Первичная диагностика личных параметров 4 страница
_______________________________________
5.В чем состоит отличие в результативности работы «сборных» групп и групп, сформированных из членов одного профессионального коллектива?
_______________________________________
6.Охарактеризуйте роль и место подготовки к организации и проведению группового психологического тренинга.
_______________________________________
7.Назовите основные формы пространственной организации тренинга и дайте им краткую характеристику.
_______________________________________
8.Охарактеризуйте роль и место материально-технического оснащения группового психологического тренинга.
_______________________________________
9.Изучите приложения №2-4. Это образцы составления Свода правил для работы в группе. Задание: по-аналогии составьте Свод правил для работы либо с отдельным клиентом, либо с группой в целом.
Приложение 2
ПРАВИЛА ГРУППЫ
1.Честность, искренность и открытость
Группа работает эффективнее, если все участники свободно и открыто выражают свое мнение, не боясь обидеть, не боясь выглядеть глупо или понапрасну отнять время у группы.
2.Прямое выражение чувств
В нашей группе мы занимаемся тренировкой чувств, а потому именно о чувствах мы будем говорить в первую очередь. Чтобы лучше понимать друг друга, имеет смысл называть чувства «по имени». Если слов не хватает, можно привлекать невербальные средства – изобразить, показать чувство так, чтобы это стало понятным другим.
3. «Я»-коммуникации
Каждый в группе обладает своим собственным неповторимым мнением. По этой причине собственное мнение и собственные чувства выражаются в речи с использованием местоимения «Я» (мне, меня, мною).
4.Концентрация на позитивном
Преимущества имеет выражение позитивных чувств. Если возникает необходимость сказать о негативных чувствах, начать все же лучше с позитивного.
5.Активное участие
Каждый участник активно принимает участие во всех упражнениях и дискуссиях. Допускается максимум 3 отказа от участия в упражнениях. Тренеров необходимо поставить в известность, если участник вынужден пропустить какое-либо занятие.
6.Конфиденциальность
События группы и личная информация, которая становится известной в группе, обсуждается только внутри группы.
7.Взаимное участие и взаимопомощь
Участники группы помогают друг другу и тренерам в выполнении упражнений и успешном завершении программы.
Приложение 3
ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ
(к тренингу «ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ»
авт. В. Ромек, Е. Ромек, 2003г.)
1.Наслаждение требует времени
Наслаждению нужно уделить достаточно времени.
2.Наслаждению служит повседневная жизнь
В каждом мгновении жизни есть свое наслаждение.
3.Каждому – свое
Наслаждение у каждого свое собственное.
4.Само собой наслаждение не приходит
Наслаждение требует усилий и концентрации внимания.
5.Позволь себе наслаждаться
Никто не может запретить наслаждаться, если наше наслаждение никому не мешает.
6.Чем меньше, тем больше
Самоограничение ведет к большему наслаждению. Избыточность портит наслаждение.
7.Опыт предшествует наслаждению
Тонкости наслаждения приходят с опытом.
8.Наслаждение внутри нас
Наслаждение – это чувство, а не предмет. Между объектом наслаждения и наслаждением стоит наше умение наслаждаться.
9.Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне
Разделенное с близкими людьми наслаждение не уменьшается, а увеличивается.
10.Наслаждению нужно учиться
И есть люди, которые могут научить наслаждаться жизнью.
Приложение 4а)
КРИТЕРИИ ЦЕЛИ, СОЗДАЮЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЕ
1.Концентрируйтесь на удовольствии, а не на проблеме.
Плохо. Устранить течь крана в душе.
Хорошо. Сделать так, чтобы душ по утрам приносил удовольствие.
2.Сначала думайте о цели, потом ищите средства.
Плохо. Купить новый кран.
Хорошо. Получить максимум наслаждения от душа завтра утром.
3.Разделяйте глобальные цели на маленькие достижимые шаги.
Плохо. Душ всегда должен доставлять мне удовольствие.
Хорошо. Постараюсь получить максимум удовольствия от душа завтра утром.
4.Ставьте перед собой достижимые цели.
Плохо. Моя ванная комната должна быть лучшей во всем городе (недостижимо).
Хорошо. Получить максимум удовольствия от душа завтра утром (достижимо и зависит только от меня).
5.Концентрируйтесь на целях с максимальной свободой собственных действий.
Плохо. Муж должен, наконец, закончить ремонт в ванной (зависит от воли другого человека).
Хорошо. Получать максимум удовольствия от душа по утрам, а для этого помочь мужу закончить ремонт в ванной (зависит только от собственной инициативы).
6.При возможности устанавливайте временные и количественные критерии достижения цели.
Плохо. Закончить ремонт в ванной как можно скорее (фиксация на средстве, отсутствие критерия, зависит от воли другого).
Хорошо. Получить максимум удовольствия от душа завтра утром и помочь мужу закончить ремонт в ванной до нового года.
Приложение 4б)
КРИТЕРИИ ЦЕЛИ, НЕ ПРИНОСЯЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЯ
Постоянно думайте о проблемах, которым трудно найти решение.
Концентрируйтесь на отсутствующих у вас средствах.
Ставьте перед собой глобальные цели.
Ставьте перед собой труднодостижимые цели.
Концентрируйтесь на том, на что вы не имеете никакого влияния.
Не утруждайте себя определением сроков и критериев.
10.Изучите приложения № 5-7. Это образцы составления бланков для получения Обратной связи от работы с клиентом отдельно, либо, в группе. Задание: по-аналогии составьте по 2 бланка Обратной связи 1)для индивидуальной работы с клиентом и 2)для работы клиента в группе.
Приложение 5
Откровенно говоря...
Дата занятия
Мое тренинговое имя___________________________
1. Сегодня общение произвело на меня:
большое впечатление 5 4 3 2 1 никакого впечатления
2.Я чувствовал(а) себя: Свободно 5 4 3 2 1 скованно
3.Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали (какие-либо упражнения, другие моменты работы):
а. _____________________________________________
Ь.______________________________________
с.______________________________________
4. Во время занятия я понял(а), что ...
5. Мне не понравилось ...
6. На месте ведущего я ...
Приложение 6
Откровенно говоря...
Дата занятия
Мое тренинговое имя___________________________
Вспомните сегодняшнюю работу в группе и продолжите следующие фразы:
1. Я понял(а)....
2. Меня удивило ...
3. Я почувствовал(а)...
4. Думаю ...
5. Сегодня меня раздражало ...
6. Мне очень понравилось ...
7. Я не понимаю ...
8. Ведущий группы ...
Приложение 7
Откровенно говоря...
Дата занятия
Мое тренинговое имя__________________________
1. Во время занятия я понял(а), что ...
2. Самым полезным для меня было ...
3. Я был(а) бы более откровенным(ой), если ...
4. Моими основными ошибками на занятии я считаю ...
5. Мне не понравилось ...
6. Больше всего мне понравилось, как работал(а)...
7. На следующем занятии я хотел(а) бы ...
Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:
1.Битянова, М.Р. Программа и сценарий // Школьный психолог. 2000. № 14.
2.Битянова, М.Р. Доброе начало // Школьный психолог. 2000. № 17.
3.Вачков, И.В. Методы психологического тренинга в школе // Школьный психолог. 2004. № 37-43.
4.Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М., 2004, с. 116.
5.Леонгард, К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д, 1977
6.Макшанов, С.И. Принципы психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. № 3.
7.Макшанов, С.И. Психология тренинга. - СПб., 1997.
8.Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001, с. 12-73.
9.Ромек, В., Ромек, Е. Знакомство в группе//Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. - СПб, 2003.
10.Ясвин, В.А. Методические основы тренинга для педагогов // Образовательная среда. От моделирования к проектированию. - М., 2001.
2.3. Комплексное задание для самостоятельной работы к
разделу III
«Личность группового тренера»
Объясните свой ответ.
1.Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)?
____________________________________________
2.Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения
_______________________________________
3.С каким из двух утверждений вы согласны:
А) Успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник
______________________________________________________
Б) Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия, что определяется в первую очередь личностными особенностями ведущего. Подумайте, правомерно ли выделять только один фактор, влияющий на эффективность тренинга
_________________________________________________
4.В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу?
_______________________________________
5.Назовите важнейшие психологические особенности применения видеосъемки во время психологического тренинга
_______________________________________
6.Существует ли соответствие между формами анализа видеозаписей и изменением стиля руководства тренинговой группой? Если да, то в чем оно состоит?
_______________________________________
7.Как вы считаете, можно ли и нужно ли использовать во время психологического тренинга скрытую камеру?
___________________________________________
8.В чем суть первой западни для ведущего? Как ее избежать?
_______________________________________
9.В чем суть второй западни для ведущего? Как ее избежать?
_______________________________________
10.Как вы думаете, какие еще западни могут ожидать ведущего тренинговой группы?
_______________________________________
11.Почему ведущему тренинга не рекомендуется злоупотреблять дидактическими выводами и морализаторством?
____________________________________________
Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.
1.Попустительский стиль руководства является самым непродуктивным и потому совершенно неприемлем для ведущего группы
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
2.Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами: гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
3.В тренинге могут возникнуть ситуации, когда ведущему приходится отказаться на какой-то период от демократического стиля руководства группой
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
4.Правомерно осуществлять видеосъемку на тренинге, если только один из участников группы против этого.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
5.Участники групп обычно утверждают, что их внешность на экране сильно, отличается от их собственных представлений о своей внешности
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
6.Участники групп в большинстве случаев легко узнают свой голос, услышанный в записи, он им нравится, и у них не возникает желания его корректировать
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
7.Участники групп практически никогда не узнают свой голос в записи
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
Задание для самоподготовки:
1.Выпишите в тетрадь положения теории и практики психологических воздействий психолога на клиента, а также требования психологической и профессиональной этики (науки о нравственном и профессиональном долге, этике психолога по отношению к клиентам) в той части, которая касается практического психолога, ведущего тренинговых групп.
2.Сделать конспект по книге Г.С. Абрамовой Практическая психология. Учебник для студентов вузов, 2001г.; II глава Практическая этика и практическая психология как профессиональная деятельность, стр.19-34
3.Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных
__________________________________________________________
Обоснуйте свою точку зрения
_______________________________________
4.Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы.
_______________________________________
5.Какое понятие раскрывается в следующем определении:» ...... – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом»?
6.Раскройте содержание ролей, которые играет ведущий группы, согласно подходу И. Ялома.
_______________________________________
7.Какое слово – «снимает» или «повышает» – нужно вставить в следующее высказывание: «Совмещение деятельности ведущего с достаточно эпизодической работой оператором в значительной мере............. страх перед камерой у участников».
8.Какие умения можно формировать у участников группы в результате анализа видеозаписей отдельных эпизодов тренинга?
___________________________________________
9.Назовите формы анализа видеозаписей и порядок их использования в психологическом тренинге развития самосознания.
_______________________________________
10.Объясните психологический механизм воздействия просмотра и анализа видеозаписей на участников тренинга.
_______________________________________
11.Какие изменения в самосознании участников вызывают применение видеосъемки и анализ записей в процессе психологического тренинга?
_______________________________________
На каких структурах самосознания особенно сказывается эта работа?
_______________________________________
12.Вставьте в это предложение слова «невозможно», «абсолютно реально» или «очень трудно» и обоснуйте свое мнение: «Изменить установки человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности в самоизменении и саморазвитии только словесными воздействиями.......».
13.Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: «............ психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации........... психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения».
14.Выразите свое отношение к следующим высказываниям, характеризующим жизненное кредо разных людей:
«Жизнь - это сплошной обман»
______________________________________________________
«Жизнь - однообразна и скучна»
______________________________________________________
«Меня в этой жизни ничего не волнует»
______________________________________________________
«Я уже нахлебался досыта из жизненной чаши»
______________________________________________________
«Мне каждый день, как подарок»
______________________________________________________
15.Проанализируйте эти высказывания с точки зрения содержания в них парадигмы жизни:
«Жизнь - это сплошной обман»
______________________________________________________
«Жизнь - однообразна и скучна»
______________________________________________________
«Меня в этой жизни ничего не волнует»
______________________________________________________
«Я уже нахлебался досыта из жизненной чаши»
______________________________________________________
«Мне каждый день, как подарок»
______________________________________________________
16.Прочитайте эти высказывания как будто-бы это позиция психологов. Определите, содержанием каких норм практической этики они владеют/невладеют
«Жизнь - это сплошной обман»
______________________________________________________
«Жизнь - однообразна и скучна»
______________________________________________________
«Меня в этой жизни ничего не волнует»
______________________________________________________
«Я уже нахлебался досыта из жизненной чаши»
______________________________________________________
«Мне каждый день, как подарок»
______________________________________________________
17.Сформулируйте свой (личный) этический кодекс, пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите (насколько это возможно) несколько раз предложение: «Я никогда не сделаю другому человеку...», а в правой колонке то же самое сделайте с предложением: «Я всегда сделаю для другого человека…»
Личный этический кодекс
«Я никогда не сделаю другому человеку...» | «Я всегда сделаю для другого человека…» |
Продолжите выполнение задания, изменив предложение в левой колонке так «Я никогда не сделаю себе…», а в правой колонке так «Я всегда сделаю для себя...»
«Я никогда не сделаю себе…» | «Я всегда сделаю для себя…» |
Докажите необходимость рефлексии в содержании личного этического кодекса.
_______________________________________
14.Сформулируйте свое жизненное кредо. Проанализируйте его с точки зрения содержания в нем парадигмы жизни.
Моё жизненное кредо
______________________________________________________
Анализ
_______________________________________
Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М : Академический Проект, 2001. - 480 с.
2.Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. - 380 с.
3.Вачков, И.В. «Основы технологии группового тренинга». Учеб. пособие. М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.
4.Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
5.Захаров, В.П., Хрящев, Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
6.Немиринский, О.В. Терапевтическая роль групповой динамики // Московский психотерапевтический журнал. - 1993. - № 3. - с. 5-25.
7.Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
2.4. Комплексное задание для самостоятельной работы к
Разделу IV
«Краткая характеристика основных видов тренинга»
Объясните свой ответ.
1.Кто был основателем трансакционного анализа? Какому направлению мировой психологии особенно близок трансакционный анализ?
___________________________________________
2.Назовите уровни группового процесса, выделяемые групп-аналитиками.
____________________________________________
3.Объясните содержание понятий «Взрослый», «Родитель», «Ребенок», используемых в трансактционном анализе.
_______________________________________
4.Назовите пять основных принципов использования ролевых игр, на которые опираются современные психодраматисты.
_______________________________________