Методы логопсихологии как науки. Изучение анамнестических сведений в процессе психолого-педагогического обследования детей с речевой патологией.
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осуществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта.
Методы логопсихологии:
- психодиагностика
- психологическая помощь(коррекция и терапия).
Так, методы могут быть расположены по степени возрастания строгости – от наблюдения до экспериментальных методов.
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.
· Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.
· Научное – является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.
· Включенное – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними.
Эксперимент может быть:
· лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
· естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;
· констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Для обозначения психологической помощи применяют два термина – психокоррекция и психотерапия.
Методы психологической помощи, применяемые в логопсихологии, – поведенческий, когнитивистский, психоанализ, гештальт- и телесно-ориентированный, психодрама, психосинтез, трансперсональный и др.
Так, в дошкольном возрасте наиболее адекватны симптоматическая (коррекция памяти, внимания, эмоций и т.д.) и семейная психотерапии, в более старшем, по мере формирования личности, различные варианты патогенетической терапии.
Для многих речевых нарушений оказываются необходимы те или иные формы коммуникативного тренинга с учетом специфики расстройства.
· Например, при экспрессивной алалии важна опора на невербальные средства коммуникации с постепенным расширением ее речевой составляющей.
· Для заикающегося необходим тренинг уверенности в себе, осознание своего равенства с партнером по общению.
· При ринолалии на первый план выходит изменение самооценки, принятие себя.
Результатом психолого-педагогического обследования является определение сущности нарушения (диагноз) и прогнозирование потенциальных возможностей и путей обучения ребенка.
Важное значение при этом приобретает изучение анамнестических сведений:
· основные этапы развития ребенка по данным родителей и дополнить их сведениями персонала тех учреждений, где ребенок обучался, воспитывался, лечился.
· Необходимо отметить состояние матери во время беременности,
· особенности родов,
· раннее общее и речевое развитие ребенка (когда он начал держать головку, сидеть, стоять, ходить; отметить время появления зубов; появление и характер гуления и лепета, первых слов и фраз, особенности речевого общения и поведения),
· болезни раннего возраста и их характер.
Таким образом, во время изучения анамнеза уточняется состояние и развитие различных видов деятельности ребенка: развитие общей моторики и овладение навыками самообслуживания, речевое развитие (понимание обращенной речи и развитие средств коммуникации), развитие интересов и познавательной деятельности, особенности обычного поведения ребенка.
Сбор анамнестических сведений целесообразно проводить в отсутствие ребенка, чтобы не травмировать его. При сборе этих сведений нужно учитывать возможную неискренность родителей, забывание отдельных моментов развития, а поэтому анамнестические сведения должны быть в значительной степени подкреплены данными объективного медицинского исследования ребенка.