Общение в социальной работе
Социальная работа - новая в нашей стране активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в проблемах общения, развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями о взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.
Государственный статус социальная работа в России обрела с 90-х гг. XX в. в связи с актуальной потребностью ослабить напряжение в обществе, создать систему защиты населения от экономических рисков и спадов.
Научное исследование сущности социальной работы побуждает специалистов обратиться к изучению исторического опыта, а также к анализу смыслового значения слов «помощь», «призрение», «благотворительность», которые на разных этапах исторического становления института социальной работы использовались для обозначения этого рода деятельности.
Главным в понимании сущности социальной работы выступает процесс помощи и взаимопомощи, лежащий в основе различных социально-исторических моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими[55].
Этимологический анализ слова «помощь» раскрывает его связь со значениями «мочь», «могу», «мощь». Слово «помощник», согласно его этимологическому содержанию, означает «могущий», «сильный», «могучий», «мощный», а также «знатный», «властный», «имущий». Таким образом, слово «помощь» само по себе содержит в себе указание на возможность «сильного», «имущего», «знатного» и «властного» защитить того, кто такими возможностями не располагает. Тот, кто ощущает в себе силу и могущество, способен защитить слабого, нуждающегося в заступничестве.
Однако слово «помощь» содержит в себе указание на совместную работу, работу сообща, содействие. Таким образом, помогающий человек получает что-то взамен. Он и дает, и получает одновременно. «Слабый» отвечает на деяние «сильного», дает ему то, в чем он, «сильный», нуждается.
Взаимный, двусторонний характер помощи свидетельствует о том, что «сильный» оказывает помощь «слабому» не только ради «слабого», но и ради себя самого. Так обнаруживает себя зафиксированная в языке человеческая необходимость быть вместе с другими, трудиться сообща, оказывая помощь друг другу.
Необходимость общения и взаимопомощи возникла неслучайно. Испокон веков человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному, даже очень могущественному, облеченному властью. Таким образом, общение мы можем рассматривать как сущностную характеристику социальной работы. В самом деле, сущность социальной работы, выраженная словом «помощь», обнаруживает сходство с сущностными характеристиками общения, с его ключевыми смыслами. Общаясь, люди объединяются друг с другом, чтобы сообща выполнить необходимое дело, обменяться при этом информацией, ресурсами, эмоциями и т. п. Общаясь, люди помогают друг другу развиваться - личностно и духовно. Общаясь, люди помогают друг другу преодолеть многие негативные ситуации, например страхи.
Современный человек, равно как и его предок, подвержен разнообразным страхам. Самые распространенные их них: страх одиночества, страх потери близкого человека. С этими страхами сталкиваются каждодневно и социальные работники. Но при этом мало кто из них задумывается о том, что за страхом потерять близкого и остаться одному кроется самый главный страх - небытия, потери своего Я, физического и духовного. Человек, опасаясь потерять свое физическое Я, объединяется с другими, чтобы выжить, сообща защититься против деструктивных сил природы и своих собратьев-иноплеменников. Однако острое ощущение своей уязвимости и незащищенности связано не только с потерей своего физического тела. Как только отступает опасность физической гибели, главным героем жизненного спектакля становится личность человека, представленная в его притязаниях и устремлениях.
Вдумаемся в смысл слова «личность». Здесь не только «личина», «маска». Сущность личности в ее отличии от других. Стремление отличаться побуждает человека к поиску своих отличий от всего сущего и утверждению своей уникальности. Поиск «своего», отличного от «другого» побуждает человека к познанию различий, ведет к разделению - света и тьмы, добра и зла, своего и чужого.
Так возникает необходимость в разделенности, которую человек проносит через все свое земное существование. Однако различие познается только в сравнении с себе подобными. Человек обречен на вечный поиск золотой середины между стремлением быть вместе с себе подобными и отличаться от них. Стремление к самопознанию побуждает человека привязываться к другим людям, ведь познание человеческой сущности возможно лишь в общении с другими, подобными и вместе с тем в чем-то отличными.
Таким образом, нужда в объединении обусловлена не только противостоянием человека и опасной природы, угрожающей человеку физическим уничтожением. Необходимость объединения, побуждающая человека заботиться о ближнем, помогать «слабому», во многом обусловлена необходимостью «сильного» получить подтверждение своего отличия от «слабого».
Этот аспект сущности общения и одновременно - социальной работы достаточно ярко представлен в понятии призрение. Слово «призрение» обозначает потребность человека во внимании, милости, покровительственном отношении, заботе и попечительстве[56]. «Сильный» в состоянии призреть «слабого». «Слабый» нуждается в призрении «сильного». «Сильный» - помогающий, властный, мудрый сосуществует рядом со «слабым» - убогим, сирым, просящим о помощи - и в каждом акте призрения утверждается в своем отличии от «слабого», укрепляясь в своей «силе». «Слабый» благодарит «сильного» и удовлетворяет его нужду во внимании, самоуважении. В этом двойственном сосуществовании силы и слабости, могущества и беспомощности человека и человеческого сообщества заключается понимание сущности социальной работы сегодня.
Помощь, призрение оказывает «сильный». Он уделяет внимание «слабому», заботится о нем. Но почему? Только ли потому, что «слабый» нуждается в милости, защите? Каковы глубинные мотивы, побуждающие «сильного» призреть «слабого»?
Глубинный источник, побуждающий «сильного» оказывать помощь «слабому», в высокой личностной значимости акта призрения для «сильного». Призирая «слабого», «сильный» видит себя его глазами - благодарными, обожествляющими. В акте призрения осуществляется неосознанное прозрение «сильного», процесс личностного развития.
«Сильный» видит, как беспомощен и жалок «слабый». Он наращивает свои усилия, дабы не уподобиться «слабому». Непосвященному может показаться, что усилия «сильного» направлены лишь на укрепление своего материального статуса. Но деньги, материальное богатство являются лишь средством восхождения к богатству духовному. Смысл духовной взаимопомощи, осуществляемой в социальной работе, чрезвычайно точно зафиксирован в слове благотворительность.
Творить благо для человека чрезвычайно важно. В каждом акте благотворительности он утверждается в своей праведности, духовности, человечности. Оказывая помощь «слабому», он прозревает: неосознанно угадывает в «слабом» себя самого. Соприкасаясь со «слабым» в акте «призрения», «сильный» обнаруживает свои собственные слабости. Проявляя сострадание к ближнему, он неосознанно вовлекается в его страдания. И через эту вовлеченность в страдания «слабого» излечивается сам. В своем нравственном порыве оказать помощь страдающему человек извлекает из страдания и себя самого. Узрив свое отличие от «слабого» и оказав ему бескорыстную помощь, «сильный» исцеляет свой собственный недуг, свою двойственность. Защищая «слабого», «сильный» создает защищенное пространство и для себя самого, веря, что благое творение откликается милостью и для творящего. Дающий благо получает воздаяние со стороны сил высших, в существование которых современный человек продолжает сознательно или неосознанно верить.
Наши клиенты, обнаруживающие потребность в помощи, отличаются от «сильных мира сего» не только своей слабостью. Главное отличие «слабых» - неимущих, нуждающихся в защите и поддержке - в их открытости.
«Сильный», власть предержащий, напротив, закрыт. Опасаясь того же небытия и одиночества, что и «слабый», «сильный» стремится к обладанию - богатством, властью, могуществом. Оказывая помощь, делясь силой, «сильный» открывается «слабому» и в этой открытости обновляет свои силы. Вовлеченность в страдания «слабого» парадоксальным образом открывает в «сильном» новые силы, которые помогают не только сохранить власть, но и укрепить ее, приумножить. Поэтому государство - узаконенный институт обладания - имеет сегодня систему государственной социальной защиты не только из благих намерений помочь неимущим, но и из-за насущной необходимости утвердиться в своей праведности, удержать власть в своих руках, приумножить свою силу.
Российскому государству на современном уровне развития общества необходимо, чтобы граждане его были разделены на бедных и богатых, слабых и сильных, неимущих и имущих, грешников и праведников. Разделение - главная проблема общения. Все, что в предыдущей главе мы рассматривали как особенности конфликта, в полной мере относится и к разделению. Разделение (или конфликты) представляет собой главную глубинную проблему, которую призваны решать и психологи и социальные работники, выступающие посредниками между «сильными» и «слабыми», государственными структурами и уязвимыми слоями населения. Осуществляющий функции социальной помощи помогает и «сильному», и «слабому», одинаково нуждающимся в прозрении, поддержке, внимании, защите.
Социальное разделение нельзя уничтожить простым перераспределением богатства или власти. Оно неуничтожимо в силу своей необходимости человеку. Разделение или отличие выступает необходимым и чрезвычайно важным звеном в эволюции человека и человечества.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность необходима обществу, чтобы осознать важность этого разделения и снять его остроту. Острота разделения обнаруживает себя в проблемной ситуации. Страдание обнажает разделенность и побуждает человека к изменению - ситуации, себя самого и общества в целом.
Уникальность социальной работы состоит в том, что она выступает посредником между государством и его гражданами, оказавшимися в силу тех или иных причин в проблемной или кризисной ситуации.
Суть социальной работы по отношению к отдельному человеку состоит в «формировании определенного равновесия всех психосоциальных уровней его существования»[57]. Но, помогая своим клиентам выйти из кризисной ситуации, социальные работники помогают и государственным структурам осознать не только свою силу и слабость, но и смысл самого разделения и через осознание ослабить остроту переживаемого кризиса развития, пробудив в человеке и обществе ответственность за саморазвитие.
Изменение, развитие, свойственные живым системам, обусловливают необходимость разрешения проблемных ситуаций, которые зачастую перерастают в кризисные. Этим, по сути дела, и занимается социальный работник - через общение со своими клиентами. Оказание помощи личности и обществу в осознании своей силы и слабости в процессе взаимовыгодного общения, пробуждение потенциалов, позволяющих и отдельному человеку и государству отнестись с вниманием друг к другу, объединить усилия в преодолении проблем, кризисных ситуаций и обрести необходимое равновесие на пути жизненного развития, - вот в чем состоит сущность социальной работы. И общение при этом составляет ее ключевой элемент.