Глава 2. эффективность консультирования. личностные и профессиональные особенности консультанта 4 страница
«Синдром сгорания» —сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физи ческое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опу стошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способно стей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Причины: моно тонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недоста точности признания и положительной оценки; строгая регламента ция времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполне ния; работа с «немотивированными» клиентами, трудно ощутимые результаты такой работы; напряженность и конфликты в профессио нальной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их из лишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирова ние и инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; неразрешенные личност ные конфликты консультанта. Способы преградить путь «синдро-му сгорания»: культивирование других интересов,не связанных сконсультированием;
Профессиональная подготовка консультанта требует: пройти официальную академическую программу профессиональной подго товки, проработать определенное количество часов под наблюдени ем квалифицированного специалиста и иметь установленный мини мум профессионального опыта.
– 81 –
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные факторы эффективности консультативно го процесса.
2. Какими принципами руководствуется психолог-консультант
в своей деятельности?
3. Перечислите этические требования, предъявляемые к специ алисту, работающему с людьми.
4. Какие качества включает модель личности эффективного консультанта?
5. Раскройте понятия личная и социальная зрелость консуль
танта.
6. Чем представлена ваша система ценностей? На чем она осно
вана?
7. Назовите и раскройте сущность позиций консультанта по от ношению к клиенту.
8. По каким параметрам можно добиться подстройки при уста новлении раппорта? Назовите варианты подстройки.
9. Перечислите причины «синдрома сгорания» и способы их профилактики.
10. Что предполагает профессиональная подготовка консультанта?
– 82 –
Глава 3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ
КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРОЦЕССА
§ 1. Пятишаговая модель интервью
Психологическая помощь —это широкое понятие,которое можетинтегрировать в себе различные виды деятельности: интервьюиро вание, консультирование, психотерапию.
Интервьюирование определяется как метод сбора информации,им пользуются при сборе сведений в различных учреждениях, бла готворительных организациях, в бюро по найму, на бирже труда, в центрах повышения квалификации.
Консультирование есть более глубокий процесс,касающийсяоказания помощи психически нормальным людям для достижения ими конкретных целей и более эффективного функционирования.
Психотерапия —это долговременный процесс,занимающийсяреконструкцией личности и характеризующийся большими пере менами в структуре личности, а, следовательно, и в жизнедеятель ности.
Хотя здесь приведены определения, но на практике четкое раз граничение этих понятий вряд ли возможно.
Некоторые психологи предпочитают использовать пятишаговую модель интервью в качестве структуры консультирования1. Пятиша-говая модель состоит из следующих стадий:
yyПервая стадия—структурирование,достижение взаимопонимания. Ее маркируют как «Привет!».
На первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут, психолог структурирует ситуацию, определяя, что предполагает ситуация его взаимодействия с клиентом. Он дает кли
1 См. здесь и далее до § 3: Абрамова Г. С. Практическая психология:
учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2001. 480 с.
– 83 –
енту информацию о своих возможностях. Психолог устанавливает контакт, раппорт с клиентом учитывая его индивидуальные и куль турные особенности.
Клиенту на этой стадии интервью необходим психологический комфорт, он решает задачи эмоционального и когнитивного приня тия ситуации интервью и личности психолога.
Этот этап заканчивается, когда достигнуто понимание и дове рие между психологом и клиентом, что может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают внимательно, я доверяю этому челове ку» (клиент).
yyВторая стадия интервьюобычно начинаетсясо сбора инфор-мации. Психолог ищет ответы на вопросы:Зачем клиент пришел?Как он сам видит, в чем его проблема? Каковы его возможности в решении данной проблемы? Основной целью этой стадии является выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Эту стадию интервью маркируют как «В чем проблема?»
Сбор информации —структурированный процесс.Во всеммногообразии представленной информации необходимо выделить:
1) наличие общей картины, внутри которой определяются темы;
2) в рамках каждой отдельной темы важны не столько интерпретации клиента, сколько факты; 3) следует обратить внимание на эмоцио-нальное отношение клиента к перечисленным фактам; 4)не менеезначимыми являются особенности суждений клиента относительно причин, породивших его проблему; 5) необходимо определить, что клиент предпринимал в качестве действий, поведения в целях реше ния своей проблемы. Такого рода сведений обычно бывает достаточ но для точного выделения проблемы. На материале представленной информации психолог уясняет потенциальные возможности клиента в ее решении.
yyПосле этого начинаетсятретья стадия интервью,которуюможно обозначить как желаемый результат. «Чего вы хотите до биться?» — маркировка этой стадии.
– 84 –
Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить во прос о том, каким он хочет быть, чего он хочет достичь. Обсуждают ся также вопросы о том, как клиент узнает, что результат достигнут, зачем ему нужен этот результат, что произойдет после того, как же лаемое будет достигнуто.
Некоторые клиенты предпочитают начинать именно с этого эта па. Если психологу уже ясны цели клиента, то можно дать рекомен дации немедленно или провести консультацию по целеполаганию без прояснения проблемы.
yyЧетвертая стадия интервьюпредставляет собойвыработкуальтернативных решений. Маркировка этой стадии— «Что можносделать по этому поводу?»
Психолог и клиент работают с различными вариантами реше ния проблемы. На этой стадии уместно задавать вопросы типа: «Что вы уже предпринимали для решения проблемы?», «Что еще можно сделать по этому поводу?», «Как вы собираетесь это делать (дости гать поставленной цели)?». Поиск альтернатив необходим с целью избежания ригидности поведения. На этой стадии появляется воз можность выбора среди альтернатив, уточняются средства и спосо бы достижения намеченных целей, осуществляется выбор наиболее оптимальных путей и способов решения задач, что является творче ским процессом. Психолог исследует личностную динамику клиен та, с учетом индивидуальных и культурных особенностей. То, что является верным решением с точки зрения психолога, может быть неверным для клиента. Следует помнить и о том, что некоторым клиентам нужны четкие директивные рекомендации.
Этот этап может быть продолжительным по времени.
yyПятая стадия интервьюпредполагаетобобщение предыду-щих этапов и переход от обучения к действию.Маркировка этогоэтапа — «Вы будете делать это?». Результатом консультирования может стать изменение мыслей, действий и чувств клиента в его по вседневной жизни вне «лабораторной» ситуаций. Из практики кон сультирования известно, что некоторые клиенты ничего не делают для изменения. Активная жизненная позиция клиента во многом за
– 85 –
висит от того, насколько были учтены его индивидуальные и куль турные особенности.
Остановимся подробнее на каждой стадии интервью.
1. «Привет!» —это установление контакта и ориентированиеклиента на работу.
Установление контакта представляет собой ситуацию простран ственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или ис кусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант про странственного расположения — два одинаковых кресла (1-1,5 ме тра друг от друга) при неярком освещении.
Темп ведения интервью должен совпадать с темпом клиента. Многие практические психологи, занимающиеся консультиро
ванием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь поудобнее» и после паузы происходит знакомство.
Предоставляя клиенту возможность установить позицию на равных, психолог первым не представляется, а предлагает клиенту сделать это. Иногда психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает; это, в свою очередь, снимает неоправданные ожи дания клиента.
Большое значение будет иметь выбор лексики. Следует придер живаться идеи «если хочешь быть понятым, заговори на языке собе седника». Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин — «проблема», могут вызвать беспокойство и непонимание со стороны клиента. Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психо лога: «Слушаю Вас», «О чем Вы хотели поговорить со мной?» или «Что привело Вас ко мне?»...
Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия — клиент и события его жизни.
– 86 –
Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, обращение по име ни — это способ управления. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.
2. «В чем проблема?». На этом этапе психолог выступает в роли исследователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восста навливая все детали исследуемого контекста, получаемой информа ции. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий
и фактах, об эмоциональном отношении клиента к фактам; психоло га интересуют суждения клиента о причинах возникшей проблемы, о том, что предпринималось для ее решения. Диалог направлен на осознание клиентом своей роли в случившемся, на принятие ответ ственности за свои действия и поступки.
В это время психолог выдвигает предположение о строении вну треннего мира клиента, о том, какими модальностями этого мира владеет клиент. Через анализ контекста психолог может выяснить:
yyчто знает клиент о своих целях,возможностях и потребностях,чувствах, мыслях, действиях, поведении;
yyкак он относится к результатам своих деяний;
yyкакие ценности,убеждения,установки актуализированы уклиента.
Задавая вопросы, психолог ориентируется на информацию кли ента, где есть ключевые слова, фразы, предложения, речевые обо роты, отражающие содержание его проблемы. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть ключевые слова, отражающие внутренний мир и особенности его построения.
Ключевое слово в любом тексте может быть определено по сле дующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.
Ключевое слово —это фиксация темы взаимодействия.
В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о вну треннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.
Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведе ние и поведение других в этой ситуации и осознает их.
– 87 –
Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, долж ны быть просто и адекватно выражены для последнего. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обра щенным к психологу: 1) не надо сгущать краски, употребляя оценоч ные суждения; 2) ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиен та; 3) не навязывайте свою точку зрения; 4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации; 5) говорите кратко.
Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем са мом все, что узнали. Психологу достаточно четко изложить одну про веренную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логи ки в его поведении. При сообщении содержания гипотезы психолог демонстрирует разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог принять эту информацию и проверить.
С этой целью используется известный принцип обратной связи, ко торый для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента — в виде ответа на этот вопрос.
На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основ ных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из прин ципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информа цию принять и проверить.
Консультирование —это,в известном смысле,упрощение поведения клиента по заданной логике, структурирование его внутрен него мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включен ности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента.
Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию опреде ляет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко по няты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить свои позитив ные возможности.
– 88 –
3. «Чего вы хотите добиться?»
Данная фаза интервью предполагает воздействие психолога — это основное содержание консультирования. Для клиента она не вы глядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые последним изменения в ситуации интервью при ведут и к изменению его поведения.
Психологом обязательно должно быть произведено воздействие (чаще всего оно касается вопросов о желаемом для клиента резуль тате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остано вимся на их краткой характеристике, используя для этого табл. 1.
Направленное воздействие на клиента осуществляется и следу ющими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде инфор мации для клиента.
Таблица 1