Портрет в светлой тональности
На практике портрет в светлой тональности встречается, к сожалению, весьма редко. До сего времени нет единого взгляда и единых критериев оценки портрета в светлой тональности. Происходит это, по-видимому, потому, что такой вид портретирования теоретически мало разработан и трудно осуществим.
В фотографической литературе встречаются различные мнения о допустимой степени соотношения светлых тонов, допустимом пределе насыщенности серого тона и о возможности в этом случае светотеневого решения.
Мнения различных фотографов и искусствоведов сходятся на том, что портрет в светлой тональности – это прежде всего лирический портрет, когда в модели преобладает духовное начало.
Из сказанного можно сделать вывод, что в таком портрете не должно быть темных пятен: серый темный тон нарушит идею лирического портрета. Это не просто отрицание темного тона и не страх перед черным; исключения темного тона требует логика восприятия.
Существуют три принципиальные точки зрения на портрет в светлой тональности.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что портрет в светлой тональности является изображением светотональным, а не светотеневым, и образование теней от действия света здесь недопустимо. Поэтому прибор рисующего света надо устанавливать строго фронтально на уровне объектива аппарата.
Сторонники второй точки зрения считают такой подход догматическим. Преобладание светлого тона не нарушается, по их мнению, мимолетной светотенью. В данном случае прибор рисующего света может быть смещен в одну из сторон.
Подобную концепцию, видимо, разделяют Л. Дыко и А. Головня, включившие в свою книгу "Фотокомпозиция" (М., 1963) в качестве иллюстрации портрета в светлой тональности этюд, где в результате применения бокового света от носа падает тень на щеку.
Сторонники третьей точки зрения считают, что дело не в освещении, а в расслаблении общего тона при обработке негатива и особенно позитива.
Учитывая, что ни одна из точек зрения, сколь противоречивыми они ни являются, не отрицает строгой выдержанности светлого тона, сформулируем начальное определение: портрет в светлой тональности – это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что темные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого тона семиступенчатои шкалы плотностей.
В дальнейших определениях будем исходить из светотонального (бестеневого) решения. Не следует понимать, что мягкое светлое бестеневое изображение должно быть плоским.
Оно не исключает активизации освещения путем усиления яркости отдельных участков светлого изображения (см. рис. 43).
Прибор направленного света, прикрытый рассеивателем (рис. 44, а) мощностью 250-300 Вт, устанавливается на уровне объектива, в непосредственной близости от фотокамеры. Этот свет равномерно освещает модель, не вызывая образования теней; лишь по овалу лица, где лучи света скользят под острым углом, возникает темный контур.
44. Последовательность включения осветительных приборов при создании освещения портрета в светлой тональности: а – рисующий свет; б – рисующий, заполняющий свет; в – рисующий, заполняющий и моделирующий свет; г – рисующий, заполняющий, моделирующий и второй моделирующий свет, д – рисующий, заполняющий, моделирующий, второй моделирующий и третий моделирующий свет, е – рисующий, заполняющий, моделирующий, второй моделирующий, третий моделирующий и фоновый свет
Если ограничиться только одним этим источником освещения, мы действительно достигнем предельно плоского изображения. Здесь сама собой напрашивается активизация светового рисунка. Этого легко достигнуть за счет усиления освещенности одной из сторон лица. Если с этой целью применить направленный боковой свет, то появятся тени и в первую очередь тень, отбрасываемая носом. Но так как мы поставили задачу бестеневого портрета, то, естественно, такой метод для нас неприемлем. Поэтому необходимо рассеять свет от бокового источника, чтобы полностью лишить его характера направленного света, т. е. от его действия не должны образовываться тени. Для этого прибор рассеянного света прикрывают несколькими слоями марли или арказоля. Можно также использовать многоламповую рампу (рис. 44, б). Освещение от нее заметно усилит яркость обращенной к рампе стороны лица и не образует теней. На лице будет ощутима градация света, которая решит объемное изображение. Одновременно на этой части лица исчезнет темный контур.
По яркости более светлая сторона должна относиться к более темной стороне, как первая степень светлосерого тона семиступенчатой шкалы плотностей относится ко второй степени светло-серого тона этой же шкалы. Такое соотношение тонов находят приближением или удалением от модели источника рассеянного света.
На следующем этапе освещения уничтожают темный контур на менее освещенной части лица. Этого достигают "пражским моделированием". Прибор моделирующего света с лампой мощностью до 50 Вт и узким выходным отверстием устанавливают в непосредственной близости от модели и легко подсвечивают абрис скульной части лица, тем самым уничтожая темный контур (рис. 44, в).
Работу над освещением головы завершают моделированием прически. Для этой цели надо очень точно установить светильник верхнего моделирующего света (рис. 44, г), следя за тем, чтобы свет не попадал на лоб и нос, так как в этом случае появятся падающие тени.
Таким образом, сочетая свет от четырех источников, мы наблюдаем образование весьма оригинального светового рисунка, при котором отсутствуют собственные или падающие тени; вместе с тем на различных частях модели достигается разная освещенность, которая целиком находится в пределах гаммы светло-серой тональности.
Для просвечивания полупрозрачных тканей, чтобы рельефно подчеркнуть формы тела, а также создать серию бликов на светлой ткани, можно установить прибор контрового света локального действия (рис. 44, д).
Для получения выразительного сочетания тонов фигуры и фона их следует как-то разграничить. Сама идея тоновых отношений подсказывает, что фон должен быть светлее портретируемого, так как на фоне в пределах кадра будет находиться тень от фигуры, появившаяся в результате действия рисующего света, и эту тень надо полностью высветить (уничтожить), посылая на фон сильный поток света (рис. 44, е).
При обработке позитива не следует добиваться слишком сочной печати или переводить общее изображение в нейтрально-серый тон и излишне выявлять фактуру.
Портрет выглядит эффектнее, если он напечатан с применением растушевки, когда края изображения сведены к чисто белому тону.
Вряд ли будет оправдано тонирование отпечатков в тон сепии, так как все изображение будет переведено в иную, не белую тональность.
Легкость и воздушность светлой гаммы тонов, характерных для выражения личности в портрете в светлой тональности, предопределяют выбор объектива. Естественно, что в унисон тональности от оптики здесь требуется мягкий пластический рисунок. Несоответствием могут прозвучать четкие линии в результате применения резко рисующего объектива.
В том случае, когда в распоряжении фотографа нет мягкорисующих портретных объективов, можно смягчить рисунок имеющегося объектива. Для этого на него надевают диффузор (рассеиватель света) ДС-451. Неплохие результаты по смягчению оптического рисунка достигаются применением диффузоров и при проекционной печати.
Отфиксированный и промытый отпечаток подвергают иногда полному или частичному (посредством тампона) ослаблению в обыкновенном ослабителе по Фармеру. Первое делается для смягчения общей тональности, второе – в тех местах, где тональность излишне темна.
Портрет в светлой тональности – это художественное произведение, которое может быть различно воспринято в зависимости от характера печати, т. е. от обработки позитива (каширования, травления и т. д.). Вот почему рекомендуется всю работу – от съемки до печати включительно – производить самому фотографу.
Выдающиеся портретисты – Н. А. Петров, А. П. Штеренберг, С. К. Иванов-Аллилуев и др. - показали, что в позитиве можно законченно выработать одну часть изображения, высветлить участки темного тона, оставить "недосказанными" второстепенные элементы. Говоря иными словами, работа над композицией продолжается и во время позитивного процесса.
Портрет в светлой тональности как стилистическая форма утвердил себя давно. Эффект светлого на светлом – основа современного фотопортрета в светлой тональности – часто встречался в произведениях Клода Моне, Огюста Ренуара и их современников, полностью изгнавших черный цвет. Даже черную одежду и места самых глубоких теней они передавали не жженой костью, а берлинской лазурью.
Означает ли создание в наше время фотографического портрета в светлой тональности возвращение к старым образцам? С точки зрения одной лишь формы, несомненно, так. Но в смысле содержания, идеи современный портрет в светлой тональности – отнюдь не подражание старому. Глубоко проникая во внутренний мир человека, фотография уверенно прокладывает свой путь в искусстве. Портрет в светлой тональности уместен как результат особого мироощущения.
В портретной практике находит довольно широкое применение модификация, именуемая портретом в светлой тональности в полную силу. Это очень изящный портрет. Он подходит для лиц всех возрастов и очень ценен тем, что отлично смоделирован светом и почти не требует ретуши негатива. При этом освещение модели остается без изменения, все же остальное (время экспонирования при съемке, проявление негатива, обработка позитива, подбор фотобумаги, рецептура растворов и сила печати) происходит по обычной, как и для всех прочих видов портретных работ, технологии.