График выполнения и сдачи заданий

Тема Виды работ Задания Задачи и результаты курса Количество часов и сроки сдачи заданий
Дневная, Дневная на базе ВО Вечерняя Вечерняя сокращенная на базе ТиПО, ВО (с применением ДТО)
кол-во часов СРС* неделя** кол-во часов СРС неделя кол-во часов СРС неделя
Раздел 1 Предмет и задачи психологической науки и практики            
Тема 1 Определение психологии как науки 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Составление обобщающих таблиц, схем 4. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Письменная работа– заполнение таблицы «Основные принципы психологии» (приложение 1)   Задачи: 1, 2   Результаты курса: 1, 4 1,2 1,2 1,2
Тема 2 Предмет психологии – основные этапы развития общей и сравнительной психологии 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Устный ответ 4. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник – Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций - смысловое чтение 2. Устный ответ – групповое обсуждение вопросов – семинар (СРСП) 3. Письменная работа – Составить хронологическую таблицу «Основные этапы развития представлений о предмете психологии» Задачи: 1, 3, 4   Результаты курса: 1, 3, 4 2,3,4 2,3,4 2,3,4
Тема 3 Общее понятие о психике 1. Устный ответ. 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 3. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Устный ответ: открытый семинар (СРСП) Задачи: 1, 3, 4   Результаты курса: 1, 2, 3,            
Тема 4 Отрасли и задачи теоретической и практической психологии и сравнительной психологии 1. Устный ответ. 2. Составление обобщающих таблиц, схем 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Устные ответы на вопросы:индивидуальное собеседованиепо вопросам (СРСП) Задачи: 1, 2, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 5            
Тема5 Методологические основы и методы психологии и сравнительной психологии 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Составление обобщающих таблиц, схем 4. Устный ответ 1.Учебник - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – беглое чтение 2.Письменная работа – заполнить таблицу «Анализ методов психологии» (см. приложение 2) 3. Устный ответ – подготовиться к коллоквиуму по темам 1-5 Задачи: 1, 2, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 5 4,5 4,5   4,5  
Раздел 2. Психологический анализ деятельности              
Тема6 Общее понятие о деятельности в психологии 1. Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 4. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Письменная работа -составить глоссарий основных понятий относящихся к категории деятельности в психологии   Задачи: 1, 2, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 5            
Тема 7 Структура деятельности и ее виды 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 4. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Письменная работа:описать основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение   Задачи: 1, 2, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 5 6,7 6,7 6,7
Тема 8 Понятие о психомоторике Теории движения и поведения 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Устный ответ Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – ознакомительное беглое чтение 2. Подготовить устные ответына вопросы – семинар (СРСП) 3. Устный ответ– подготовиться к коллоквиуму по темам 6 -8 Задачи: 1, 2, 3, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 5 7,8,9 7,8,9 7,8,9
Раздел 3. Зарождение и эволюция психики              
Тема 9 Возникновение и развитие психики в процессе эволюции 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование Учебник – Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – ознакомительное чтение 2. Самостоятельная работа –перенести в тетрадь таблицу отражающую теория развития психики Леонтьева-Фабри   Задачи: 1, 2, 3, 4   Результаты курса: 1, 2, 3, 4 9,10 9,10 9,10
Тема 10 Развитие деятельности и психики.   1.Обсуждение теоретического материала. 2.Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 3.Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Устный ответ – индивидуальный доклад (СРСП). Задачи: 1, 2, 3, 4   Результаты курса: 1, 2, 3, 4            
Тема 11 Рефлекторные теории поведения 1. Устный ответ 2. Составление обобщающих таблиц, схем   1. Подготовить устные ответына вопросы – семинар (СРСП) 2. Устный ответ – подготовиться к коллоквиуму по темам 9-11 Задачи: 1, 2, 3, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 5 11,12 11,12 11,12
Раздел 4. Происхождение и развитие психики человека              
Тема 12 Природа психики человека 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций - смысловое чтение 2. Письменная/устная работа– индивидуальный доклад (СРСП) Задачи: 1, 2, 3, 4   Результаты курса: 1, 2, 3, 4            
Тема 13 Уровни отражения человека и животных и проблема сознания в психологии 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Устный ответ 3. Составление обобщающих таблиц, схем   1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Устный ответ:открытый семинар по вопросам (СРСП) Задачи: 1, 3, 4,5   Результаты курса: 1, 2, 4, 5 12,13,14 12,13,14 12,13,14
Тема 14 Формирование высших психических функций 1.Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – смысловое чтение 2. Письменная работа– построить схему «Формирование высших психических функций» Задачи: 1, 2, 3, 4, 5   Результаты курса: 1, 2, 3, 4, 5            
Тема 15 Структура психических явлений 1. Устный ответ 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование 3. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Устный ответ:открытый семинар по вопросам 1) Психофизиологические функции мозга 2) Психические процессы 3) Психические состояния 4) Психические свойства и образования Задачи: 1, 2, 3, 4   Результаты курса: 1, 2, 3, 4 14,15 14,15 14,15
Тема 16 Личность как интегратор всех психических явлений 1.Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Устный ответ   1. Учебник: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – составление конспекта 2. Письменная работа: заполнить таблицу «Психологическая структура личности» (см.приложение 3) 3. устный ответ:индивидуальное собеседование по вопросам (СРСП) Коллоквиум по темам 12-16 Задачи: 1, 2, 3, 4   Результаты курса: 1, 2, 3, 4            
Итого          

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Таблица «Основные принципы психологии»

Принцип психологии Автор и время появление Основное содержание Пример
Принцип отражения
Антропологический принцип (субъекта)
Принцип развития
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип детерминизма
Принцип единства внешнего и внутреннего
Принцип системности

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица «Анализ методов психологии»

метод суть область применения ограничения достоинства

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – таблица «Психологическая структура личности»

Концепция Составляющие структуры личности Краткое содержание составляющих личности
Концепция Б. Г. Ананьева о человеке
Концепция личности А. Ф. Лазурского
Концепция личности В. Н. Мясищева
Концепция личности В. С. Мерлина
Концепция личности К. К. Платонова
Концепция личности А. Н. Леонтьева
Концепция личности Л. И. Божович
Концепция личности С. Л. Рубинштейна
Концепция личности Д. Н. Узнадзе
Концепция личности В. А. Ядова
Концепция личности З.Фрейда
Концепция личности К.Г.Юнга
Личность в диспозиционной психологии
Личность в гуманистической психологии

Экзаменационные вопросы

1. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии

2. Специфика психологического знания и психологии как науки. Сравнительная психология как отрасль.

3. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности животных и человека

4. Общее понятие опсихике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности

5. Душа как предмет психологии

6. Материалистические и идеалистические представления в психологии

7. Изучение сознания в психологии

8. Поведение как предмет психологии

9. Современный этап психологии – изучение психики

10. Краткий обзор истории сравнительной психологии

11. Формы отражения в живом и неживом мир. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира.

12. Категории сознания и бессознательного.

13. Психология как естественная и гуманитарная научная дисциплина. Специфика сравнительной психологии.

14. Междисциплинарные связи психологии и сравнительной психологии.

15. Классификация отраслей психологии: фундаментальные отрасли психологии и прикладные отрасли психологии

16. Формы сотрудничества теории с практикой: психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция

17. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии

18. Обзор методов психологии и сравнительной психологии

19. Общее понятие о деятельности

20. Психологические особенности строения деятельности

21. Внешняя и внутренняя деятельность

22. Теория деятельности в психологии

23. Понятие о психомоторике

24. Механизмы организации движений по Н.А.Бернштейну

25. Принцип сенсорных коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней

26. Процесс формирования двигательного навыка. принцип активности и его развитие Н.А.Бернштейном

27. Концепция поведенческого акта П.К. Анохина

28. Теория развития психики Леонтьева-Фабри

29. Сравнительный анализ психики животных и человека

30. Стадии развития деятельности и психики

31. Идея рефлекса Р.Декарта

32. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

33. Понятие о деятельности животных

34. Общественно-историческая природа психики человека

35. Взаимосвязь происхождения языка и трудовой деятельности

36. Понятие, формы отражения и уровни отражения

37. Природа человеческого сознания. Происхождение и развитие сознания. Общественное и индивидуальное сознание

38. Особенности сознания (содержания, состояния, свойства, уровни)

39. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву)

40. Конкретно-психологические характеристики сознания

41. Структура психики – мир психических явлений

42. Неосознаваемые психические процессы

43. Формирование высших психических функций

44. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

45. Социальный, опосредованный, произвольный характер высших психических функций и их системное строение

46. Психофизиологические функции мозга, сенсорная чувствительность

47. Развитие личности, ее социализация и индивидуализация

48. Общее понятие о личности, индивиде, субъекте деятельности и индивидуальности

49. Теория изучения личности Б.Г. Ананьева

50. Краткий обзор психологической структура личности в рамках различных концепций

ФЁДОРОВА ирИНА аЛЕКСЕЕВНА

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»

для специальности 5В050300 «Психология»

Ответственный за выпуск

Н.А. Мошенская

Технический редактор

Т.В. Левина

Отпечатано в Казахстанско-Американском свободном университете

Наши рекомендации