Особенности детско-родительских отношений у дошкольников
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Родители приводят ребенка в школу, общественные организации, знают друзей своего ребенка, первыми знакомят его со средствами массовой информации, литературой и искусством.
Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья влияет на ребенка, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания и развития личности. Поэтому от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов, терпеливо и доступно объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, как можно полнее удовлетворяя жажду ребенка в понимании сложного мира человеческих отношений.
Для того, чтобы понять специфику детско-родительских отношений дошкольников, обратимся к основным психологическим характеристикам дошкольного возраста.
Ведущая деятельность дошкольника – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Собственно игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить образами – символами реальных предметов, явлений и действий.
На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. К правилам игры ребенок еще не чувствителен.
В среднем дошкольном возрасте возникает ролевая игра, она преобладает вплоть до шести-семи лет. Сюжет отходит на второй план, главное для ребенка – ролевая идентификация. В игре ребенок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Основной единицей игры является мнимая ситуация. Существенным моментом для мнимой ситуации является перенос значения одного предмета на другой. Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, играет с палкой вместо лошади).
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. В проигрывании ролей преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Новообразованиями дошкольного возраста являются пять комплексов готовности к школьному обучению.
1. Коммуникативная готовность. Она заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Но для дошкольника симпатия и антипатия остаются более значимыми, чем нормы и правила. У дошкольника активно формируются нравственно-этические категории. Различаются понятия «хороший – плохой», «добро – зло», «красивый – некрасивый», «правда – ложь». Развито чувство стыда, отвращения к чему-либо. Ребенок хорошо понимает правила поведения, запреты, но еще не всегда может контролировать чувства и желания [].
2. Когнитивная готовность. Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, центрация и неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. К школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем. В этот период желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Очень важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – давать простые и прямые ответы на их вопросы.
3. Технологическая оснащенность. Имеется в виду наличие у ребенка минимума знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать, но главный аспект познавательной готовности – высокий уровень воображения, которое развивается в игре (В.В.Давыдов).
4. Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, какой есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.
Под влиянием самоактуализации у дошкольников складываются основные структуры личности: притязания личности, «Я»-концепция, перспективы личности, иерархия побуждений. Основы гуманистической направленности в формировании личности закладываются в дошкольные годы. Доверие и сочувствие являются начальными слагаемыми эмпатии – способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Доверительный контакт помогает ребенку в будущем самостоятельно справляться с возникающими трудностями. И столь чувствительный в дошкольном возрасте образ «Я» будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть [].
5. Уровень эмоционального развития. У ребенка дошкольника наблюдается повышенная восприимчивость к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к раздраженному тону. При отсутствии страха наказания и доверительном контакте возможны замечания детей: «Не говори со мной таким голосом». Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного достоинства, являющееся одним из самых ценных приобретений образа «Я».
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психологического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э.Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А.Рое, М.Сегелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия – антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком (В.В.Столин).
Воспитание эмоций ребенка начинается с самого раннего детства. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к разным родам деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, как материальных, так и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.
По мнению многих исследователей (М.И.Буянов, Х.Джайнот, В.А.Ильин, Е.В.Котова, Е.Б.Насонова, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас, А.И.Захаров), неблагополучие в детско-родительских отношениях ведет к увеличению числа детей с различными нарушениями в эмоциональной сфере.
Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Именно в дошкольном возрасте усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства [].
Хорошо развитый дошкольник – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Он непосредственно, активно выражает чувства, легко плачет и быстро успокаивается, его настроение во многом зависит от обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, смех заразителен. Преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляются привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии [].
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию (П.М.Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека [].
Эмоциональная сфера современных дошкольников развита достаточно слабо []. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной деструктивных детско-родительских отношений, что в свою очередь может привести к различным психо-эмоциональным нарушениям: эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, страхам, тревожности.
Эмоциональный опыт дошкольника из дружной и большой семьи, как правило, полный и разносторонний. Родителей и детей в таких семьях связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи эмоциональный опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта, и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Для формирования полного эмоционального опыта ребенка в семье очень важны нижеперечисленные аспекты [].
1) Эмоциональный микроклимат семьи. Микроклимат семьи определяется характером взаимоотношений её членов, и в первую очередь родителей. Разлад родителей наносит огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.
2) Представление родителей об идеальных качествах, которые они желают видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Большинство родителей считают важными те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких качествах, как доброта, внимание к окружающим.
3) Переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке.
4) Акцент со стороны родителей на избирательность ребенка в отношении к занятиям, разным видам деятельности. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, конструировать; сохраняет ли свои поделки или выбрасывает и ломает их.
5) Привлечение ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке. Поощряя ребенка за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители вызывают положительные эмоции у ребенка, пробуждают социально необходимые качества личности.
6) Понимание родителями их роли в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел, родители способствуют развитию его личностных качеств, таких как внимание к ближним, умение прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Устойчивое внимание родителей к личностным качествам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.
Наказание и поощрение со стороны взрослых имеют побудительную силу для ребенка дошкольного возраста. Психологи утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов, которые влекут за собой наказание, может способствовать возникновению невроза, навязчивых состояний и психастений.
В то же время замечено, что у детей дошкольного возраста, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеется больше возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять радость и горе. Родители, которые стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишая его самостоятельности, обрекают его на неуверенность в себе. Для таких родителей характерно постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, физическое наказание ребенка за промахи и неудачи.
Изучение проблемы возникновения негативных эмоций у детей показало, что большое значение в формировании агрессивности играет мера наказания ребенка []. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь справляться с агрессивностью. У детей до 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других.
В дошкольном возрасте ребенок вступает в период развития, сенситивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успеха. В связи с этим, ребенок активно добивается похвалы.
Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.