Раздел 2. Социальная психология
Комплект контрольно-измерительных материалов
По учебной дисциплине
ОП. 02.ПСИХОЛОГИЯ
основной профессиональной образовательной программы
специальности 31.02.01Лечебное дело
(Углублённый уровень подготовки)
20___
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан в соответствии с требованиями к уровню подготовки по дисциплине ПСИХОЛОГИЯфедерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Разработчик:
Аверина О.А., преподаватель ГБПОУ «Юргамышский медицинский колледж»
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии _________________________________________________________ Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г. Председатель ЦМК ________________________ /______________/ |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
2. Задания для экзаменующихся
3. Пакет экзаменатора:
3.1. Условия
3.2. Критерии оценки
Паспорт
Комплект контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации предназначен для контроля и оценки результатов освоения студентами дисциплины ПСИХОЛОГИЯ по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт (в форме тестирования)
Комплект контрольно-оценочных материалов позволяет оценить освоение
следующих знаний:
- основные задачи и методы психологии;
- психические процессы и состояния;
- структуру личности;
- пути социальной адаптации и мотивации личности;
- основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
- психология медицинскогоработника;
- этапы профессиональнойадаптации;
- принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;
- аспекты семейной психологии;
- психологические основы ухода за умирающим;
- основы психосоматики;
- определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», «психотерапия»;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- функции и средства общения;
- закономерности общения;
- приёмы психологической саморегуляции;
- основы делового общения;
- пути социальной адаптации мотивации личности.
2.Задания для студентов(Вопросы для подготовки) Приложение 1.
Пакет экзаменатора
Условия
Количество вариантов задания (тестов) для экзаменующихся – 4 (Приложение 2)
Время выполнения 90 мин.
Критерии оценки
За каждый правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За каждый неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Оценка «5» выставляется: 90-100% правильных ответов
Оценка «4» выставляется: 80-89% правильных ответов
Оценка «3» выставляется: 70-79% правильных ответов
Оценка «2» выставляется: 69% и менее правильных ответов
Промежуточная аттестация (тестирование)
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Раздел 2. Социальная психология
Внимательно прочитайте задание. Выберите один вариант ответа.
Задание № 1. Условные группы – это группы людей, которые...
а) объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру;
б) существуют реально в определенном пространстве и времени;
в) возникают на основе личных симпатий, близости взглядов, убеждений, интересов;
г) объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, материальное положение и др.).
Задание № 2.Формальные группы – это группы людей, которые...
а) объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру;
б) существуют реально в определенном пространстве и времени;
в) возникают на основе личных симпатий, близости взглядов, убеждений, интересов;
г) объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, материальное положение и др.).
Задание № 3.Примером формальной группы не является:
а) 9»Б» класс; б) штат терапевтического отделения ЛПУ;
в) театральный кружок; г) педагогический колледж.
Задание № 4.Неформальные группы – это группы людей, которые...
а) объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру;
б) существуют реально в определенном пространстве и времени;
в) возникают на основе личных симпатий, близости взглядов, убеждений, интересов;
г) объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, материальное положение и др.).
Задание № 5.Референтные группы – это группы людей, которые...
а) возникают на основе личных симпатий, близости взглядов, убеждений, интересов;
б) объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, материальное положение и др.);
в) рассматриваются как место пребывания индивида в социуме;
г) служат для личности образцом, эталоном поведения.
Задание № 6. Большие группы – это группы людей, которые…
а) объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру;
б) существуют реально в определенном пространстве и времени;
в) социальные общности с неограниченным числом членов;
г) немногочисленное по составу объединение людей с общими интересами, целями и групповыми нормами поведения.
Задание № 7.Обязательная характеристика малой группы – это …
а) контакты между ее членами; б) взаимные симпатии;
в) психологическая совместимость; г) взаимодействие ее членов «лицом к лицу»
Задание № 8.Малые группы – это группы людей, которые...
а) объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру;
б) существуют реально в определенном пространстве и времени;
в) социальные общности с неограниченным числом членов;
г) немногочисленное по составу объединение людей с общими интересами, целями и групповыми нормами поведения.
Задание № 9.Реальные группы – это группы людей, которые…
а) объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру;
б) существуют реально в определенном пространстве и времени;
в) возникают на основе личных симпатий, близости взглядов, убеждений, интересов;
г) объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, материальное положение и др.).
Задание № 10.Группы членства – это группы людей, которые...
а) объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, материальное положение и др.);
б) рассматриваются как место пребывания индивида в социуме;
в) существуют реально в определенном пространстве и времени; 4
г) служат для личности образцом, эталоном поведения.
Задание № 11. Какой стиль поведения позволяет достаточно легко и быстро вписаться в структуру группы?
а) конфликтный; б) конформный; в) нормативный; г) ситуативный.
Задание № 12.
Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов и норм поведения сопровождается:
а) эмпатией; б) повышением по службе; в) применением санкций; г) ростом авторитета.
Задание № 13.Чтобы снять напряжение, которое имеет место в начале беседы, нужно:
а) пожать руку собеседнику; б) «поставить на место»;
в) сказать несколько слов личного характера; г) сразу же изложить свою позицию.
Задание № 14.Чтобы снять напряжение, которое имеет место в начале беседы, нужно:
а) сказать комплимент; б) сразу же изложить свою позицию;
в) пожать руку собеседнику; г) «поставить на место»
Задание № 15.Что не способствует успеху делового общения?
а) учитывать интересы собеседника; б) говорить только о себе;
в) видеть положительное в собеседнике; г) проявлять искренность и доброжелательность.
Задание № 16.Что не способствует успеху делового общения?
а) видеть положительное в собеседнике; б) учитывать интересы собеседника;
в) навязывать свою точку зрения; г) проявлять искренность и доброжелательность.
Задание № 17.Что не способствует успеху делового общения?
а) проявлять искренность и доброжелательность б) учитывать интересы собеседника;
в) находить общее с собеседником; г) говорить только о себе.
Задание № 18.Что не способствует успеху делового общения?
а) выделять свое «Я»; б) учитывать интересы собеседника;
в) видеть положительное в собеседнике; г) проявлять искренность и доброжелательность.
Задание № 19.Какая позиция соответствуют эффективному деловому общению?
а) собеседник слышит только то, что хочет услышать;
б) в процессе общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;
в) в процессе общения лучшим собеседником является тот, кто умеет хорошо говорить
г) лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать.
Задание № 20.Какая позиция соответствуют эффективному деловому общению?
а) в процессе общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;
б) в ходе общения собеседнику предоставляется возможность полностью изложить свою точку зрения на решаемую проблему;
в) собеседник слышит только то, что хочет услышать;
г) в процессе общения лучшим собеседником является тот, кто умеет хорошо говорить.
Задание № 21.Взгляд партнера в процессе делового общения сверху вниз указывает на:
а) неуверенность; б) превосходство и гордость; в) скрытое наблюдение; г) сомнение.
Задание № 22.
В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью обращено к собеседнику - это:
а) презрение; б) интерес к собеседнику и его признание;
в) проявление подчеркнутого неуважения; г) недоумение.
Задание № 23.К числу основных принципов делового общения не относится:
а) конформность; б) пунктуальность; в) внимание к окружающим; г) конфиденциальность.
Задание № 24.К числу основных принципов делового общения не относится:
а) внешний вид; б) конформность; в) внимание к окружающим; г) конфиденциальность.
Задание № 25.К числу основных принципов делового общения не относится:
а) грамотность; б) доброжелательность; в) конформность; г) конфиденциальность.
Задание № 26.К числу основных принципов делового общения не относится:
а) пунктуальность; б) конфиденциальность; в) конформность; г) грамотность.
Задание № 27.Конкретное место, положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии – это ...
а) социальная роль; б) социальный статус; в) групповая норма; г) конформизм.
Задание № 28.Некоторое определенное правило, которое выступает регулятором взаимоотношений между членами группы – это …
а) групповая норма; б) конформизм; в) социальная роль; г) социальный статус.
Задание № 29.Одобряемый социальными нормами, образец поведения человека – это …
а) социальный статус; б) групповая норма; в) конформизм; г) социальная роль.
Задание № 30.К факторам микросреды не относятся:
а) состояние оборудования; б) организация труда;
в) общественно-экономическое устройство страны; г) санитарно-гигиенические условия.
Задание № 31.К факторам микросреды не относятся:
а) групповые явления и процессы; б) неофициальная организационная структура;
в) уровень культуры общества; г) характер руководства.
Задание № 32.К факторам макросреды не относятся:
а) состояние оборудования; б) уровень материального и духовного производства;
в) общий уровень культуры; г) общественно-экономическое устройство страны.
Задание № 33.Социально-психологический климат – это ...
а) состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы;
б) вынужденное принятие индивидом норм и ценностей группы под воздействием группового давления;
в) «тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желания в ней остаться»;
г) некоторое определенное правило, которое выступает регулятором взаимоотношений между членами группы.
Задание № 34.«Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом». К какому типу семьи относится это описание?
а) молодая семья; б) семья молодоженов; в) эгалитарная семья; г) авторитарная семья.
Задание № 35.«Особенность такой семьи – отсутствие жилья, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее». О какой семье идет речь?
а) студенческая семья; б) семья молодоженов; в) эгалитарная семья; г) сложная семья.
Задание № 36.Какая семья считается малодетной?
а) бездетная; б) однодетная; в) семья с двумя детьми; г) семья с тремя детьми.
Задание № 37.«Такая семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе, брак без семьи». О какой семье идет речь?
а) семья молодоженов; б) дистантная семья; в) сложная семья; г) авторитарная семья.
Задание № 38.В какой семье идет борьба за власть?
а) молодая семья; б) семья молодоженов; в) эгалитарная семья; г) авторитарная семья.
Задание № 39.«В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие». Какой тип семьи представлен в этом описании?
а) гомогенная семья; б) гетерогенная семья; в) простая семья; г) сложная семья. 6
Задание № 40.К какому типу семьи относится следующее описание: «Типичным состоянием такой семьи является состояние эйфории»?
а) инфертильная семья; б) эгалитарная семья; в) семья, ждущая ребенка; г) семья молодоженов.
Задание № 41.Опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения – это…
а) суггестия; б) самоопределение; в) нонконформизм; г) конформизм.
Задание № 42.Вынужденное принятие индивидом норм и ценностей группы под воздействием группового давления – это…
а) нонконформизм; б) конформизм; в) суггестия; г) самоопределение.
Задание № 43.Избирательное отношение человека к влияниям собственной группы – это…
а) нонконформизм; б) конформизм; в) суггестия; г) самоопределение.
Задание № 44.Какая улыбка свидетельствует об искренней радости?
а) расслабленная; б) смущенная; в) усмешка; г) ироничная.
Задание № 45.Оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другим человеком, причем это сравнение в его пользу – это…
а) комплимент; б) похвала; в) поддержка; г) знак внимания.
Задание № 46.Что не относится к знакам внимания?
а) прием «зеркало отношений»; б) комплимент; в) поддержка; г) похвала.
Задание № 47.Знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен – это…
а) комплимент; б) похвала; в) поддержка; г) прием «личная жизнь».
Задание № 48.Что не относится к знакам внимания?
а) комплимент; б) похвала; в) поддержка; г) прием «терпеливый слушатель»
Задание № 49.Терпеливое, внимательное выслушивание проблем собеседника – это прием:
а) «комплимент»; б) «зеркало отношений»; в) «терпеливый слушатель»; г) «личная жизнь».
Задание № 50.Когда собеседник сильно возбужден, находится в состоянии аффекта, то следует применять …
а) пассивное слушание; б) индивидуальное слушание;
в) эмпатийное слушание; г) активное слушание.
Задание № 51.Чтобы понимать, что чувствует собеседник, нужно применять …
а) пассивное слушание; б) индивидуальное слушание;
в) эмпатийное слушание; г) активное слушание.
Задание № 52.К числу типичных ошибок слушания не относится:
а) перебивание собеседника; б) поспешные выводы; в) уточнение; г) поспешные возражения.
Задание № 53.К числу типичных ошибок слушания не относится:
а) непрошенные советы; б) перебивание собеседника;
в) поспешные возражения; г) переспрашивание.
Задание № 54.Такую медсестру больные называют «милыми сестричками». По типологии И. Харди – это...
а) «сестра, играющая заученную роль»; б) сестра материнского типа;
в) сестра-специалист; г) нервная медсестра.
Задание № 55.Такая медсестра нередко демонстрирует превосходство над другими медсестрами и больными. По типологии И. Харди – это...
а) нервная сестра; б) сестра-специалист;
в) сестра с мужеподобной сильной личностью; г) сестра «играющая заученную роль.
Задание № 56.Такая медсестра старается, порой без чувства меры, произвести впечатление на больного, быть значительной. Такая медсестра по типологии И. Харди называется... 7
а) сестра материнского типа; б) сестра-специалист;
в) нервная сестра; г) сестра «играющая заученную роль».
Задание № 57.Про какую медсестру можно сказать: «Она делает все, забывая при этом самое главное»?
а) сестра-рутинер; б) нервная медсестра; в) сестра материнского типа; г) сестра-специалист.
Задание № 58.Термин «эмоциональное выгорание» был введен...
а) В.Вундтом; б) З.Фрейдом; в) Фрейденбергом; г) К.Юнгом.
Задание № 59.Ощущение постоянной усталости, дискомфорт и депрессия являются симптомами...
а) синдрома «эмоционального выгорания»; б) синдрома хронической усталости;
в) синдрома «отравления людьми»; г) все ответы неверны.
Задание № 60.Основными симптомами СЭВ являются:
а) отрицательное отношение к выполняемой деятельности; б) агрессивные тенденции;
в) бессонница; г) все ответы верны.
Задание № 61.Основными симптомами СЭВ являются:
а) усталость; б) психосоматические проблемы; в) бессонница; г) все ответы верны.
Задание № 62.Профессиональное самоопределение – это...
а) определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма;
б) определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев становления личности;
в) определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенному социальному слою;
г) определение себя относительно общечеловеческих критериев личности.
Задание № 63.На каком этапе профессионального становления человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности?
а) этап адаптации; б) этап профессионализации;
в) предварительный этап; г) подготовительный этап.
Задание № 64.Какой этап становления профессионала сегодня имеет особое значение?
а) этап адаптации; б) этап профессионализации;
в) предварительный этап; г) подготовительный этап.
Задание № 65.С каким этапом связано начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы?
а) этап адаптации; б) этап профессионализации;
в) предварительный этап; г) подготовительный этап.
Задание № 66.Профессия медсестры, по типологии Е. А. Климова, относится к типу...
а) человек – человек; б) человек – техника; в) человек – человек; г) человек – знаковая система.
Задание № 67.Фельдшер – это...
а) специальность; б) профессия; в) должность; г) квалификация.
Задание № 68.Наибольшая удовлетворенность людей отмечается в экспериментах при следующем стиле лидерства:
а) автократическом; б) демократическом;
в) свободном; г) если каждый из членов группы по очереди выступает в роли лидера.
Задание № 69
К функциям руководителя не относится:
а) ответственность за достижение целей группы;
б) обладание более определенной системой санкций; в) регуляция неформальных отношений;
г) регуляция формальных отношений. 8