Телесеансы А. Кашпировского

В недавнем прошлом имя Анатолия Кашпировского было на устах у многих. Телесеансы его посмотрел почти каждый.

Успех этого талантливого психотерапевта, вызвавший неоднозначную реакцию в медицинских кругах, был результатом сложения нескольких факторов.

Главную роль здесь сыграли избранный им метод внушения, весьма похожий на тот, который в психотерапии назван именами двух ученых - Кречмера и Эриксона. Технология метода заключается в отсутствии прямого давления на участников сеанса. Психотерапевт «вяжет сетку слов» И только периодически вставляет слова внушения. На фоне нейтральных слов такая фраза действует с особой силой, поскольку у слушателей создается впечатление совместной с психотерапевтом вовлеченности в процессе лечения. Вот наглядный пример одного из вариантов гипнотического воздействия по данному методу (в тексте жирным шрифтом выделены предложения, представляющие собой прямое внушение):

«Вы можете делать что хотите - сидите или двигайтесь, можете слушать меня или нет, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресле и расслабьтесь. Вы можете думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из вашей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вы можете спать; если не хотите – не спите,

но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны. Действует не сила врача, а ваши собственные возможности. Вы сейчас раскованы, дыхание ваше ровное, сердце ваше бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов все то, что вам нужно. Но окружающее вам уже не мешает; оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое и отяжелевшее. Вам не обязательно спать, но это так приятно. Вам так хочется расслабиться и уснуть...».

Избранный метод, подходящие внешние данные и профессиональное построение сеанса помогли многим зрителям активизировать внутренние резервы организма. В первую очередь это смогли сделать легко внушаемые и эмоциональные люди. Основная часть улучшения состояния приходится именно на их долю.

Во время телесеансов ведущий оглашал высокие показатели излечения от различных заболеваний. И хотя в отношении к общему числу телезрителей процент этот невелик, но приведенные данные усиливали веру в Анатолия Михайловича. Он уверенно держался перед телекамерами, сохранив при этом внешние черты гипнотизера: соответствующий взгляд, позу, жесты, тембр голоса, интонацию. Подавляющая часть зрителей вообще ничего не знала о работе врачей-психотерапевтов, поэтому многие воспринимали телесеансы как «магическое действие», что, безусловно, усиливало их эффект.

На восприятие зрителей немалое косвенное воздействие оказывало необычное поведение некоторых людей в зале. Телеоператоры показывали, как одни вращали головами, другие махали руками, третьи медленно, как бы танцуя, передвигались по залу. Такие действия легко внушаемых зрителей вызывали индукцию среди присутствующих, заражая их теми же чувствами.

Сеансы А. Чумака

В свете вышесказанного легко объяснимы и эффекты, которых добивался Алан Чумак, «заряжая» воду, крем, мази, газеты и журналы. Разумеется, «заряжались» не предметы, «заряжались» умы телезрителей.

У людей с повышенной внушаемостью и горячо веривших в А. Чумака, действительно произошло улучшение здоровья, поскольку «заряженные» предметы создавали ярко выраженный эффект плацебо.

Те же, кто относился к процедуре «подзарядки» (либо к самому А. Чумаку) резко отрицательно, путем самовнушения получали «доказательства» вреда таких сеансов. И в том и в другом случае механизм воздеЙ9ТВИЯ был одним и тем же и находился внутри самих людей, а их ожесточенные споры лишь создали Алану Чумаку дополнительную рекламу.

Экстрасенсы

Последовавший вслед за выступлениями А. Кашпировского наплыв колдунов, магов и экстрасенсов явился, по сути дела, извращением основ научной психологии и психотерапии, поскольку был основан на элементарной неграмотности людей и их тяге к сотворению очередного кумира.

Минский психолог Леонид Левит дает излишне доверчивым людям такой совет: «При встрече с очередным экстрасенсом задайте ему какой-нибудь конкретный вопрос (например, на какой зуб у вас надета коронка или чем вы болели в детстве) и внимательно наблюдайте за реакцией собеседника. Многое вам станет ясно в первые же секунды. Если же вы стесняетесь ситуации разоблачения такого «целителя» больше, чем он сам, тогда хотя бы не доверяйте ему свою личность и свое здоровье – самое дорогое, что у вас имеется».

Кодирование

Оно представляет не что иное, как разновидность директивного внушения, команды. Если человек не желает бросить пить и его воля сопротивляется воле врача, то никакого эффекта от кодирования не будет. Подобная процедура помогает в первую очередь тем людям, которые действительно решили «завязать».

С целью повышения уровня внушаемости пациентов перед кодированием и во время него могут быть использованы различные устрашающие «ритуалы». (Напомним, что в состоянии нервного стресса у человека снижается критичность к поступающей информации и, соответственно, повышается внушаемость.)

Так, один изобретательный психотерапевт ставил у дверей кабинета, в котором проходило кодирование, двух здоровенных парней, одетых в белые халаты. «Охрана» сверлила глазами каждого входящего в кабинет посетителя, создавая у того стрессовое состояние. По окончании кодирования врач «с лечебной целью» орошал рот пациента раствором, образующим пузыри. Когда такой человек с «пеной у рта» выходил из кабинета, это производило сильнейшее впечатление на тех, кто дожидался своей очереди. Стоит ли удивляться, что эффект от кодирования был весьма велик!

В развитых странах подобные директивные методики в психологии и психотерапии отходят сейчас на второй план, уступая место групповой психотерапии и НЛП (о нем - отдельная глава). Причина в том, что в демократических государствах свобода человека является одной из основных ценностей. У нас же целые поколения воспитаны так, что готовы (и даже желают) подчиняться приказу. Человек, подчиняющийся приказу, снимает с себя ответственность за принятие решений и за результат своих действий, возлагая ее на лицо, отдавшее приказ.

Наши рекомендации