От переживания бытия к соприкосновению с ценностью
Как мы уже видели, в рамках отношений ценности развивают свое воздействие на субъекта, который благодаря этому воздействию изменяется. Ценности очень глубоко затрагивают человека и создают близость. Это является их особенностью — побуждать человека уделить им внимание, т.е. воспринять близость и удержать ее. Ценности привлекают нас, и мы ожидаем и предчувствуем их переживание как что-то позитивное. Они потому глубоко затрагивают человека, что обращаются к его витальности и приводят ее в движение. Захватывает ли чувство нас, схватываем ли чувство мы сами — мы ощущаем внутреннюю взволнованность, которая является результатом соотнесения с внутренним и соответствия внутреннему. Внутренняя взволнованность, эмоция[3] — это впечатление, которое предмет производит на нас, когда он оставляет свой след (отпечаток) в нашей внутренней реальности, тем самым одновременно формируя ее. Переживание чего-либо как ценного или неценного связано со способностью предмета вызывать внутреннее изменение в субъекте, который, соприкасаясь с предметом, «вбирает в себя» его содержание.
То, что всегда обладает силой, чтобы оставить в человеке впечатление, и, наоборот, то, в отношении чего мы внутренне пластичны (восприимчивы), чтобы дать «себя впечатлить», мы переживаем особым образом, а именно, как качество. Ценность — это качество, а не данность. Речь здесь идет не о том, что нечто есть в принципе, а о том, как это есть для меня, в каком качестве. Поэтому восприятие ценностей — это восприятие качества.
Однако возникает вопрос: от чего, собственно, зависит, переживаем ли мы нечто как ценное или как неценное? В каком случае у нас возникают положительные эмоции — радость, симпатия, удовольствие, а в каком случае мы переживаем внутреннюю взволнованность как неприятие, антипатию, неудовольствие? Определяется ли это когнитивной атрибуцией, предшествующим опытом, установками и ожиданиями?
Если бы переживание ценности было обусловлено исключительно когнитивной атрибуцией, то никогда не происходило бы следующее: переживание ценности, вопреки всем ожиданиям, нас удивляет, т.е. было бы невозможно, чтобы, например, экзотический фрукт неожиданно показался очень вкусным человеку, который вначале имел относительно него негативное предубеждение и попробовал него исключительно по настоянию друга. На подобный опыт опирается широко распространенный метод воспитания детей, когда малышу предлагают попробовать все блюда, находящиеся на столе. Блюдо должно говорить само за себя и само убеждать ребенка. Это могло бы происходить чаще, если бы воспитательное давление в конечном счете все-таки не вытесняло вкусовых ощущений.
Вопрос о том, что же, в итоге, является критерием различения ценного и неценного, не может быть полностью объяснен теорией атрибуции [14]. Этот вопрос погружает нас глубже в человеческое бытие. Проблему осмысления ценностей в значительно большей степени следует рассматривать в связи с тем, что мы имеем на субъективном полюсе, противоположном предмету. На что воздействует предмет? На какой «внутренний субстрат печатается» то, что оказывает на нас впечатление? Если мы проясним это, то сможем понять, в каком случае впечатление переживается как позитивное, а в каком — как негативное.
Чтобы подойти к этому вопросу с феноменологической точки зрения, будет полезно вернуться к описанным выше основным условиям переживания ценности. Ценности вызывают эмоции. Они воздействуют через соотнесение с внутренним, находя в нем соответствие. Это мы уже установили. Однако как можно ощутить соотнесенность? И что чему соответствует, когда речь идет о внутреннем соответствии?
Такая постановка вопроса напрямую приводит нас к простейшим предпосылкам отношений. Если два предмета соотнесены друг с другом, в любом случае общим для них является то, что они есть. Когда я выхожу на улицу и вижу незнакомого человека, то у нас есть, по крайней мере, одно общее: он есть так же, как есть я. Однако простая констатация фактического наличия еще не является переживанием ценности. Констатация фактического бытия другого только тогда превращается в переживание ценности, когда бытие другого имеет значение для бытия переживающего субъекта, так как именно тогда между ними возникает взаимодействие, возникают отношения.