Со вторым типом ценностных ориентации

  нв ПЖ ЭР СЭр ПЛ т ст ЭМ АВ ЭГ АГ ПО пч ЗА ДР АЛ
нв     0,45     0,60 0,45   0,63              
нт                                
пж 0,71   0,46 0,50 0,61 0,69 0,53   0,57              
ЭР   0,46       0,55 0,48     0,44            
СЭр           0,65 0,45                  
пл           0,46               0,47    
СП                     0,47          
т                   0,46            
эм                       0,53     -0,51 -035
сэ                       0,42 0,58   -0,47  
АВ                   0,58            
АГ                       0,48        
по                               -0,48
ЗА                             0,50  
ДР                               0,63

Условные обозначения: показаны только — значимые межуровневые корре­ляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила про­цессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эр-гичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.

Данные результаты указывают на высокую зависимость студентов второй группы от оценок окружающих, о чем свидетельствуют мно­гочисленные достоверные связи эмоциональности и социальной эмо­циональности с показателями психодинамического уровня индиви­дуальности. Чем выше чувствительность студентов к оцениванию со стороны, к результатам деятельности и социальных контактов (важ­ные для данных ценностных ориентации критерии), тем они подо­зрительнее, связь с подчиняемостью. говорит о зависимости этих сту­дентов от оценок окружающих в поведении; для получения положительных результатов в деятельности и общении они способ­ны подчиняться. Зависимость у данной группы студентов положи­тельно коррелирует с пластичностью (переключаемостью в предмет­ной деятельности), что говорит о способности студентов быстро переключаться в зависимости от обстоятельств для достижения по­ставленных целей. Таким образом, студенты с ориентацией на цен­ности индивидуальной и социальной реализации сильно зависят от обстоятельств, «подстраиваются» под них, склонны к переключаемости с одних видов деятельности на другие.

Корреляционный анализ межуровневых связей в структуре интег­ральной индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации показал существенные различия между двумя группами студентов, наибольшие отличия обнаружены среди показателей пси­ходинамического и межличностного уровней. Для студентов с ори­ентацией на ценности личной жизни, личного счастья характерно до­минирование таких качеств личности, как авторитарность, эгоистичность, которые реализуются через широкое разнообразие социальных контактов (социальная пластичность) и низкую чувстви­тельность к оценкам со стороны окружения и результатам собствен­ной деятельности. Другая особенность этой группы студентов заклю­чается в том, что им свойственны низкие показатели подчиняемости, то есть для них характерна независимость в поступках и действиях. Студенты со вторым типом ценностных ориентации, наоборот, очень зависимы от результатов собственной деятельности, от чужого мне­ния, оценок окружения, способны к подчинению для достижения по­ставленных целей.

Исследование интраиндивидуальных различий у испытуемых с раз­ным типом ценностных ориентации показывает, что испытуемые с выраженными ценностями личного благополучия обладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели по каждо­му диагностируемому свойству индивидуальности выявили наличие значимой вариабельности свойств. Испытуемым присущи различные показатели по таким характеристикам, как уровень процессов возбуж­дения, социальная эргичность, темп, авторитарнсть, агрессивность и подчиняемость. У испытуемых с выраженными ценностями самоут­верждения обнаруживаются значимые интраиндивидуальные различия по таким характеристикам, как социальная эргичность, социальный темп, эгоистичность и альтруистичность.

Вывод:в зависимости от особенностей ценностных ориентации Проявляются особенности индивидуальности на всех анализируемых Уровнях. Иначе говоря, специфика ценностных ориентации как свой­ство субъекта оказывает существенное влияние на специфику структурирования индивидуальности.

3.3. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ НА СПЕЦИФИКУ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ

В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

В настоящее время становится актуальной проблема изучения ус­ловий саморазвития человека, реализации заложенного в нем потен­циала, самоактуализации, условий развития личности как целостного саморазвивающегося субъекта.

Эта проблема занимает ведущее место как в зарубежной гумани­стической психологии, так и в отечественной. На современном этапе самоактуализация личности связывается с процессом развития лично­сти как субъекта жизнедеятельности и формирования жизненной стра­тегии (К. А. Абульханова-Славская), субъекта развития (Б. Д. Элько-нин), субъекта интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская), субъекта свободнго выбора (В. А. Петровский), ответственности, нрав­ственности и веры (Б. С. Братусь), смысла (Д. А. Леонтьев), саморегу­ляции произвольной активности человека (О. А. Конопкин, В. А. Иван-ников).

Использование принципа гуманистической трактовки человека как интегральной системы (Б. Г. Ананьев, 1968; М. Я. Басов, 1975; В. В. Бе­лоус, 2000; А. В. Брушлинский, 1991; Е. А. Климов,1997; А. Маслоу, 1977; Б. А. Никитюк, 1995; К. Роджерс, 1978 и др.) позволяет изучить влияние сформированного уровня самоактуализации личности на осо­бенности взаимосвязи разнопорядковых свойств в структуре целост­ной индивидуальности.

Актуальность данной работы связана с тем, что проблема самоак­туализации личности является значимой для студенческого возраста. Выявление индивидуально-психологических особенностей личности с различным уровнем самоактуализации позволяет получить инфор­мацию о тех индивидуальных особенностях, которые способствуют развитию данного качества личности.

Проблема самоактуализации в основном изучалась в рамках гума­нистического направления психологии личности. Вопросов самоак­туализации в той или иной степени касались такие исследователи, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт.

Основные положения гуманистической школы психологии лично­сти сформировал Гордон Олпорт (1897-1967). Одним из главных по­стулатов его теории было положение о том, что личность является от­крытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что на обоб­щение личности и общества влияет не стремлением к уравновешива­нию со средой, а взаимообобщение, взаимодействие. Он одним из пер­вых заговорил об уникальности каждого человека, так как каждый является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite-черта. Эти черты личности он разделял на основные, которые стимулируют поведение и являются врожден­ными, и инструментальные, которые оформляют поведение и форми­руются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личнос­ти. Олпортом было введено понятие «проприум». Проприум представляет собой позитивное, стремящееся к росту творческое свой­ство человеческой природы. Олпорт рассматривал личность как сущ­ность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становле­ния. По его мнению, созревание человека есть непрерывающийся, продолжающийся всю жизнь процесс становления.

Большой вклад в разработку проблемы самоактуализации внес Карл Роджерс (1902—1987). Согласно его теории, в каждом человеке от рож­дения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Одна­ко воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб­ностях и принять ценности, навязанные другими. Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник не­удовлетворенности, аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Человек, использующий свои таланты, способности и возмож­ности, реализует свой личностный потенциал, стремится к развитию, познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс назвал такого человека «полноценно функционирующим». Полноценно функциони­рующему человеку присущи следующие основные личностные харак­теристики: открытость переживанию, то есть способность слышать себя, чувствовать эмоциональные и когнитивные переживания и осоз­навать их без противоречий; экзистенциальный образ жизни, то есть Умение жить насыщенно, осознавая уникальность и неповторимость Каждого момента жизни; организмическое доверие, то есть способность человека опираться в принятии решений на свои собственные внут­ренние ощущения; эмпирическая свобода, которая выражается в воз­можности человека жить свободно, с учетом собственных желаний и Мотивов, без запретов и ограничений; креативность — творческий об­раз жизни.

Джордж Келли (1905—1967) в своей теории личности затронул воп­росы самоактуализации, изучая мотивационные компоненты поведе­ния человека. Келли считал, что суть жизни — движение и развитие и человек представляет собой одну из форм такого всепроникающего движения.

Наибольший вклад в понимание самоактуализации внес Абрахам Мас-лоу. Он определяет самоактуализацию как «полное использование талан­тов, способностей, возможностей и т. п.» (Д. А. Леонтьев, 1987, с. 150).

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного чело­века, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное чело­веческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями» (Д. Лоули, А. Максвелл, 1967, с. 91).

А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализиру­ющихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней;

2) принятие себя, других, природы;

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на проблеме;

5) независимость: потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть оценки;

8) мистичность и опыт высших состояний;

9) чувства сопричастности, единения с другими;

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) разграничение средств и усилий;

13) философское, невраждебное чувство юмора;

14) креативность;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.

А. Маслоу подчеркивает, что психологический рост осуществляет­ся посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подра­зумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного. Она включает выбор достойных творческих задач. Однако процесс самоактуализа­ции может быть ограничен:

1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении;

2) социальным влиянием и групповым давлением, которое часто дей­ствует вопреки нашим желаниям и представлениям;

3) внутренними защитами, которые отрывают нас от себя.

В отечественной психологии проблеме самоактуализации также уделяется большое значение. Большой вклад в изучение развития лич­ности, ее личностного роста и самоопределения внесли такие психо­логи, как С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Логи­нова, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, Д. А. Леонтьев, П. М. Якобсон и многие другие.

Методологические основы к данной проблеме были заложены С. Л. Рубинштейном. Он рассматривал проблему самоопределения в контексте проблемы детерминации, то есть исходя из того, что вне­шние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация. В понимании самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» (Ю. В. Павличенко, 1995, с. 380).

По отношению к этому уровню — уровню человека — в понятии самоопределения для С. Л. Рубинштейна выражается суть принципа детерминизма. «Смысл его заключается в подчеркивании роли внут­реннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» (С. Л. Рубинштейн, 1989, с. 382).

Подход, намеченный С. Л. Рубинштейном, развивает в своих ра­ботах К. А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С. Л. Рубин-Штейна, центральным моментом самоопределения является само-Детерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определенную позицию. Согласно К. А. Абульхановой-Славской, чем более зрелой с психологической и социаль­ной точки зрения является личность, тем более возрастает ее спо­собность к дальнейшему развитию. Период личностной зрелости открывает качественно новые и социально ценные возможности ее становления.

Под руководством А. В. Петровского был проведен ряд работ по Изучению так называемого самоопределения личности в группе, или Коллективистического самоопределения. В этих работах самоопреде­ление раскрывается как феномен группового взаимодействия.

Большой вклад в изучение проблемы личностного роста и самосо­вершенствования внес П. М. Якобсон. Он изучал психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якоб­сон говорил, что полноценная личность обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, твор­ческое отношение.

Е. Е. Вахрамовым изучалась самоактуализация в контексте жизнен­ного пути человека. Он рассматривал индивидуальный смысл как при­жизненное приобретение человека и анализировал этапы его станов­ления. Е. Е. Вахрамов показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологическо-го подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные объяснения частного смысла, а то общее, что связывает воедино всю предшествующую жиз­ненную мозаику и способствует нахождению «сквозного смысла».

Исследование индивидуальных особенностей личности в рамках теории интегральной индивидуальности позволяет рассматривать ин­дивидуальные различия с позиции системного подхода, успешно реа­лизованного в концепции В. С. Мерлина, и создает условия для обна­ружения специфических особенностей взаимодействия подсистем целостной индивидуальности, в зависимости от успешности самоак­туализации личности.

Для исследования влияния уровня самоактуализации на особенно­сти структур интегральной индивидуальности использовались следу­ющие методы:

■ самоактуализационный тест (CAT);

■ опросник структуры темперамента (ОСТ);

■ опросник межличностных отношений Т. Лири.

В исследовании приняли участие 146 девушек в возрасте 18-23 лет, которые являются студентками Ставропольского государственного университета, факультетов психологии, экономики, филологии и жур­налистики.

Всего в исследовании анализировались двадцать два показателя индивидуально-психологических качеств личности, измеряемых по шкалам: компетентность во времени, шкала поддержки, ценностных ориентации, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанно­сти, самоуважения, самопринятия, представления о природе челове­ка, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных по­требностей и креативности, свойства темперамента, а также восемь стилей межличностного взаимодействия.

Обработка первичных данных осуществлялась с помощью приме­нения корреляционного анализа Ч. Спирмена и факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA—5.0».

Для выделения высокого и низкого показателя уровня самоактуа­лизации использовался квартальный метод определения высоких и низких значений. В качестве показателя вариативности полученных оценок брался межквартильный размах.

Квартили — три значения переменной, относительно которых ран­жированный вариационный ряд распадается на четыре равные части. То есть получается три интервала (25%, 50%, 25%), согласно которым можно определить высокие, средние и низкие показатели переменной. Для определения высоких и низких показателей самоактуализации была выбрана шкала поддержки самоактуализационного теста. Это базовая шкала, содержащая в себе 91 пункт; она наиболее полно опи­сывает многомерную величину — самоактуализацию.

Меньший квартиль по шкале поддержки имеет показатель (39), а больший (56). Поэтому если по шкале поддержки испытуемый полу­чал менее 39 баллов, то он распределялся в группу с низким уровнем самоактуализации, а если более 56 — то в группу с высоким уровнем самоактуализации.

Для того чтобы изучить особенности целостной индивидуальнос­ти, одноуровневых показателей и специфику отдельных свойств и ка­честв индивидуальности применялся факторный и корреляционный анализ.

Наши рекомендации