Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов
Попробуем обрисовать систему профориентационной работы такой, какой она должна быть в цивилизованной стране. Прообраз подобной системы вырисовывался в конце 1980-х гг. в СССР, но поскольку уже в начале 1990-х гг. стали активно экономить на образовании и культуре, то даже наметки системы профориентационной работы были бездарно разрушены, если не считать усилий отдельных психологов-энтузиастов, которые даже в тех условиях как-то пытались сохранить элементы системности в профориентационной работе.
Сначала полезно вспомнить, что является системой. Система — это не только набор определенных элементов: в основе системы — общая цель, задача, смысл, которые и объединяют эти элементы для решения данной задачи. Отталкиваясь от этого классического (и очень верного) понимания системы, можно обозначить и главный критерий эффективности профориентационной системы — направленность на общую цель. Применительно к профориентации можно сказать, в какой степени удается различные социальные институты данного общества мобилизовать на задачу создания благоприятных условий для полноценного самоопределения членов этого общества и самореализации на благо всеобщего процветания.
Кроме того, система — это еще и определенное взаимодействие различных социальных институтов. Смысл взаимодействия не в том, что выполняются общие задачи, а в том, что общая задача (цель) разбивается на частные задачи и далее определяется, какой социальный институт эти частные задачи должен выполнять. А уже затем решается, как лучше эти частные задачи выполнить. И в итоге достигается общая цель (главная задача).
Любая система также предполагает координационный центр. Применительно к профориентационной системе это, прежде всего, высшее государственное управление (в главе 1, подразделах 1.5 и 1.6 уже говорилось о том, что кадровая политика — это важнейшая задача руководителей высшего уровня). Одновременно должен быть сформирован и специальный координационный Центр профориентации. Желательно, чтобы такой Центр подчинялся непосредственно правительству страны или ее президенту по причине важности решаемых задач. Опыт второй половины 1980-х гг. показывает, что когда центры профориентации молодежи курировал Госкомтруд СССР, тогда быстро решались многие вопросы и профориентация не только быстро набирала положительный опыт, но и вела за собой всю тогдашнюю практическую психологию страны. В то же время негативный опыт 1990-х гг., когда профориентация фактически осталась бесхозной (в Министерстве образования РФ ей уделялось мало внимания, а в Министерстве труда додумались даже до того, что в конце концов резко сократили финансирование служб занятости), свидетельствует о том, что без государственной поддержки с четко выраженной координацией действий на высшем уровне кадровая политика страны так и останется пустым звуком.
Во всех цивилизованных странах идея успешной карьеры буквально пронизывает всю общественную жизнь. И общество (в лице разнообразных социальных институтов) активно помогает каждому гражданину найти себя в этом мире, с тем чтобы он от скуки, безделья или недомыслия не становился социально опасным элементом. (Ведь проблема многих асоциальных (и антисоциальных) граждан состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и тогда начинают использовать их во вред обществу.) Таким образом, решаются и многие другие социальные проблемы цивилизованных стран.
Перечислим теперь основные социальные институты, которые могли бы участвовать в профориентационной работе, и кратко обозначим их функции.
Семья. Этот важнейший социальный институт уже с раннего детства приобщает ребенка к труду. Главное здесь — пример самих родителей, и дай бог, чтобы это был достойный пример. В дальнейшем родители не только создают для подростка и молодого человека своеобразный «тыл» (материальный и моральный), но
и могут помочь в конкретных выборах. Здесь следует быть реалистами и понимать, что, желая добра своим детям, родители неред-к0 готовы нарушать определенные моральные и даже правовые нормы (например, давать взятки высокопоставленным и ответственным мерзавцам). Кстати, чтобы хоть как-то компенсировать это, и существуют другие социальные институты, чтобы те подростки, которые не имеют столь влиятельных и богатых родителей, также имели шансы на успешную карьеру.
Школа. Этот социальный институт имеет возможности для разнообразной профориентационной помощи ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут знакомить школьников не только с определенными отраслями знания, но и с соответствующими производствами (на уроках химии — с химическими производствами, на уроках биологии — с биологическими профессиями и т.п.), тем более что школьникам это крайне интересно. Во-вторых, на уроках труда, где у школьников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь учащимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках, в своих склонностях и ценностных ориентациях, а также научить планировать перспективы своего развития. К сожалению, современная школа выполняет эти задачи лишь частично.
Профессиональные учебные заведения. Начать можно с учебно-производственных комбинатов (УПК), где школьники осваивают (или хотя бы знакомятся практически) несколько простых профессий. В целом при должном внимании и финансировании эти УПК могли бы стать более эффективным средством не только начальной трудовой подготовки, но и профориентации. Другие профессиональные учебные заведения (вузы, колледжи, училища и т. п.) могли бы активнее работать со школьниками (дни открытых дверей, кружки и школы для старшеклассников, организация конкурсов и олимпиад на своей базе, проведение профориента-ционных занятий в близлежащих школах и т.п.). При этом перспективной представляется такая работа, когда выявляются талантливые школьники, которые потом на льготных условиях могут поступать в эти учебные заведения. В дальнейшем эти профессиональные учебные заведения могли бы помогать студентам в их профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Предприятия, фирмы, организации. Они могли бы оказывать школам помощь, которую раньше называли шефской. Это не только помощь самим школам и школьникам, но и своеобразная реклама самой фирме, которая участвует в решении важной социальной задачи. Опыт 1980-х гг. показывает, что в любой организации всегда можно найти нереализованных педагогов и психологов, которые могли бы встречаться со школьниками, рассказы-
вать им о своей работе, выявлять талантливых. Перспективнь направлением работы здесь является создание условий для тог чтобы школьники могли попробовать себя в каких-то интереснь программах (хотя бы на уровне скромных участников), чтобы из! нутри посмотреть, как работают специалисты, а заодно осознат что для настоящей работы все-таки нужны знания.
Правоохранительные организации. Давно известно, что лучшщ средством профилактики преступности является создание привлек кательных рабочих мест для потенциальных нарушителей. Это от-| носится не только к подросткам, но и ко многим взрослым. Над<] дать возможность людям реализовать свой потенциал для благ других людей, а если человеку не предоставить такую возмож| ность, он может начать по-своему мстить обществу. Конкретна участие работников правоохранительных органов в профориента| ционной работе могло бы выражаться в том, чтобы содействоват профориентационной помощи подросткам (и взрослым безработ* ным), которые находятся в группе риска. Например, ходатайство-, вать о том, чтобы таких людей устраивали на работу (а в условия) современной России это серьезная проблема), взять на себя ответственность за этих людей и т. п. А уж как воспользуются по циальные нарушители таким шансом — это уже другая проблема^
Средства массовой информации. Они могли бы активнее развивать циклы передач, посвященных выбору профессии и трудоуст-t ройству. В этих передачах квалифицированные специалисты моглг бы отвечать на вопросы населения, обсуждать сложности построении карьеры. Также журналисты могли бы воздействоват на тех должностных лиц и представителей фирм, которые могл бы участвовать в профориентационной работе, но по разным причинам уклоняются от такого участия и т. п. Смысл этого — постоянно поддерживать общественный интерес к проблемам достижения успеха и к тем проблемам, которые этому препятствуют.
Медицинские учреждения. Известно, что по ряду профессий i ществуют определенные ограничения для больных людей. И одновременно известно, что трудотерапия иногда позволяет людял преодолевать свои недуги. Врачи могли бы давать обоснованные рекомендации по противопоказаниям к определенным професси-1 ям, а в особых случаях ходатайствовать о том, чтобы некоторые! больные все-таки имели возможность попробовать себя в тел профессиях, которые не предполагают высокой ответственности! за жизнь и здоровье окружающих. Например, если это сложная операторская профессия (пилот гражданской авиации и т. п.), то риск неудачи слишком высок и людям с явными противопоказаниями лучше даже не пробовать себя в таких профессиях. Но имеется и немало исключений, когда противопоказания к работе, являются явной перестраховкой, что ограничивает возможности людей для самоопределения. Поиск и выявление таких возможно-
стей для самоопределения больных и инвалидов — особая задача
медиков.
Религиозные организации. Традиции религии в работе с самоопределяющимися людьми имеют многовековую историю. Вопрос сегодня в основном состоит в том, насколько этот богатейший опыт может быть использован в современных российских условиях.
Армия. Это тоже потенциально серьезный союзник профкон-сультантов. И дело не только в мужском воспитании и формировании патриотизма. В современной России, как известно, чрезмерно много беспризорников. Если обычные психолого-педагогические формы и методы работы с такими подростками оказываются не всегда эффективными, то более конкретные методы армейского воспитания (конечно, без всяких извращений в виде «дедовщины») могут быть более понятны подросткам и приняты ими. В подобных случаях может пригодиться бесценный опыт А. С. Макаренко, работавшего с колонистами и почти не имевшего случаев рецидивов у бывших беспризорников и молодых правонарушителей (как известно, после современных перевоспитаний рецидивы составляют около 50 %, хотя бы по той причине, что их адаптацией в социуме никто не занимается, интерес к ним проявляет преимущественно криминальная среда, которая их эффективно использует). Можно вспомнить и о суворовских, нахимовских училищах, а также о появляющихся в последние годы кадетских и подобных им школах. По сравнению с обычными образовательными учреждениями в них иногда дается более качественное образование, формируются реальные навыки самоорганизации, коллективизма и т. п. В этих училищах имеются реальные возможности для формирования полноценной личности и укрепления сильного характера, что в условиях нынешней России просто необходимо для выползания из пропасти пошлости и бездуховности.
Общественные организации. На наш взгляд, исходным пунктом предвыборных кампаний и последующей деятельности этих организаций должна стать идея создания условий для полноценной самореализации всех граждан, чтобы все талантливые люди имели возможность реализовать себя на благо общества и получать за это приличное вознаграждение. Поэтому политическая партия или общественная организация только тогда заслуживает уважения и внимания, когда демонстрирует свою готовность участвовать в решении этой важнейшей управленческой задачи — профориентационной.
Органы власти. Аналогично общественным организациям они Должны играть важную роль в профориентационной системе. В западноевропейских странах если важный чиновник игнорирует решение социальных проблем, то он рискует быть отстраненным от власти. Там, если социального педагога или психолога не принимают и не выслушивают, в прессе начинают обсуждать главный
вопрос: «Зачем мы избирали такого мэра, который не решает вол нующие нас проблемы?»
Психолого-педагогические (или психолого-социально-реабили| тационные) центры, службы занятости и т. п. Смысл деятельнс сти этих центров состоит в том, чтобы, с одной стороны, оказы| вать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимс клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторе! профориентацонной работы на уровне района, города или регио| на. Как уже отмечалось ранее, лучше, если такие центры буду подчиняться не отдельным ведомствам, а высшим органам власт на уровне района, региона и всей страны.