В) Русская интеллигенция. Духовный склад
Кем бы и когда бы ни делалось «портретирование» русской интеллигенции, а оно предпринималось много раз, оно никогда не могло удовлетворить всех ее представителей одновременно; всегда кому-нибудь из них одни черты казались преувеличенными, а другие преуменьшенными. Поэтому мы пойдем здесь (сначала) особым путем: будем указывать только те черты русской интеллигенции, которые подмечались и обсуждались ею самою, т. е. будем приводить высказывания (выделено в тексте, кроме особо отмеченных случаев, всюду нами). (См. также Облик толпы).
(1) «В нашей литературе много раз указывалась духовная оторванностьнашей интеллигенции от народа. По мнению Достоевского, она пророчески предуказана была уже Пушкиным, сначала в образе вечного скитальца Алеко, а затем — Евгения Онегина, открывшего собой целую серию "лишних людей" »; «В своем отношении к народу, служение которому своею задачей ставит интеллигенция, она постоянно и неизбежно колеблется между двумя крайностями — народопоклонничества и духовного аристократизма. Потребность народопоклонничества в той или другой форме (в виде ли старого народничества, ведущего начало от Герцена и основанного на вере в социалистический дух русского народа, или в новейшей, марксистской форме, где вместо всего народа такие же свойства приписываются одной его части, именно "пролетариату") вытекает из самых основ интеллигентской веры. Но из нее же с необходимостью вытекает и противоположное — высокомерное отношение к народу, как к объекту спасительного воздействия, как к несовершеннолетнему, нуждающемуся в няньке для воспитания к "сознательности", непросвещенному в интеллигентском смысле слова» (Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество //Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции, 2-е изд. М., 1909, с. 59—60).
(2) «Правые и левые видят совершенно иное лицо русского
человека и лицо России. Возьмем левый портрет.Это вечный искатель, энтузиаст, отдающийся всему с жертвенным порывом, но
часто меняющий своих богов и кумиров. Беззаветно преданный на
роду, искусству, идеям, положительно ищущий, за что бы пострадать, за что бы отдать свою жизнь. Непримиримый враг всякой
неправды, всякого компромисса. Максималист в служении идее,
он мало замечает землю, не связан с почвой (см. Почвенничество.
Родная земля, пункт Б. —Ю.С.) —святой беспочвенник (как и святой бессеребренник), в полном смысле слова. Из четырех стихий
ему всего ближе огонь, всего дальше земля, которой он хочет служить, мысля свое служение в терминах пламени, расплавленности, пожара. [...]
Однако этот столь юный, последний в русской культуре, интеллигентский слой не лишен совершенно народных корней,или, точнее, соответствий. Потому что здесь мы имеем дело не с прямым влиянием из народной глубины, а с темной, подсознательной игрой народного духа, которая в судьбе отщепенцев и мнимых апатридов (см. Диссиденты. — Ю.С.) повторяет черты иного, очень глубокого и вполне народного лица. Отщепенцы, бегуны, искатели, странники встречаются не только наверху, но и внизу народной жизни. Их мы видим среди многочисленных сектантов, но также среди еще более многочисленного слоя религиозно обеспокоенных, ищущих, духовно требовательных русских людей. В них живет по преимуществу кенотический (от греч.«скудость», «добровольное самоуничижение и отрешение от земных благ». — Ю.С.) и христологический тип русской религиозности, вечно противостоящий в ней бытовому и литургическому ритуализму... Это не значит, что у него не было истоков в древней Руси — они были даны в кенотическом типе русской святости, — но в оторванности от почвы, в скитальчестве своем эта духовная форма принадлежит новейшей истории» (Федотов Г.П. Письма о русской культуре. — Впервые опубл. в журн. «Русские записки», Париж, 1938, № 3; здесь цит. по изд.: Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб.: Наука, 1992,с. 404—405);
(3) «Интересы распределения и уравнения в сознаниии чувствах
русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества. Это одинаково верно и относительно сферы материальной, и относительно сферы духовной:к философскому творчеству русская интеллигенция относилась так же, как и к экономическому производству»; «С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине. А философия есть школа любви к истине, прежде всего к истине. Интеллигенция не могла бескорыстно отнестись к философии, потому что корыстно относилась к самой истине, требовала от истины, чтобы она стала орудием общественного переворота, народного благополучия, людского счастья... Основное моральное суждение интеллигенции укладывается в формулу: да сгинет истина, если от гибели ее народу будет лучше житься, если люди будут счастливее, долой истину, если она стоит на пути заветного клича "долой самодержавие"» (Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда//Вехи, 2-е изд. М., 1909, с. 3 и 7; выделено в тексте Бердяевым).
Как точно констатирует Бердяев! Как ясно — в 1909 году! — отвечает он на будущий вопрос самой же потрясенной интеллигенции 1936 года: «Как могли Бухарин и другие жертвы сталинских процессов над "врагами народа" так легко согласиться с фальшивым обвинением, так без сопротивления принять на себя вину?».
(4) Бердяев продолжает: «К объективным идеям, к универсальнымнормам русская интеллигенция относилась недоверчиво,так как предполагала, что подобные идеи и нормы помешают боротьсяс самодержавием и служить "народу",благо которого ставилось выше вселенской истины и добра. Это роковое свойство русской интеллигенции, выработанное ее печальной историей, свойство, за которое должна ответить и наша историческая власть [...] привело к тому, что в сознании русской интеллигенции европейские философские учения воспринимались в искаженном виде, приспособлялись к специфическим интеллигентским интересам, а значительнейшие явления философской мысли совсем игнорировались. Искажен и к домашним условиям приспособлен был у нас и научный позитивизм, и экономический материализм, и эмпириокритицизм, и неокантианство, и ницшеанство» (там же, с. 10).
«Нужно, наконец, признать, что "буржуазная" наука и есть именно настоящая, объективная наука, "субъективная" же наука наших народников (Бердяев имеет в виду «субъективный метод» Н.К. Михайловского. — Ю.С.) и "классовая" наука наших марксистов имеют больше общего с особой формой веры, чем с наукой. Верность вышесказанного подтверждается всей историей наших интеллигентских идеологий: и материализмом 60-х годов, и субъективной социологией 70-х, и экономическим материализмом на русской почве» (Бердяев, там же, с. 12).
Но это же подтверждают и «учение Лысенко» в биологии, и «новое учение о языке» Марра в языкознании, и проклятия генетике и кибернетике в 1950-е годы.
«Материализм и эмпириокритицизм», книга В.И. Ленина, еще только выходил в свет (в том же 1909 г.), а слова Бердяева уже были ее убийственным эпиграфом. Как же могли «Ленин и партия» иначе отнестись и к сборнику «Вехи», нежели как к «энциклопедии либерального ренегатства»! (См. далее Правда и Истина.)
(5) Сборник «Вехи»,из которого мы так много цитируем, вышел в свет в 1909 г. и уже в том же году был выпущен 2-м изданием. Вопреки предвзятой и часто недобросовестной критике, это был сборник не о революции 1905—1906 годов, а, как гласил его заголовок, «Сборник статей о русской интеллигенции». Внем подводились итоги не революции, а отношению интеллигенции к революции — притом именно к революции 1905—1906 годов. Итоги были двоякими: жесткая, может быть, впервые в русской истории столь жесткая, но и впервые столь меткая, критика и самокритикарусской интеллигенции, и ее отрицательное отношение к такой революции.
Всборнике были напечатаны: Н.А. Бердяев «Философская истина и интеллигентская правда», С.Н. Булгаков «Героизм и подвижничество», М.О. Гершензон «Творческое самосознание», А.С. Изгоев «Об интеллигентной молодежи», Б.А. Кистяковский «На защиту права», П.Б. Струве «Интеллигенция и революция», С.Л. Франк «Этика нигилизма». В каждой статье содержался глубокий анализ положения дел в соответствующей, выбранной автором области, а затем некоторый прогноз и горячие рекомендации.
Бердяевпризывал от предвзятой, политической оценки философских и научных теорий обратиться к их объективной оценке в соответствии с требованиями научной истины и философских критериев.
Булгаков,анализируя отношение интеллигенции к религии, констатировал: «...Пока интеллигенция всю силу своей образованности употребляет на разложение народной веры, ее защита с печальной неизбежностью все больше принимает характер борьбы не только против интеллигенции, но и против просвещения (см. здесь Черная сотня. — Ю.С.), раз оно в действительности распространяется через интеллигенцию, — обскурантизм становится средством защиты религии... Устанавливаются по этому уродливому масштабу фактические группировки людей на лагери, создается соответствующая психологическая среда, консервативная, деспотическая. Нация раскалывается надвое, и в бесплодной борьбе растрачиваются лучшие ее силы» (с. 67). Это было предчувствие гражданской войны. Но, заключал Булгаков, «рядом с антихристовым началом в этой интеллигенции чувствуются и высшие религиозные потенции, новая историческая плоть, ждущая своего одухотворения»; Булгаков призывал интеллигенцию осознать эти свои потенции.
Струвеконстатировал, что русская интеллигенция характеризуется особым качеством — «интеллигентским противогосударственным отщепенством» (см. далее Диссидентство. — Ю.С.), от которого она будет — и должна — избавляться. Но «русская интеллигенция, отрешившись от безрелигиозного государственного отщепенства, перестает существовать как особая культурная категория. Сможет ли она совершить огромный подвиг такого преодоления своей нездоровой сущности? От решения этого вопроса зависят в значительной мере судьбы России и ее культуры» (с. 173). Струве, в качестве прогноза («гороскопа», как он говорит), указывает две возможности. Либо интеллигенция «обуржуазится», примирится с государством и распределится по разным классам общества. Либо «может наступить в интеллигенции настоящий духовный переворот, который явится результатом борьбы идей. Только этот переворот и представляет для нас интерес в данном случае... Нам нужна, конечно, упорная работа над культурой. Но именно для того, чтобы в ней не потеряться, а устоять, нужны идеи, творческая борьба идей» (с. 173—174).
Франкдал своей статье подзаголовок «К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции ». Как и другие авторы, он начинал с констатации: «Два факта величайшей важности должны сосредоточить на себе внимание тех, кто хочет и может обсудить свободно и правдиво современное положение нашего общества и пути к его возрождению. Это — крушение многообещавшего общественного движения, руководимого интеллигентским сознанием, и последовавший за этим событием быстрый развал наиболее крепких нравственных традиций и понятий в среде русской интеллигенции» (с. 175). Конечный, после подробного анализа, призыв Франка был таков: «От непроизводительного, противокультурного нигилистического морализмамы должны перейти к творческому, созидающему культуру религиозному гуманизму»(с. 210,выделено в тексте им).
Статья Изгоева была посвящена конкретным вопросам воспитания детей и молодежи в интеллигентской среде и содержала, в частности, интереснейшие статистические данные о семьеи школе(которых так не хватает в упомянутой книге В.Р. Лейкиной-Свир-ской). Изгоев посвятил свою статью столь же конкретным вопросам о правовых знаниях русской интеллигенции и более общему вопросу — о ее отношении к праву — часто отрицательному (см. далее Гражданское общество; Закон).
Отрицательное отношение к революции в том ее виде, как она произошла в 1905—1906 гг. и какой обещала быть революция в России в будущем,буде она грядет, было выражено, в самой резкой форме во всем сборнике, индивидуально в статье М.О. Гершензона«Творческое самосознание»: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться его мы должны пуще всяких казней власти и благославлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной» (с. 89). В критике, особенно большевистской, эти слова приписывались всему коллективу сборника, между тем как в предисловии к 1-му изд. было сказано: «Революция 1905—1906 гг. и последовавшие за нею события явились как бы всенародным испытанием тех ценностей, которые более полувека, как высшую святыню, блюла наша общественная мысль... По существу поражение интеллигенции не обнаружило ничего нового. Но оно имело громадное значение в другом смысле: оно... глубоко потрясло всю массу интеллигенции и вызвало в ней потребность сознательно проверить самые основы ее традиционного мировоззрения, которые до сих пор принимались слепо на веру... Так возникла предлагаемая книга: ее участники не могли молчать о том, что стало для них осязательной истиной... Люди, соединившиеся здесь для общего дела, частью далеко расходятся между собою как в основных вопросах "веры", так и в своих практических пожеланиях; но в этом общем деле между ними нет разногласий... » (с. I—II).
Кроме того, сам Гершензон во 2-м изд. сделал к этой несчастлив вой фразе следующее примечание: «Эта фраза была радостно подхвачена газетной критикой, как публичное признание в любви к штыкам и тюрьмам. Я не люблю штыков и никого не призываю благословлять их; напротив, я вижу в них Немезиду. Смысл моей фразы тот, что всем своим прошлым интеллигенция поставлена в неслыханное, ужасное положение: народ, за который она боролась, ненавидит ее, а власть, против которой она боролась, оказывается ее защитницей, хочет ли она того или не хочет. "Должны" в моей фразе значит "обречены": мы собственными руками, сами не сознавая, соткали эту связь между собою и властью — в этом и заключается ужас, и на это я указываю» (с. 89; нужно заметить, однако, что в то время, как участники сборника — вожди «веховства» в 1922 г. были высланы из СССР, М.О. Гершензон остался здесь).