Занятие 8. Установление и развитие отношений с клиентом
Вопросы:
1. Методика установления отношений с клиентом.
2. Иерархия потребностей клиента и их диагностика.
Цель: сформировать эталонный образ установления отношений с клиентом, а также чувственный образ закономерностей коммуникации в ходе практической отработки учебных вопросов.
Порядок проведения занятия
Первый вопрос делится на три фазы.
Первая фаза — формирование умений выделять (видеть, понимать) составляющие коммуникации во взаимодействии с клиентом.
1. Упражнение «Испорченный телефон» (проводится с диктофоном или видеокамерой) предназначено для выявления коммуникативных закономерностей во взаимоотношениях с клиентом.
Порядок проведения: всем членам группы разъясняется, что они выступают в роли представителя фирмы и по телефону получают информацию, которую необходимо на словах передать «шефу». С учебной целью студенты передают информацию поочередно друг другу. Все выходят из аудитории и входят по одному. Первому вошедшему руководитель дает сообщение: «Иван Петрович уехал в банк и сказал, что вернется к 12-ти часам. Если он к этому времени не вернется, то совещание работников фирмы будет проводиться в 13 ч в кабинете 328. Если же он вернется в 12 ч, то совещание состоится в 12 ч в его кабинете. Всем работникам быть в готовности к обсуждению вопросов рентабельности фирмы».
Полученное сообщение студенты воспринимают на слух и поочередно передают друг другу по памяти, а руководитель фиксирует передачу сообщения на диктофон.
По завершении упражнения руководитель демонстрирует первую и последнюю запись на диктофоне. По результатам организуется обсуждение. Затем демонстрируется вся запись передачи сообщений, параллельно каждый участник имеет возможность зафиксировать собственное коммуникативное умение.
При необходимости упражнение можно повторить, используя следующий текст: «Владимир Николаевич позвонил и сказал, что если туры будут предложены за 2525 долл., то он возьмет сразу всю партию, а если больше по цене, то только 50 %. Если же цена будет менее 2 тыс. долл., то он готов взять и больше».
В ходе отработки упражнения руководитель обращает внимание студентов на закономерности коммуникации. Если мысль принять за 100%, то из общего объема задуманного принимает словесные формы 80%; будет услышано из сказанного 60%; будет понято 40%; будет принято 20%; останется в памяти 5—10%.
Кроме этого, руководитель обращает внимание на коммуникативные умения, которые проявляются во взаимоотношении с клиентом: говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации, коммуникативный контроль, рефлексия, гибкость стиля общения.
Комментарий преподавателя. Умение говорить включает в себя:
свободное владение языком;
умение точно сформулировать свои мысли;
изложение доступным языком;
плавность, размеренность, ненапряженность речи;
отсутствие повышенного тона голоса;
ориентировка на реакцию слушателей.
Умение слушать предполагает овладение приемами эффективного нерефлексивного слушания — умения внимательно молчать, не вмешиваясь в речь клиента своими замечаниями; применяется в случаях, когда клиент проявляет глубокие чувства, эмоционально возбужден и горит желанием высказать свою точку зрения, свои проблемы. Основной прием нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы не комментировать высказываний клиента, не давать советов, а лишь подтверждать свою заинтересованность короткими репликами типа: «Да!», «Продолжайте», «Интересно».
Различают умение слушать и слышать. Слушать означает соблюдение формы поведения собеседника, демонстрирующего внимательное отношение к говорящему; слышать — воспринимать и понимать передаваемую информацию. Однако хорошо известно, что можно слушать, но не слышать. По данным статистики, умением слушать и слышать обладает не более 10% людей.
Типичные ошибки слушания:
правильное восприятие, но ложная интерпретация;
поспешные возражения; перебивание;
восприятие намеков как конкретных высказываний и дополнение их домыслами;
поспешные выводы;
отсутствие внимания.
Умение понимать означает способность постигать содержание, смысл и значение передаваемой информации. Основные принципы взаимопонимания в общении:
владение профессиональным языком, понятным для клиента; связь уровня общения с уровнем интеллектуального развития клиента;
зависимость уровня взаимопонимания от полноты информации; логичность изложения и последовательность обоснования; сконцентрированность внимания.
Чтобы обеспечить принятие передаваемой информации, надо иметь в виду следующее:
сформулированное турагентом сообщение не должно противоречить взглядам и установкам клиентов;
клиенты легче принимают позицию того турагента, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатию, привязанность, доверие, чувствуют его авторитет);
если противоречия обнаруживаются, то их необходимо устранить путем разъяснения, пояснения позиции, сделать сообщение более полным, непротиворечивым;
важное условие принятия информации, позиции турагента — личный интерес клиента.
2. Упражнение «Рисуем фигуру» предназначено для формирования коммуникативных умений студентов и оценки собственных недостатков.
Порядок выполнения: руководитель приглашает одного желающего и предлагает ему словами передать содержание графического рисунка, не демонстрируя его визуально всем остальным.
Задача остальных — со слов на листе бумаги зафиксировать рисунок. По окончании все сличают эталонный графический рисунок со своими рисунками. На основе сличения обнаруживается разница, а затем путем группового обсуждения определяются ее причины. В ходе группового обсуждения и формирования индивидуальных выводов каждый член группы фиксирует для себя ранее установленные коммуникативные закономерности.
3. Упражнение на формирование умений рефлексивного слушания. Руководитель разъясняет, что предыдущие упражнения выполнялись с помощью нерефлексивного слушания. А теперь можно повторить любое из отработанных упражнений, но уже с помощью рефлексивного слушания.
По окончании упражнения организуется обсуждение.
Вторая фаза — формирование умений по организации первой встречи клиента.
1. Ситуационная задача «Первая встреча клиента». Руководитель задает постановочный вопрос: «Какие шаги следует предпринять, чтобы правильно встретить перспективного клиента?» Организуется обсуждение и фиксация поступающих предложений.
По окончании обсуждения формулируется примерный порядок первой встречи клиента.
Улыбка. Она излучает тепло. Для того, чтобы встретить людей с теплотой, улыбайтесь им так, будто через мгновение Вы готовы рассмеяться, но не перестарайтесь. Для этого улыбка должна быть естественной, выражением внутреннего состояния.
Смотрите прямо в глаза. Если избегать прямого взгляда — уничтожаются все шансы что-либо продать. Люди с бегающими глазами, блуждающим взглядом не внушают доверия, более того, отторгают от себя, вызывают недоверие, заставляют усомниться в истинности намерений.
Приветствие. Следует отработать и иметь на вооружении по меньшей мере 3 варианта приветствий: официальное, дружеское, нейтральное.
Рукопожатие. Ориентироваться здесь следует не на собственные чувства, а на чувства клиента. Множество людей не любят, когда к ним прикасаются. Есть простой способ решить проблему с рукопожатием: если встреча с клиентом без рекомендации — не ожидайте рукопожатия. Но если протянут руку — пожмите ее. Если же встреча повторная или по рекомендации, руку можно пожать, а можно и нет — пусть это определит сам клиент.
2. Упражнение «Встреча и приветствие клиента». Группа разбивается на две части. В каждой части члены группы поочередно выступают в роли турагента и клиента, меняясь ролями и обмениваясь впечатлениями. Моделируется ситуация первой встречи входящего клиента. По окончании — общий обмен впечатлениями.
Комментарий руководителя. Наибольшую сложность может вызвать форма приветствия и обращения. Для этого можно предложить членам группы различные варианты приветствия.
3. Ситуационно-ролевая игра «Встреча по рекомендации». Группа разбивается на тройки так, чтобы в них была смешанная (по половому признаку) пара. Один из состава тройки выступает в роли турагента, а смешанная пара играет роль супругов, прибывших в фирму по предварительной (по телефону) договоренности. Задача турагента — встретить клиентов.
Члены группы отрабатывают упражнение, меняясь поочередно. По окончании — обмен впечатлениями в составе всей группы.
Третья фаза — формирование привлекательности и доверия в ходе установления отношений с клиентом.
Комментарий руководителя: если турагент пытается демонстрировать свои достоинства, то его внимание сосредоточено на самом себе. Действовать надо наоборот: он должен направить свое внимание на клиента. Уже одним этим приятный человек отличается от неприятного.
Существует правило: «Приятному человеку отказать труднее, чем неприятному».
Взаимодействуя с другими людьми, мы совершаем ценностный обмен:платим окружающим некие ценности, получая взамен некий товар. Он (этот товар) и есть тот статус в глазах окружающих,
Как быть приятным, как правиться окружающим и, следовательно, преуспевать, добиваться своих целей? В качестве рекомендаций можно использовать рекомендации Д. Карнеги [20].
1. Упражнение «Комплимент» предназначено для формирования умений устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Порядок выполнения: сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится и сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других. По окончании — обмен мнениями, впечатлениями.
Комментарий руководителя. Комплимент — это элемент речевого этикета, в котором содержится некоторое преувеличение положительных качеств человека. Суть комплимента состоит в том, что он задействует психологический механизм внушения, создания аттракции (межличностной привлекательности). Механизм комплимента включает:
произнесение приятных слов, тактично преувеличивающий качества собеседника;
создание расположения к себе или обсуждаемому вопросу;
вызывание у собеседника чувства удовлетворения, образование положительных эмоций.
Технология комплимента включает: отсутствие многозначности; опору на собственное мнение; отсутствие менторства; искренность.
Второй вопрос рассматривается методом «мозгового штурма».