Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной сис­темы — главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным фак­торам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмуща­ющим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других уче­ных, отметивших важнейшую роль нервной системы в формирова­нии адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований про­блемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу

Подробнее о психосоматических заболеваниях см. в разделе 3.3.2 данной книги.

которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека»

[17; с. 5].

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии орга­низма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализа­ции наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиоло­ги отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функ­ционирования сильного звена. В его опытах в условиях эксперимен­тального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типич­ным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследова­ниях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механиз­мах стресса у человека в связи с существованием у последнего вто­рой сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в усло­виях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины фор­мирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуа­ции могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с де­монстративным лишением полового партнера приводила к возникно­вению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.


логическая категория

20 Глава 1. Стресс как биологическая и психо.

1.2. Психологический стресс 21



Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информа­ции, необходимой для организации действий» [14; с. 34]. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психи­ческих стрессовых реакций указывается как отечественными [4], так и зарубежными исследователями [23].

В других работах было показано значение иных условий, способ­ствующих развитию стресса:

+ иммобилизации1 [18];

+ дефицита времени [19];

+ нарушения биологических ритмов [20];

+ изменения условий жизни и упроченного динамического стерео­типа [15].

Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожи­дание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент не­определенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Дли­тельное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрст­вования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время экзаме­национной сессии студентам приходится сталкиваться с широким диапазоном синергично действующих стрессогенных факторов, при­водящих в итоге к развитию выраженного стресса.

Психологический стресс

Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс [25]. Р. Лазарус и Р. Лань-ер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенно-

1 Иммобилизация — принудительное обездвиживание.

сти взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интер­претироваться не только как реакция, но как процесс, в котором тре­бования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую си­туацию [4].

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональ­ный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физио­логи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конеч­но же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение дан­ного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и да­же примат эмоций в комплексной реакции1.

В содержание этого термина включаются как первичные эмоцио­нальные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия био­логической или социальной среды, так и физиологические механиз­мы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века [16]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал:

«Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испыта­ет страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические ре­зультаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требо­вание приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым» [2; с. 106].

Актуальность исследований по изучению механизмов и последст­вий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ве-

1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 331.


22 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

дущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А. М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоциональ­ного стресса» [5; с. 3].

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сер­дечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» [18; с. 11].

По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосуди­стой системы [24]. Основными причинами возникновения этих наруше­ний становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механиз­мов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные усло­вия, когда его положение кажется ему бесперспективным («Ко РиШге» 5упс1гот), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. [24]. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы явля­ются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [25].

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

+ эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

+ эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

+ термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» — психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «клас-

1.2. Психологический стресс

сические» стадии — тревоги, адаптации и истощения. Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтом­ного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. Как известно, продолжительность аф­фектов составляют секунды или минуты, в то время как для развития стресса требуются недели, дни или в острых случаях — часы. В пер­вом томе своего учебника Р. С. Немов пишет:

«Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов явля­ется стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и дли­тельного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку»1.

В то же время в другом месте своего учебника (в Словаре основных психологических понятий) автор приводит уже иное определение стресса: «Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого рас­стройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации»2.

В плане обсуждения данного определения можно отметить, что это определение скорее подходит к понятию «дистресс», так как при некоторых видах стресса продуктивность деятельности, наоборот, уве­личивается. Автор другого учебника по общей психологии, А. Г. Мак­лаков, относит стресс к одному из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю не­устойчивость», что противоречит базовому положению Г. Селье о про­должительном и достаточно устойчивом характере стресса, связан­ном с его гуморальной природой. А. Г. Маклаков пишет:

«Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется по-

1 Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1999, с. 442.

2 Там же, с. 680.



Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.2. Психологический стресс 25




вышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчи­вость. При благоприятных условиях это состояние может трансформиро­ваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в со­стояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования сис­тем и органов, истощение энергетических ресурсов»1.

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целе­сообразности (применение «стратегии борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов — на­пример, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвуе.т в спортивном соревновании. Снижение работоспособно­сти происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями ин­теллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрес­се авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

Другое спорное положение А. Г. Маклакова относительно стресса касается последовательности событий во время его разворачивания. Автор пишет: «Сущность стрессовой реакции заключается в "подготовительном" возбу­ждении и активации организма, необходимой для готовности к физиче­скому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс все­гда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истоще­нию физиологических резервов»2.

Данное положение является достаточно дискуссионным, так как большинство авторов считают, что стресс является не подготовкой к возбуждению, а следствием его, и он не предшествует трате энергети­ческих ресурсов, а вызывает эту трату [1, 2, 3, 16, 18].

Наши рекомендации