Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье
Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...
напряжения, связанного с обращением к травматическому опыту. Клиент может плакать, гневно высказываться, одним словом, делать все, что не связано с угрозой собственной жизни и здоровью. Специалист также эмоционально вовлечен в обсуждение. Рационализация, интеллектуализация предмета обсуждения неуместна при этом стиле общения. Однако в исключительных случаях допускается смена стиля взаимодействия на какое-то время.
Эффективность индивидуального консультирования или приемы профессионального общения во многом определяются особенностями межличностного общения, для которых характерны разные «уровни давления» [11,40, 51].
Уровень минимального давления на клиента, или «следование за клиентом», предполагает создание условий для исповеди клиента. Эта цель достигается с помощью таких приемов, как «молчание», «связывание», техник «активного слушания» (повторение последних слов собеседника, перефразирование, уточняющие вопросы, резюмирование, вербализация эмоционального состояния), «отражения чувств» и т. д.
Следующие уровни межличностного давления или психологического вмешательства ставят задачу ведения клиента, при котором специалист расширяет или сужает предмет обсуждения с помощью вопросов, уточняя запрос потерпевшего, выясняет мысли, чувства и ощущения клиента в связи с предметом обсуждения. Этап инструктирования представляет собой активные высказывания специалиста с целью информирования клиента, рекомендации и интерпретации.
В случае нарушений клиентом норм взаимодействия может быть использовано требование в качестве эффективной формы межличностного давления.
Чем более глубинным является сопровождение жертвы насилия, тем выше должен быть представлен уровень следования за клиентом и ведения его. Так, в работе психотерапевта первый и второй уровни должны занимать две трети сессии (примерно тридцать минут), а одна треть (около пятнадцати минут) — инструктирование. При взаимодействии с потерпевшим юриста, медицинского работника соотношение является противоположным: одна треть времени отводится активному слушанию и ведению клиента и две трети времени — инструктированию. Для психолога и социального работника соотношение времени на выслушивание и психологическую интервенцию находится посередине и зависит от задач конкретной беседы.
Процесс кризисной интервенции заключается в том, чтобы создать условия для работы над проблемой, а не решить ее. Многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить, находясь в нем. Важным условием достижения результата данного этапа психологической помощи становится владение консультантом различными приемами профессионального воздействия, включая психотерапевтические процедуры для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций.
Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций
Техника «Письмо»
Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в работе с жертвами насилия, т. к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попросить об индивидуальной беседе.
Так же как и при индивидуальных беседах, важное значение имеет детальное структурирование процедуры написания письма. Письмо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривается вслух. Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй...» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы клиент понимал, что он может выразить абсолютно все своя чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько детально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Часто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям.