняют, почему тема урока называется «Все начинается с замысла», как появляется замысел Ученики рассказывают, какую информацию они нашли о летательных аппаратах. | - Какие летательные аппараты вы знаете? - Почему они так называются, в чем особенность всех летательных аппаратов? - Как появились летательные аппараты и как давно? - Первые летательные аппараты появились давно и о их существовании мы знаем из легенд, например, легенда об Икаре. - Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и Дедал просил: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут». Но уже во время перелёта в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийское. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном по его имени Икария - Как вы думаете, что натолкнуло Дедала на мысль о полете? Рассмотрите рисунки летательных аппаратов, птиц. Что их объединяет? - Кто может объяснить, почему тема нашего урока «Все начинается с замысла»? - А как появляется замысел, на основе чего? Например, как вы думаете, на основе чего появился замысел крыльев у Дедала? - Расскажите, где и какую информацию вы нашли о летательных аппаратах. | Учащиеся слушают, рассуждают, отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: Самолет, вертолет, ракета, космический корабль. Передвигаются по воздуху, летают. Сделал человек. Полет птиц и насекомых. У всех у них есть крылья, которые держат их в воздухе, поэтому и мастер Дедал, чтобы по воздуху сбежать из плена, сделал крылья. У летательных аппаратов тоже есть крылья. Прежде чем сделать что-то, сначала появляется замысел, он появляется в голове у человека. Дедал видел, как летают птицы, он догадался, что птицы держатся в воздухе на широких крыльях и сделал крылья для себя. Рассказы детей о самолете, вертолете, планере, показ иллюстраций. | Фронтальная Индивидуальные ответы | Познавательные:отвечают на вопросы, делают выводы на основе сравнения, осуществляют поиск необходимой информации. Дают понятие летательного аппарата, выясняют отличительные особенности летательных аппаратов; расширяют сведения о летательных аппаратах. Личностные:оценивают жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Устный опрос |
3.Ана-лиз образца изделия | Рассматри-вают и анализируют изображения птиц, летающих насекомых на странице учебника и имеющиеся у учителя. Рассматри-вают рисунки самолетов, выясняют, из каких частей они состоят и каково их назначение, выясняют, как внешний вид связан с техническими характеристиками. Анализ модели самолета Рассматривание схемы изготовления модели самолета, выясняют, как изготовить модель самолета | - Что общего у птиц, летающих насекомых и летательных аппаратов? - Назовите птиц, которых вы видите на рисунках. - Какие крылья у орла? В чем особенность полета орла? - Какие крылья у синицы, воробья? Замечали, как они летят? - Как вы думаете, почему орел может парить, а, например, воробей - нет? - Рассмотрите рисунки самолетов. Что это за самолеты. - Назовите части самолета, как они выглядят, каково их назначение? - Что это за самолет? - В чем внешние отличия высокоскоростных самолетов и малой авиации? Вспомните орла. - Рассмотрите модели самолетов, выполненные из бумаги. Как вы думаете, какая из моделей сможет дольше быть в воздухе, почему так думаете? - Назовите и покажите на модели части самолета. - Каким способом изготовлена модель? - Из скольких частей состоит модель? - Как вы думаете, какой формы надо взять лист бумаги для изготовления этой модели? - Рассмотрите схему, объясните, что изображено. | Учащиеся наблюдают, анализируют, рассуждают. Предполагаемые ответы: - Крылья. - Орел, синица …. - Орел может парить в воздухе, взмахи крыльев редкие - Маленькие крылья, взмахи частые. - Широкие крылья как бы поддерживаются воздухом, опирается ими о поток воздуха. Крыло воробья маленькое, оно не может удержать воробья, поэтому он им часто взмахивает, как бы отталкивается от воздушной массы. Высокоскоростной самолет - Фюзеляж имеет вытянутую форму, в нем размещается экипаж, пассажиры или груз. Крылья – длинные и узкие – поддерживают равновесие, Киль – руль поворота, стабилизатор - руль поворота - Маленький самолет, скорость невысокая, летает низко. Площадь крыльев у самолетов с низкой скоростью большая, что позволяет им держаться в воздухе даже при низкой скорости. - Широкие крылья – значит сможет пролететь больше. - Сгибание и складывание. - Из одной. - Прямоугольной | Фронтальная работа | Познавательные:отвечают на вопросы, делают выводы на основе сравнения, осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий, работы с иллюстрациями. Коммуникативные: слушают и понимают речь друг друга | Устный опрос |
4.Пла-нирование предстоящей работы | Совместно определяют последовательность действий. | 1.Приготовить лист бумаги. 1. Выполнить сгибы по схеме. 2. Апробировать. | Коллективно составляют последовательность работы | Фронтальная | Регулятивные:совместное планирование предстоящей работы | Устный опрос |
5.Само-тоятельная работа | Ученики самостоятельно по схеме изготавли-вают модель самолета | При необходимости учитель оказывает помощь учащимся | Индивидуальная самостоятельная работа | Индивидуальная | Познавательные:самостоятельно работают по схеме, выполняют регулировку модели. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, прогнозируют результаты своих действий. | Практическая работа, апробация моделей |
6.Итоги урока, рефлексия | Обобщающая беседа Апробация моделей в действии | - Что значит «замысел»? - Почему мы начинаем работу с замысла? - Что стало толчком к замыслу летательных аппаратов? - Оценить самолет можно только в полете. Запуск моделей. - От чего зависит дальность полета модели самолета? | Отвечают на вопросы Выполняют центровку моделей самолета | Личностные:понимают значение знаний для человека. коммуникативные: слушают и понимают речь других, доносят свою позицию до одноклассников. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние от выполненной работы | Устный опрос. Запуск моделей, выполнение центровки. |