Функции агентов и институтов социализации
Социализация и воспитание.
ПЛАН.
- Человек как субъект общественных отношений.
- Что такое социализация.
- Что такое воспитание.
1. КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕК:
1)является членом каких-либо социальных групп;
2)обладает определённым статусным набором;
3)выполняет определённые социальные роли.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это
устойчивая совокупность людей, выделенная и объединённая общностью деятельности, места в системе общественных отношений, цели.
Социальная группа выделяется по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, доход, образование, власть…).
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – это
положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (демографической, национальной, экономической, политической, профессиональной и т.п.).
- Социальные статусы связаны с социальными отношениями, которые как паутина опутывают всё общество.
- Ни один человек не существует вне статусов.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – это
a) манера или способ поведения, вытекающая из социального статуса; модель поведения, ориентированная на данный статус;
b) ожидаемое поведение в типичной ситуации.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это
продолжающийся всю жизнь процесс накопления социального опыта жизнедеятельности, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, осуществляющийся под воздействием общества и его структур.
От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Стадии (жизненные) циклы социализации
Детство.
Юность.
Зрелость.
Старость
Жизненные циклы социализации связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, изменением привычек и образа жизни.
ПО СТЕПЕНИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗЛИЧАЮТ
I. Начальную (раннюю, первичную) социализацию.
Она охватывает детство и юность.
II. Продолженную (зрелую, вторичную) социализацию.
Она охватывает зрелость и старость.
Первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений.
Вторичная социализация осуществляется в сфере социальных отношений.
Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – это
конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
АГЕНТЫ
первичной социализации: | вторичной социализации: |
1) родители; 2) братья и сестры; 3) близкие и дальние родственники; 4) друзья; 5) учителя; 6) др. | 1) должностные лица вуза; 2) должностные лица предприятия; 3) сотрудники телевидения; 4) др. Оказывают менее важное влияние. |
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ − это
социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Первичные институты социализации:
семья, школа.
Вторичные институты социализации:
СМИ, армия, церковь.
ФУНКЦИИ АГЕНТОВ И ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Обучение людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.
- Осуществление социального контроля за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
ПРИЁМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Поощрения (положительные оценки…).
- Наказания (отрицательные оценки…).
Приемы социализации являются одновременно и элементами социального контроля.
1. В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
- Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.
- Ресоциализация − процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни.
3. ВОСПИТАНИЕ – это
процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств его личности.
Воспитание является частью процесса социализации, прививает человеку культурные нормы.
ВОСПИТАНИЕ ВЫРАЖАЕТСЯ В ФОРМЕ:
1) культурных норм;
2) бытовых правил поведения;
3) ценностей и идеалов.
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ –требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым.
ВОСПИТАНИЕ СОСТОИТ ИЗ:
1) целенаправленного прививания свойств и качеств ребенку;
2) стихийного усвоения культурных норм (через наблюдение и подражание).
Между целенаправленным и стихийным воспитанием может обнаруживаться разрыв (между поступком и словом) – конфликт.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
1. В воспитании важен уровень допустимого поведения со стороны воспитателей.
2. Воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей.
3. Воспитание – всегда симметричный процесс: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают родителей.
ВЫВОДЫ
1. Становление личности может происходить только в обществе, когда человек включен в систему общественных отношений.
2. Формируется личность благодаря целенаправленным и стихийным процессам воздействия общества.
3. Социализация – процесс, продолжающийся всю жизнь и осуществляющийся с помощью агентов и институтов социализации.
Воспитание – часть процесса социализации, целенаправленный процесс формирования определенных качеств личности.
№7. Деятельность как способ бытия человека.
Многообразие видов деятельности.
ПЛАН.
1. Что такое деятельность.
2. Структура деятельности.
3. Многообразие видов деятельности.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это
сознательное (целенаправленное) преобразование действительности (общества, природы и самого себя) с помощью искусственных средств.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это
способ отношения к окружающему миру, для которого характерно:
- сознательное отношение к миру;
- преобразовательное отношение к миру (через целеполагание);
- связь с миром через искусственную среду.
ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (т.е. побудитель) –
удовлетворение потребностей.
Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, путей и средств.
ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ − ДЕЙСТВИЕ.
Действие включает в себя:
1) постановку цели (акт сознания);
2) внешне выраженный акт поведения.
ОПЕРАЦИЯ – этоконкретный способ (способы) выполнения действий.
Характер операций зависит от:
1) объективных условий, в которых совершается действие;
2) имеющегося у человека опыта.
ОПЕРАЦИИ ОБЫЧНО МАЛО ИЛИ СОВСЕМ НЕ СОЗНАЮТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, Т. Е. ВЫПОЛНЯЮТСЯ НА УРОВНЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Чтение – автоматический навык.
2. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: объект, субъект, цель, средства, результат.
1. Объект – то, на что направлена деятельность (пальто).
2. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (портной).
3. Цель – идеальный образ в сознании того результата, который желает достичь человек (сшить пальто). Целью может выступать только то, что соответствует реальным возможностям.
4. Средства – то (сырье, материалы, орудия труда, коммуникации), что необходимо задействовать для достижения цели.
5. Результат – итог: то, к чему стремился человек. Его достижение возможно только в том случае, если средства выбраны правильно.