Психологическая характеристика профессий, связанных с изготовлением изделий из материалов повышенной прочности
Эти профессии связаны с приданием материалам, отличающимся большой твердостью и прочностью, различных, иногда очень сложных форм. Они распространены в сложном приборостроении, авиационной, ювелирной промышленности и т. д. Сюда же с известной натяжкой можно отнести и столяров, связанных с обработкой дерева. Изучение психомоторных качеств и типологических особенностей нервной системы в некоторых из этих профессий было проведено И. Д. Карцевым с сотрудниками (1977).
Полировщики сложнофасонных и многопрофильных деталей. Основными видами обработки здесь являются шлифование и полировка, которые производятся на вращающихся абразивных кругах. Высокое качество работы полировщика обеспечивается точным дозированием усилия, направления и времени его применения, что позволяет точно снимать необходимые слои металла. Профессионально пригодные квалифицированные рабочие имеют существенно более низкие пороги различения веса, чем профессионально непригодные рабочие. Первые различают разницу в весе от 19 до 21 г (2-3%), в то время как вторые — 40 г. Тактильная чувствительность у профессионально пригодных рабочих оказалась в два раза ниже, чем у профессионально непригодных.
Обдирщики и огранщики алмазов (ювелиры). Превращение алмазов в бриллианты — процесс длительный, связанный с различными операциями, выполняемыми рабочими разных профессий. После распиливания или раскалывания алмазов начинается их обдирка и огранка на станке, т. е. придание им определенной формы. Эта операция связана с большими мышечными усилиями, причем строго дозированными, что требует хорошего мышечного чувства (особенно для огранщиков). Кроме того, необходим постоянный зрительный контроль за выполняемыми действиями, успешность которого связана с точностью глазомера.
Столяры, по данным Ф. Баумгартена (1926), должны иметь большую силу и ловкость рук, тонкость ощущений в пальцах, глазомер и пространственное воображение, чтобы читать и понимать чертежи, конструктивное мышление, способность к концентрации внимания, цветоразличение (способность различать тончайшие оттенки степени насыщения одной и той же краски), слух.
Токари-универсалы, как показано Р. В. Шрейдер (1981), успешно работают, если обладают хорошим пространственным представлением, техническим мышлением, высоким невербальным интеллектом, хорошей способностью к переключению внимания и координацией движения обеих рук, а также точным глазомером. Распределение внимания, память на движения, долговременная вербальная память и кратковременная образная память существенного влияния на эффективность деятельности токаря-универсала не оказывают.
Заключение
В 1979 г. К. М. Гуревич писал: «В советской психологической литературе последних лет не раз раздавались призывы к психологическому изучению профессий, к составлению профессиограмм, где были бы изложены специфические психофизиологические требования профессии к человеку.
Вряд ли можно мириться с тем, что эти призывы пока не находят должного отклика. По целому ряду причин психологи еще не пришли к тому, чтобы изучать требования профессий. Следует также представить себе трудности анализа и выработки психофизиологических критериев требований профессий. Эти трудности обусловлены отставанием психофизиологии индивидуальных различий.
В любой науке ее достижения и неудачи неразрывно связаны с ее методическим вооружением. Нельзя решать задачи, если нет для этого средств» (1970. С. 245).
К сожалению, эти слова можно повторить и сейчас. В области дифференциального изучения профессиональной деятельности сделано уже немало, однако профессиональная деятельность еще не привлекла к себе должного внимания дифференциальных психологов и психофизиологов, хотя кое-что в оснащении их методами дифференциально-психологического и дифференциально-психофизиологического изучения уже достигнуто (особенно в изучении типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, половых различий, стилей деятельности и руководства).
Можно, конечно, сослаться на то, что все профессии и специальности тщательно изучить невозможно, тем более что с каждым десятилетием в связи с появлением новой техники изменяются требования профессий к ПВК человека. Но ведь большинство так называемых массовых профессий остаются по своему содержанию довольно консервативными, однако и они изучены не полностью. Главный недостаток проводимых исследований — отсутствие единой программы изучения таких профессий, которая должна была бы включать индивидные (свойства нервной системы и темперамента, особенности эмоциональной и волевой сфер) и личностные особенности профессионалов. Только при этом условии возможно, с одной стороны, найти что-то общее у успешных профессионалов, выполняющих различные виды профессиональной деятельности, а с другой — четко отличать их друг от друга. Пока же разрозненные одиночные исследования, как видно из проведенного анализа источников, не дают возможности составить достаточно полную и ясную картину, способную обрисовать специфику каждой из массовых профессий и их отличия друг от друга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое тестирование[16]