График выполнения и сдачи заданий
Тема | Виды работ | Задания | Задачи и результаты курса | Количество часов и сроки сдачи заданий | ||||||
Дневная, Дневная на базе ВО | Вечерняя | Вечерняя сокращенная на базе ТиПО, ВО (с применением ДТО) | ||||||||
кол-во часов СРС* | неделя** | кол-во часов СРС | неделя | кол-во часов СРС | неделя | |||||
Раздел 1 Предмет и задачи психологической науки и практики | ||||||||||
Тема 1 Определение психологии как науки | 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Составление обобщающих таблиц, схем 4. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Письменная работа– заполнение таблицы «Основные принципы психологии» (приложение 1) | Задачи: 1, 2 Результаты курса: 1, 4 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | ||||
Тема 2 Предмет психологии – основные этапы развития общей и сравнительной психологии | 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Устный ответ 4. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. | 1. Учебник – Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций - смысловое чтение 2. Устный ответ – групповое обсуждение вопросов – семинар (СРСП) 3. Письменная работа – Составить хронологическую таблицу «Основные этапы развития представлений о предмете психологии» | Задачи: 1, 3, 4 Результаты курса: 1, 3, 4 | 2,3,4 | 2,3,4 | 2,3,4 | ||||
Тема 3 Общее понятие о психике | 1. Устный ответ. 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 3. Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Устный ответ: открытый семинар (СРСП) | Задачи: 1, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, | |||||||
Тема 4 Отрасли и задачи теоретической и практической психологии и сравнительной психологии | 1. Устный ответ. 2. Составление обобщающих таблиц, схем 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. | 1. Устные ответы на вопросы:индивидуальное собеседованиепо вопросам (СРСП) | Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 | |||||||
Тема5 Методологические основы и методы психологии и сравнительной психологии | 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Составление обобщающих таблиц, схем 4. Устный ответ | 1.Учебник - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – беглое чтение 2.Письменная работа – заполнить таблицу «Анализ методов психологии» (см. приложение 2) 3. Устный ответ – подготовиться к коллоквиуму по темам 1-5 | Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | ||||
Раздел 2. Психологический анализ деятельности | ||||||||||
Тема6 Общее понятие о деятельности в психологии | 1. Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 4. Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Письменная работа -составить глоссарий основных понятий относящихся к категории деятельности в психологии | Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 | |||||||
Тема 7 Структура деятельности и ее виды | 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 4. Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Письменная работа:описать основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение | Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 | 6,7 | 6,7 | 6,7 | ||||
Тема 8 Понятие о психомоторике Теории движения и поведения | 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Устный ответ Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – ознакомительное беглое чтение 2. Подготовить устные ответына вопросы – семинар (СРСП) 3. Устный ответ– подготовиться к коллоквиуму по темам 6 -8 | Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 | 7,8,9 | 7,8,9 | 7,8,9 | ||||
Раздел 3. Зарождение и эволюция психики | ||||||||||
Тема 9 Возникновение и развитие психики в процессе эволюции | 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование | Учебник – Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – ознакомительное чтение 2. Самостоятельная работа –перенести в тетрадь таблицу отражающую теория развития психики Леонтьева-Фабри | Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 | 9,10 | 9,10 | 9,10 | ||||
Тема 10 Развитие деятельности и психики. | 1.Обсуждение теоретического материала. 2.Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 3.Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Устный ответ – индивидуальный доклад (СРСП). | Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 | |||||||
Тема 11 Рефлекторные теории поведения | 1. Устный ответ 2. Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Подготовить устные ответына вопросы – семинар (СРСП) 2. Устный ответ – подготовиться к коллоквиуму по темам 9-11 | Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 | 11,12 | 11,12 | 11,12 | ||||
Раздел 4. Происхождение и развитие психики человека | ||||||||||
Тема 12 Природа психики человека | 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций - смысловое чтение 2. Письменная/устная работа– индивидуальный доклад (СРСП) | Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 | |||||||
Тема 13 Уровни отражения человека и животных и проблема сознания в психологии | 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Устный ответ 3. Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – смысловое чтение 2. Устный ответ:открытый семинар по вопросам (СРСП) | Задачи: 1, 3, 4,5 Результаты курса: 1, 2, 4, 5 | 12,13,14 | 12,13,14 | 12,13,14 | ||||
Тема 14 Формирование высших психических функций | 1.Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. | 1. Учебник - Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – смысловое чтение 2. Письменная работа– построить схему «Формирование высших психических функций» | Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 4, 5 | |||||||
Тема 15 Структура психических явлений | 1. Устный ответ 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование 3. Составление обобщающих таблиц, схем | 1. Устный ответ:открытый семинар по вопросам 1) Психофизиологические функции мозга 2) Психические процессы 3) Психические состояния 4) Психические свойства и образования | Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 | 14,15 | 14,15 | 14,15 | ||||
Тема 16 Личность как интегратор всех психических явлений | 1.Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Устный ответ | 1. Учебник: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – составление конспекта 2. Письменная работа: заполнить таблицу «Психологическая структура личности» (см.приложение 3) 3. устный ответ:индивидуальное собеседование по вопросам (СРСП) Коллоквиум по темам 12-16 | Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 | |||||||
Итого |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Таблица «Основные принципы психологии»
Принцип психологии | Автор и время появление | Основное содержание | Пример |
Принцип отражения | |||
Антропологический принцип (субъекта) | |||
Принцип развития | |||
Принцип единства сознания и деятельности | |||
Принцип детерминизма | |||
Принцип единства внешнего и внутреннего | |||
Принцип системности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица «Анализ методов психологии»
метод | суть | область применения | ограничения | достоинства |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – таблица «Психологическая структура личности»
Концепция | Составляющие структуры личности | Краткое содержание составляющих личности |
Концепция Б. Г. Ананьева о человеке | ||
Концепция личности А. Ф. Лазурского | ||
Концепция личности В. Н. Мясищева | ||
Концепция личности В. С. Мерлина | ||
Концепция личности К. К. Платонова | ||
Концепция личности А. Н. Леонтьева | ||
Концепция личности Л. И. Божович | ||
Концепция личности С. Л. Рубинштейна | ||
Концепция личности Д. Н. Узнадзе | ||
Концепция личности В. А. Ядова | ||
Концепция личности З.Фрейда | ||
Концепция личности К.Г.Юнга | ||
Личность в диспозиционной психологии | ||
Личность в гуманистической психологии |
Экзаменационные вопросы
1. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии
2. Специфика психологического знания и психологии как науки. Сравнительная психология как отрасль.
3. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности животных и человека
4. Общее понятие опсихике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности
5. Душа как предмет психологии
6. Материалистические и идеалистические представления в психологии
7. Изучение сознания в психологии
8. Поведение как предмет психологии
9. Современный этап психологии – изучение психики
10. Краткий обзор истории сравнительной психологии
11. Формы отражения в живом и неживом мир. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира.
12. Категории сознания и бессознательного.
13. Психология как естественная и гуманитарная научная дисциплина. Специфика сравнительной психологии.
14. Междисциплинарные связи психологии и сравнительной психологии.
15. Классификация отраслей психологии: фундаментальные отрасли психологии и прикладные отрасли психологии
16. Формы сотрудничества теории с практикой: психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция
17. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии
18. Обзор методов психологии и сравнительной психологии
19. Общее понятие о деятельности
20. Психологические особенности строения деятельности
21. Внешняя и внутренняя деятельность
22. Теория деятельности в психологии
23. Понятие о психомоторике
24. Механизмы организации движений по Н.А.Бернштейну
25. Принцип сенсорных коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней
26. Процесс формирования двигательного навыка. принцип активности и его развитие Н.А.Бернштейном
27. Концепция поведенческого акта П.К. Анохина
28. Теория развития психики Леонтьева-Фабри
29. Сравнительный анализ психики животных и человека
30. Стадии развития деятельности и психики
31. Идея рефлекса Р.Декарта
32. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
33. Понятие о деятельности животных
34. Общественно-историческая природа психики человека
35. Взаимосвязь происхождения языка и трудовой деятельности
36. Понятие, формы отражения и уровни отражения
37. Природа человеческого сознания. Происхождение и развитие сознания. Общественное и индивидуальное сознание
38. Особенности сознания (содержания, состояния, свойства, уровни)
39. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву)
40. Конкретно-психологические характеристики сознания
41. Структура психики – мир психических явлений
42. Неосознаваемые психические процессы
43. Формирование высших психических функций
44. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
45. Социальный, опосредованный, произвольный характер высших психических функций и их системное строение
46. Психофизиологические функции мозга, сенсорная чувствительность
47. Развитие личности, ее социализация и индивидуализация
48. Общее понятие о личности, индивиде, субъекте деятельности и индивидуальности
49. Теория изучения личности Б.Г. Ананьева
50. Краткий обзор психологической структура личности в рамках различных концепций
ФЁДОРОВА ирИНА аЛЕКСЕЕВНА
СИЛЛАБУС
по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»
для специальности 5В050300 «Психология»
Ответственный за выпуск
Н.А. Мошенская
Технический редактор
Т.В. Левина
Отпечатано в Казахстанско-Американском свободном университете