ОТРЫВОК из ЛИТЕРАТУРЫ | ВЕТЕР В ДЖЕМИЛА Есть места, где умирает дух и рождается истина как его прямое отрицание. Когда я приехал в Джемила, я застал там ветер и солнце, но об этом потом. Сначала нужно сказать, что там царила тишина, тяжелая и плотная тишина, неколебимая, как стрелка весов, застывших в равновесии. Крики птиц, сиплый голос флейты с тремя дырочками, топот коз, отдаленное погромыхивание в небе - все эти звуки и создавали ощущение тишины и запустения этих мест. Изредка слышалось хлопанье крыльев и пронзительный крик - это взлетала птица, притаившаяся между камней. Какой бы дорогой ты ни шел, по тропинке ли между останками домов, или по вымощенной плитами широкой улице между блестящих колонн, или через огромный форум между триумфальной аркой и храмом, что высится на холме, ты неизбежно приходишь к оврагам, которые со всех сторон окружают Джемила, этот пасьянс, разложенный под беспредельным небом. И ты оказываешься в заточении, наедине с камнями и тишиной, и кажется, что время остановилось, только горы с каждым часом растут и лиловеют. Но на плато Джемила дует ветер. И из сумятицы ветра и солнца, освещающего руины, возникает нечто такое, что дает человеку почувствовать всю меру своей общности с уединением и тишиной мертвого города. Нужно много времени, чтобы поехать в Джемила. Это не такой город, куда заезжают по пути. Из него никуда не по- |
| падешь, и у него нет округи. Это место, откуда возвращаются назад. К мертвому городу ведет длинная, непрестанно петляющая дорога, и она кажется еще более длинной оттого, что всякий раз ждешь, что город покажется за поворотом. Когда наконец на плато, окрашенном в блеклые тона, в просвете между высокими горами возникает его желтоватый остов, похожий на лес скелетов, Джемила представляется символом того завета любви и терпения, верность которому только и может открыть нам трепещущее сердце мира. Там, на плато, среди редких деревьев и жухлой травы, она всеми своими горами и всеми своими камнями обороняется от вульгарного восхищения, пристрастия к живописному или приятной игры воображения. Мы долго бродили среди этого пустынного великолепия. Ветер, который в полдень едва чувствовался, мало-помалу окреп и, казалось, заполонил собой весь пейзаж. Он дул в расщелину между горами далеко на востоке, налетал из-за горизонта и куролесил в царстве камней и солнца. Он безостановочно свистел в развалинах, крутился в каменистом цирке, обдавал груды исщербленных глыб, завихрялся вокруг каждой колонны и с неумолчным воем мел по форуму, распростертому под ослепительным небом. Я был исхлестан ветром, как рангоут попавшего в шторм корабля, и пронизан им до костей. Глаза у меня воспалились, губы потрескались, а пересохшая кожа была как чужая. Прежде она позволяла мне разбирать почерк мира. Он писал на ней знаки своей нежности или своего |
| гнева, согревал ее дыханием лета или покусывал зубами изморози. Но, измотанный сопротивлением ветру, который больше часа тряс и выколачивал меня, я переставал сознавать, что запечатлевает мое тело. Ветер шлифовал меня, как приливы и отливы шлифуют гальку. Я все больше приобщался к стихии, во власти которой я был, и наконец слился с ней, смешав свой пульс с мощным и звучным биением вездесущего сердца природы. Ветер лепил меня по образу пылающей наготы, которая меня окружала. И в его мимолетных объятиях я, камень среди камней, обретал одиночество колонны или оливкового дерева на фоне летнего неба. Это неистовое омовение в ветре и солнце исчерпывало все мои жизненные силы. Во мне едва трепыхалась воля, жаловалась воля, жаловалась жизнь, пытался протестовать разум. Казалось, вот-вот, забыв обо всем на свете и о самом себе, я развеюсь в воздухе и претворюсь в этот ветер и в эти омытые ветром колонны, арку, плиты, излучающие тепло, и блеклые горы вокруг пустынного города. И никогда еще до этого я не испытывал такого чувства отрешенности от себя самого и в то же время своего присутствия в мире. Да, я присутствую. И в эту минуту меня поражает мысль, что дальше этого я пойти не могу. Как человек, приговоренный к пожизненному заключению: все, что для него существует, при нем. Но также и как человек, который знает, что завтрашний день будет похож на нынешний и все остальные дни тоже. Ибо для |
| человека осознать свое настоящее - значит ничего больше не ждать. Разве только самые вульгарные пейзажи воспринимаются так или иначе в зависимости от душевного состояния. В этом краю я всюду ощущал нечто, не привнесенное мной, а присущее ему - как бы привкус смерти, который нас объединял. Здесь, среди колонн, которые теперь отбрасывали косые тени, тревоги таяли в воздухе, как вспугнутые птицы. И на смену им приходила беспощадная ясность. Тревога рождается в сердце живущих. Но этому живому сердцу суждено остановиться - вот и все, что говорит моя прозорливость. По мере того как день клонился к вечеру, как звуки и свет угасали под пеплом сумерек, я, покинутый самим собой, чувствовал себя все более беззащитным перед вызревавшими во мне силами отрицания. Немногие понимают, что бывает отказ от прав и привилегий, не имеющий ничего общего с отречением. Что означают здесь слова «будущее», «преуспеяние», «положение»? Что означает духовное развитие? Если я упорно отказываюсь от всех на свете «когда-нибудь», то для меня речь идет как раз о том, чтобы не отречься от моего нынешнего богатства. Я не желаю верить, что смерть - это преддверие новой жизни. Для меня это запертая дверь. Нет, это не порог, который надо перешагнуть, а ужасная и гнусная история. Все, что мне предлагают, направлено к тому, чтобы избавить человека от бремени собственной жизни. Но, глядя на тяжелый полет каких-то больших птиц в небе Джемила, я домо- |
| гаюсь именно некоего бремени жизни, и я получаю это бремя. Я могу лишь сохранять цельность в этой пассивной страсти, а остальное от меня не зависит. Я слишком полон молодости, чтобы говорить о смерти. Но мне кажется, что, если бы я должен был о ней говорить, я именно здесь нашел бы нужные слова, чтобы выразить постигаемую в безмолвном ужасе неизбежность смерти, не таящей надежды. У каждого из нас есть несколько близких сердцу идей. Две-три идеи. Соприкасаясь с миром и с другими людьми, мы их отшлифовываем и преобразуем. Нужно лет десять, чтобы выработать действительно свежую идею - идею, о которой стоило бы говорить. Конечно, это слегка обескураживает. Но это позволяет человеку приглядеться к прекрасному лику мира. До сих пор он смотрел на него в упор. Теперь ему надо отступить в сторону, чтобы увидеть его в профиль. Молодой человек смотрит на мир в упор. Он не успел еще отшлифовать идею смерти или небытия, но она вселяет в него ужас. Быть может, этот жестокий тет-а-тет со смертью, этот животный страх солнцелюбивого существа и есть молодость. Вопреки тому, что обычно говорится, молодежь, по крайней мере в этом отношении, чужда иллюзий. У нее не было ни времени, ни благочестия, чтобы создать их себе. И почему-то, взирая на этот суровый пейзаж, этот каменный крик, торжественный и скорбный, на Джемила, освещенную зловещим заревом заката, на смерть надежды и красок, я был уверен, что |
| люди, достойные этого имени, на краю могилы снова смотрят в глаза небытию, отвергают идеи, которые они исповедовали, и обретают девственную правдивость, которая светилась во взоре древних перед лицом судьбы. Когда смерть раскрывает им объятия, к ним возвращается молодость. В этом отношении нет ничего презреннее, чем болезнь. Это лекарство от смерти. Она подготавливает к ней. Она обучает умирать, и на первой стадии этого обучения проходит умиление самим собой. Она поддерживает человека в его судорожных усилиях укрыться от той несомненной истины, что он умирает весь. Но Джемила... В Джемила я чувствую, что истинный, единственный прогресс цивилизации, к которому время от времени приобщается личность, состоит в том, что он создает людей, умирающих сознательно. Меня всегда удивляло, что мы, столь изощренные в рассуждениях о других предметах, обнаруживаем такую бедность мысли, когда речь заходит о смерти. Смерть - это благо или зло. Я боюсь ее, или я ее призываю (как некоторые говорят). Но это лишнее доказательство, что все простое выше нашего понимания. Что такое синее и что можно думать о синем? Вот так же и смерть ставит нас в тупик. О смерти и о цветах мы не умеем рассуждать. Однако что может быть важнее для меня, чем лежащий передо мною человек, тяжелый, как земля, - ведь это прообраз моего будущего. Но могу ли я действительно думать об этом будущем? Я говорю себе: я должен умереть. Но это ничего не значит, потому |
| что я не в состоянии в это поверить и могу быть лишь свидетелем смерти других. Я видел, как умирают люди. И не раз видел, как умирают собаки. Прикосновение к ним потрясало меня. В такие минуты я думаю о цветах, об улыбках, о женщинах, которые будят во мне желание, и понимаю, что весь мой ужас перед смертью коренится в моей ревнивой любви к жизни. Я ревную к тем, кто будет жить и для кого будут существовать цветы и женщины во всей их плотской реальности. Я завистлив, потому что слишком люблю жизнь, чтобы не быть эгоистичным. Что мне до вечности! Быть может, в один прекрасный день услышишь: «Вы сильный человек, и я должен быть с вами откровенен: я могу вам сказать, что вы скоро умрете». И будешь лежать, судорожно цепляясь за жизнь, всем нутром чувствуя страх и бессмысленным взором глядя в пустоту. Что значит по сравнению с этим все остальное! При мысли об этом у меня кровь стучит в висках и я готов вокруг все разнести. Но люди умирают вопреки самим себе, вопреки всему тому, чем они приукрашивают свою судьбу. Им говорят: «Когда ты выздоровеешь...» - а они умирают. Я не хочу этого. Ибо, если бывают дни, когда природа лжет, бывают и дни, когда она говорит правду. В этот вечер Джемила говорит правду, и как проникновенна ее печальная красота! Что до меня, то перед лицом этого мира я не хочу лгать и не хочу, чтобы мне лгали. Я хочу до конца нести бремя ясности и смотреть на неотвратимое со всей моей |
| одержимостью, ужасом и ревностью. Я боюсь смерти в той мере, в какой я отделяю себя от мира, в той мере, в какой я связываю свою судьбу с судьбою живых, вместо того чтобы созерцать вечное небо. Создавать людей, умирающих сознательно, - значит уменьшать расстояние, которое нас отделяет от мира, и безрадостно вступать в свершающийся круговорот, сознавая всю пленительность бытия, которое нам суждено навсегда утратить. И, внимая печальной песне холмов Джемила, я до глубины души проникаюсь горечью этого поучения. Альбер Камю, «Брачный пир»[4] |
XIV. УМЕРЕННОСТЬ
Mäßigkeit; Temperance; Temperance
АРХЕТИП | Гармония. |
БУКВА | Нун = Н, символ = плод, рыба. Числовое значение = 50. |
ЧИСЛО | 14 = 2x7. Число помощи, ср. 14 святых «помощников в беде» (в католической церкви). 14 помощников, сопровождавших Нага- ля, божество города Кут, из Вавилона в Подземное царство. За 14 суток растущая Луна достигает своего полного могущества в полнолуние. 4х14=56=число Младших Арканов. Родившись на свет, Будда сделал 56 шагов, по 14 в направлении каждой из четырех сторон света, семь туда и семь обратно. |
К.-Г. ЮНГ | «Физическая энергия - капризная вещь, она всегда требует выполнения своих собственных условий. Этой энергии может быть сколько угодно, но воспользоваться ею нам не удастся до тех пор, пока мы не создадим необходимого перепада (температур, давлений и т.п.)». |
ЦИТАТА | «Счастье - нелегкая вещь: его так трудно найти в самом себе и вообще невозможно найти где бы то ни было еще». Шамфор |
ОБРАЗЫ | Основная добродетель - чувство меры, гармония, в противоположность отсутствию чувства меры в следующем Аркане. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Белая жидкость в красном и синем кувшинах (символизирующих тело и дух) - это чистая эссенция энергии. Пятилепестковый цветок на месте третьего глаза. Древнеегипетский амулет (Мена) представлял собой узкогорлый кувшин (мужское начало), из которого жидкость перетекала в широкогорлый (женское начало). Он олицетворял единение полов и должен был придавать людям половую силу в загробном мире. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Ангел со знаком Солнца на лбу, возможно, архангел Михаил, проводник душ умерших к вечному Свету. Тропа, ведущая к свету, к Солнцу, в котором скрыта корона. На груди ангела - треугольник небесных сил внутри квадрата сил земных: тело как храм Божий; также - божественное действие на Земле. В складках одеяния ангела над квадратом читаются еврейские буквы тетраграммы Имени Божиего - JHVH. |
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ | «Умеренность» - перевод не самый точный. Возможно, исходное «Temperance» идет от латинского temperare - «смешивать» что-либо, для чего требуется и верный глаз, и верная мера (алхимия). Алхимики называли карту, помещавшуюся между (над) Смертью (XIII) и Адом (XV), «Любовью», считая ее всепобеждающей и все преобразующей силой. |
СОВЕТ | Жадный никогда не насытится. |
КАЧЕСТВО | Уравновешенность, терпение, доверие. Принимай себя таким, каков ты есть. |
ЦЕЛЬ | Внутренняя и внешняя гармония. Философский камень. Полная самореализация. Жизнь в ладу с самим собой. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Нотариус Мариус Старый нотариус Мариус жил так же, как говорил: Пил и курил немного, немного ел и дурил. Деток родил, сад посадил и денежек накопил. Хотя иногда по утрам просыпался в ужасе и без сил. И все же: Старый нотариус Мариус жил и почти не тужил, Ибо всегда был немного «за» и «против» немного был, И фатерланду родному он верой и правдой служил. Только Освенцим, пожалуй, немного его огорчил: «Надо знать меру», - вздыхал он, -«я всегда это говорил». Ф. Дегенхардт |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Терпение, разумность, дипломатичность, уравновешенность, гармония, любовь. (минус) Немочь, излишества, капризы, неуравновешенность. |
СИНТЕЗ | Эта карта, которую лучше было бы назвать «Чувство меры», олицетворяет умение расслабляться, внутренний покой и гармонию. Этим она отличается от карты Справедливости (VIII), уравновешенность которой основывается на равновесии противоположно направленных сил, то есть на напряжении. Это - гармоничный поток энергии, очевидно текущий в обоих направлениях (из красного кувшина в синий и наоборот), что символизирует равновесие между сознанием и подсознанием, результатом которого становятся внутренние мир и покой, ощущения единства своего существа, а не разлада и расколотости. Благодаря этому складывается гармоничное взаимодействие интуиции, подсознания и окружающей нас реальности. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Период гармонии, внутреннего покоя и радостной легкости. Или - приятное ничегонеделание. Гармония в отношениях с другим человеком - или влюбленность. Забота о физическом теле или вообще о здоровье. Даже с повышенными требованиями (по работе) мы справляемся легко и с радостью. |
XV. ДИАВОЛ
Der Teufel; The Devil; Le Diable
АРХЕТИП | Искуситель, вредитель. |
БУКВА | Самех = С, символ = змея, вибрация. Числовое значение = 60. |
ЧИСЛО | 15 = число Полнолуния (15-й день лунного месяца). Ниневия, город вавилонской богини Иштар. |
К.-Г. ЮНГ | «Силы влечений, скапливающиеся в цивилизованном человеке, чудовищно деструктивны и во много раз опаснее влечений дикаря, выплескивающего их постоянно в скромных масштабах. Соответственно этому ни одна война исторического прошлого по грандиозности своих ужасов не может соперничать с войной цивилизованных наций. |
| Если мы, говоря юридическим языком, и не являемся соучастниками, то потенциально мы все равно преступники в силу одной своей человеческой природы. Нам просто не представилось реальной возможности ринуться в этот адский водоворот. Выйти за пределы черной коллективной тени человечества не может никто». |
ЦИТАТЫ | «Убей зло в себе, и тогда все зло мира не сможет тебе повредить». Кришнамурти «Ловкость дьявола в том и состоит, чтобы убедить нас, будто его не существует». Бодлер |
ОБРАЗЫ | Зло, Сатана, Люцифер, падший ангел, заблудшая душа, грех, ад, египетский бог Сет (часто изображаемый в виде змея или крокодила). Вельзевул (от/Ваал- Заву л - «Возвышенный Повелитель» филистимлян , переиначенныйв Ваал-Заву в - «Повелитель мух»). Нечистый, ведьмак, горбун, черный маг, грехопадение. «Летучая мышь - ночное животное. Оно избегает дневного света и утром прячется в темной пещере, где повисает вниз головой, чтобы набраться сил для следующей ночной вылазки. Это кровосос, укус которого разносит чуму, а слюна отравляет все вокруг. Она вцепляется человеку в волосы, вызывая у него сумасшествие» . Народное поверье |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Золотой шлем (Одина), украшенный рогами как символом новой жизни, духовного обновления, а главное - божест- |
| венного огня. Картинка-загадка («пазл») из множества частей. Видны четыре пальца, нет лишь большого, олицетворяющего силу воли. Оковы людей зависимых, связанных. В Средние века было принято изображать Диавола и в качестве женщины, часто даже в образе Венеры. У нас от этой традиции осталась «чертова бабушка». Диана/Артемида, поклонение которой в Средние века преследовалось как ведьмовство, в древности также изображалась с оленьими рогами. От имени «Диана» образовано слово «ведьма» в старых романских языках. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Фигура Бафомета - божества, почитавшегося, по преданию, в ордене тамплиеров; смысл его темен. По Уэйту, это имя следует читать наоборот: ТЕМ ОНР AB = Templi omnium hominem pads abbas - «Настоятель храма мира всех людей». Будучи перевернуто, доброе заклинание считалось злым, однако сохраняющим частицу первоначального добра. Рогатая Мендесская коза - одно из демонических божеств у греков. На груди теоретически должен был бы быть изображен символ Меркурия. Поднятая правая рука означает проклятие. В Греции такой жест означает: «убирайся к черту». На ладони - символ Сатурна. Во лбу - перевернутая пентаграмма, «след верблюда»[5], в котором божественный, верхний луч (эфир) обращен книзу = символ черной магии. Полу-куб = трон полузнания. |
| Хвосты фигур на рисунке указывают на их животное начало. Судя по рисунку, пламя факела-жезла загорается от мужчины. Цепи свободно лежат на шеях, так что оба пленника могут освободиться в любой момент. |
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ | Коллективная тень. Изолированные части души, способные к самостоятельным и «злым» действиям (доктор Джекиль и мистер Хайд). |
АНАЛОГИИ | Черная магия, Сатурн, одержимость, «оседланность» дьяволом. Пан - паника - пандемониум (царство злых духов). |
СОВЕТ | Чем ярче свет, тем плотнее тень. Мы приговорены к свободе. Не зная тьмы, нельзя по достоинству оценить свет. |
КАЧЕСТВО | Действовать вопреки собственным убеждениям. Зависимости разного рода. Оковы и приманки материальной жизни. Противоположность карте V (Жрец). У Уэйта также теневая сторона карты VI (Влюбленные). Отсутствие меры. |
ЦЕЛЬ | Частица силы той, что вечно жаждет зла и вечно совершает благо. Стремление к власти - движущая сила черной магии. Равнодушная похоть, одержимость, зависимости. |
СВЕТЛАЯ СТОРОНА | Люцифер / Прометей: демоны-дарители света. Освобождение от зависимостей, привязок. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс - если перевернута) Исцеление. Начало духовного роста. Магнетическая аура. Отказ от материальных ценностей. Обращение к Высшему. |
| (минус) Нахождение в плену у страстей. Всплеск темных сил, кармические привязки, предостережение от лени, излишеств, эгоизма, дурных влияний, поверхностности, стремления к (саморазрушению, насилия. |
СИНТЕЗ | Глядя на карту, не стоит смешивать рисунок и то, что за ним кроется. Рисунок традиционен, он отражает лишь то мировоззрение, которое сегодня вызывает у нас усмешку или гнев по поводу злодеяний инквизиции. Однако делать из этого вывод, будто Диавола или вообще Зла не существует, было бы ошибкой (см. выше цитату из Бодлера). Традиция изображать черта с рогами сложилась в Средневековье, когда церковь преследовала богов прежних религий как дьявольское наущение. Между тем рога были частью культа лунных божеств - они символизировали серп растущей и убывающей Луны. Рога животных также были посвящены лунным божествам, прежде всего Диане/Артемиде, которая была и богиней охоты. Рогами увенчивали «царя-оленя», вступавшего в священный брак с верховной жрицей во время празднеств, посвященных этой лунной богине. С другой стороны, во многих мифах рассказывается, как Диана во время «анода» (ежегодного обновления своей девственности) затравила своего царя-оленя собаками до смерти. Наше представление о «рогах» как символе супружеской измены также, по-видимо- му, восходит к этим мифам. Гностики почитали Диавола как истинного друга и бога всех людей, в отличие |
| от непредсказуемого и мстительного Бога христиан, который, несмотря на свое всемогущество, потребовал смерти собственного сына, чтобы помириться с человечеством. Диавола же почитали как Люцифера/Прометея, который из сострадания к людям, жившим во тьме и холоде, украл у богов огонь, подарил его людям и был за это подвергнут мучительным пыткам. Как бы каждый из нас ни относился к этим образам, не стоит уверять себя, что Зла (или называйте как хотите) не существует. Образы в течение столетий менялись, наша же - почти рефлекторная! - привычка видеть зло в ком угодно, только не в себе, осталась неизменной. Это и есть наша «тень», или коллективная тень общества, если угодно, обладающая той странной особенностью, что вызвана-то и обусловлена она нами, но продолжает существовать уже помимо нас. Поэтому нам следует научиться находить ее не только «там, у других», но и в себе самих. Кто хочет познать свою тень, пусть возьмет лист бумаги и перечислит те качества и поступки, которые ему не нравятся в других. Этот перечень и будет самым полным и подробным описанием его собственной теневой стороны. И самое обидное при этом то, что больше всего нам не нравится в других та самая бездуховность, которая нам самим не позволяет признать ее в себе. Чтобы освободиться от ее оков, нужно прежде всего осознать ее, - лишь тогда мы сможем снять с себя ее цепи. По своей нумерологической сумме (15=6), а у Уэйта и по композиции рисунка эта |
| карта сродни Влюбленным (VI), раскрывая перед нами их теневую сторону - любовь, застрявшую на стадии секса или психологического противоборства. Поднятая рука Диавола напоминает руку Жреца (V). Но у того рука указывает, что существуют мир видимый и мир невидимый. Рука же Диавола утверждает, что, кроме видимой реальности, ничего нет. Таким образом, Диавол символизирует голый материализм. Карта обозначает также любые ситуации, в которых нам приходится действовать вопреки собственным убеждениям, будь то из горячего желания или из страха (например, брЬсить работу только потому, что она не оправдала ожиданий, хотя эти ожидания противоречили нашим жизненным принципам). Она может означать и зависимость, в которую мы попали или можем попасть, - например, материальную зависимость, физическую привычку, душевную покорность или пламенную страсть. Как искуситель, Диавол, конечно, может быть очень привлекательным. Таким образом, эта карта олицетворяет и яркие, захватывающие ощущения, в то же время предостерегая от опасностей, кроющихся за ними. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Действия вопреки убеждениям. Любовь, вырождающаяся в секс. Интересные, яркие ощущения, опасность которых - в привыкании к ним: игра, флирт и секс, эйфория богатства и власти. Увлечение ими и зависимость от них. Зависимость от людей, наркотиков, денег и т.п. Поиск все новых эротических ощущений. Внутренний разлад. |
XVI. БАШНЯ
Der Turm; The Tower of Destruction;
The God-House; La Maison Dieu
АРХЕТИП | Разрушение. |
БУКВА | Айин = «тяжелое» придыхание, символ = материальные оковы, глина. Числовое значение = 70. |
ЧИСЛО | 16 = 4x4 - затвердение, отвердение. |
ОБРАЗЫ | Вавилонская башня, башня из слоновой кости, разрушение храма Соломона, изгнание из рая, разрушение Содома ß Гоморры. Плен ложного знания. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Древним казалось, что башни могут помочь преодолеть досадную пропасть, возникшую между Небом и Землей в результате насильственного разделения этих Прародителей. |
| Корона на Башне означает непризнание над собой ничьей власти. Опрокидывает ее перо - символ мягкой, но мощной силы. Перо означает еще чистоту и истину. В египетском Царстве мертвых души умерших взвешивали при помощи пера. Сама Башня не разрушается, падает только корона. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Здесь образы резче, страшнее. Они символизируют крах человеческого духа, попытавшегося проникнуть в Божественную Тайну - и, возможно, конец Божественного долготерпения. Молния = искра Божия. 22 «капли» на рисунке - 22 Старших Аркана. |
АНАЛОГИИ | Уран (молния), война, озарение, землетрясение. Священную Римскую империю называли «Башней гордыни»: австрийцы верили, что до тех пор, пока их империя стоит, антихрист никогда не сможет прийти на Землю. Крушение империи стало для них, таким образом, кануном Страшного суда. Если видеть в карте этот сюжет, то две падающие фигурки, изображенные на ней, будут олицетворять государя императора и папу. |
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ | Эту карту называют еще «Дом Божий» (то есть храм). В Средние века считалось, что молнии, ударяющие в храмы, направляются Сатаной. Тогда много спорили, отчего Господь Бог не защищает своих храмов. Еретики, естественно, утверждали, что эти храмы посвящены ложному богу, истинный же бог - это Люцифер, друг всех людей. |
СОВЕТ | Башни притягивают молнии! Ты укрылся в башне - значит, построил свой дом на песке. |
КАЧЕСТВО | Слом старых духовных, политических, психологических стереотипов, рождение нового. |
ЦЕЛЬ | Уничтожение отжившего, освобождение живого, раскрытие, познание. |
СВЕТЛАЯ СТОРОНА | Прорыв сквозь закаменевшую корку. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Просветление, прорыв, освобождение замурованной души, внезапное озарение, болезненные перемены, неожиданный разрыв. (минус) Плен души продолжается - или катастрофа, шок, неосторожность, нежелание понять. |
СИНТЕЗ | Башня - это символ всякой косности и окаменелости в человеческой душе, прорыву и уничтожению которых служит мощный толчок извне. Одним из наиболее драматических примеров этого может служить дамасская встреча Савла с Иисусом, потрясшая первого настолько, что тот сделался ап. Павлом (Деян. 9:1-9). «Башня», в которой человек укрывается, конечно, защищает его от перипетий внешней жизни, позволяя к тому же возвыситься над другими людьми. Однако само стремление уйти из мира, а. тем самым и отказаться от всего многообразия и богатства жизни чревато последствиями столь резкими и необратимыми, что человек, запертый в башне (как и душа, запертая в косном теле), начинает увядать. |
Наши рекомендации