Для чего нужна схематизация
Занятие 1. Обновлённая версия
Видеоролик: Самообразование, схематизация. Занятие 1. Мировоззрение и миропонимание
Тема занятия: Освоение схематизации - способа формирования собственного Мировоззрения
и Миропонимания, как основы для дальнейшего личностного развития.
Дополнительные видеоролики: Презентация проекта; Вводное занятие по самообразованию на фестивале Ладоград; Мысли вслух о системе образования.
В этом видеоролике вы узнаете о таком методе самообразования, как схематизация, для чего он нужен и по какому алгоритму осуществляется.
Выполнив, это занятие вы сможете:
1. Понять, как работает мышление, воображение и понимание.
2. Освоить навык образного мышления и схематизации.
3. Построить свою модель мировоззрения и миропонимания.
4. Узнать, как выстраивается мысленное древо в богоначальном и я-центричном мировоззрении и как это отражается на вашей жизни.
Для чего нужна схематизация
Чтобы понять, для чего нужна схематизация, давайте методом динамического программирования построим образ справедливого будущего и будем постепенно приближаться ко дню сегодняшнему.
Наша глобальная цель – освоение потенциала развития суперсистемы «Человечество» и выход на новый эволюционный уровень.
Чтобы достичь этой цели, необходимо, чтобы на планете преобладали: человечный тип строя психики, справедливое социальное устройство во всех отношениях, культура, помогающая осваивать генетически обусловленный потенциал, технологии были в ладу с биосферой, а так же была освоена всеми людьми методология познания и творчества.
Чтобы это произошло в масштабах всей планеты добровольно, необходимо, чтобы появился пример справедливости и человечности для всех стран. Таким примером может быть Русская региональная цивилизация, сплотившая вокруг себя многие страны и народы и реализовавшая такие проекты, примеров которых ещё не было в обозримой истории, например: изменение климата через посадку лесосадов (за счёт чего все люди обеспечиваются едой), отмена денег (после оптимальной настройки ведения хозяйства), внедрение новых экологичных технологий и т.д.
В свою очередь, для реализации этих масштабных проектов, необходимы кадры управленцев, которые в разных регионах берут предприятия в свои руки и внедряют новые методы управления и взаимодействия. В учебные программы должны повсеместно вноситься методологические знания, человечный строй психики признаётся нормой.
Для выполнения этих пунктов необходимы следующие шаги: постепенное проникновение идей о справедливом мироустройстве в средства массовой информации и широкие слои населения (не обязательно оглашая название Концепция общественной безопасности), появление новых продуктов культуры в русле человечности, примеров нравственного преображения людей во всех сферах, и как результат, многие профессии перестанут быть востребованы, т.к. поменяются запросы населения на продукты и услуги. Этого не надо бояться, т.к. процесс будет идти постепенно и все предприниматели и управленцы, которым не безразлично будущее Родины и планеты смогут переориентироваться на демографически обусловленные потребности.
И тут мы подходим ко дню сегодняшнему. Мы живём в удивительное время – авторский коллектив Внутренний Предиктор СССР впервые за всю историю описал целостную систему взглядов по всем сферам жизнедеятельности в русле концепции добронравия. Однако освоить эту информацию для многих людей является неподъёмным трудом и не только из-за нехватки времени, но из-за отсутствия культуры мышления, позволяющей распаковывать информацию толстых книг и сложных текстов, а также строить образы и взаимосвязи между ними в своей психике. Чтобы реализовать перечисленные выше цели о справедливом будущем, необходимо научиться распаковывать информацию, работать над своей моделью психики и картиной мира, преодолевать свой я-центризм, входить в тандем, взаимодействовать в коллективе, а для этого нужны методики самообразования и психологической взаимопомощи и самопомощи, позволяющие наладить подготовку кадров для моделирования и управления. В свою очередь, эти кадры наладят устойчивый процесс самообразования в регионах и начнут реализовывать различные проекты в русле концепции добронравия.
Авторский коллектив ВП СССР по этому поводу говорит:
«Некогда К.Прутков сказал: “Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий”. То есть проблемы понимания — результат отсутствия в психике необходимых стереотипов распознавания явлений и формирования их образов. Поэтому, чтобы выявлять отсутствие образов и своевременно их формировать, при чтении предлагаемых вниманию материалов надо взять карандаши и бумагу и, читая текст, рисовать для себя иллюстрации к тексту — схемы и образы рассматриваемых категорий и их взаимосвязей, состояний объектов, течения процессов и т.п., о чём идёт речь в тексте.
Мы выразили в тексте свои образные представления об управлении. Но чтобы у Вас возникли образные представления об управлении в Жизни, и Вы могли бы осуществить самоконтроль, иллюстрировать текст надо Вам, а не нам.
В этом предложении нет ничего унизительного или стеснительного: просто все мы выросли в эпоху, когда дисциплина, культура мышления у людей не только не воспитывалась целенаправленно с детства, но целенаправленно извращалась. И если кто-то может перемножать 5‑значные числа в уме, а кто-то только в столбик, то дело, прежде всего, — в различии внутренней дисциплины мышления обыкновенных здоровых людей. Но этот пример касается абстрактно-логического мышления. Перемножая в столбик, мы помогаем своему недисциплинированному абстрактно-логическому мышлению сконцентрироваться и решить задачу. Рисуя картинки по ходу чтения, мы точно также помогаем своему недисциплинированному предметно-образному мышлению (не надо забывать, что у большинства людей не левое полушарие головного мозга развито лучше правого, как в том уверяет научно-популярная литература и школа, а правое полушарие, отвечающее за образное мышление, — недоразвито) сконцентрироваться и тоже решить задачу по формированию образных представлений и расширению круга своих понятий».
Так же ВП СССР неоднократно в своих работах[1] говорит о необходимости создания методик психологического тренинга и аутотренинга, что позволит человеку самостоятельно или в кругу единомышленников пересматривать свои нравственные мерила, налаживая предметно-образное и абстрактно-логическое мышление и их взаимосвязь.
Одну из таких методик, проверенную нами на практике мы и представляем вашему вниманию.
Проблемы, которые помогает решить данная методика:
ОБРАЗ И ПОНИМАНИЕ
Давайте разберём такие слова, как образ и понимание.
Часто под информацией люди понимают слова, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь.
Образ – это результат отражения в психику познанного человеком через восприятие органами чувств реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, алгоритмика, программа, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Если мы никогда не видели и не слышали про лимон, то на это слово у нас не возникнет никаких образов.
Воображение - это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества. Способность к воображению заложена в каждого, но она зависит от того, насколько развито мышление и воля. Современная культура часто не способствует развитию этих компонент психики, а наоборот, подавляет их.
Мышление – это диалог сознания с безсознательными уровнями психики, включающий в себя восприятие, воображение, постановку задач, рассуждение, умозаключение.
Операции мышления отражены на схеме:
При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объёму материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующего труда с текстом.
Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают понятия и явления, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.
Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента представления могут измениться.
Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.
В процессе понимания письменных текстов участники трудятся не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, участнику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».
Участник, читая текст, должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения, а для этого необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям.
Рассмотрим один из фрагментов этого метода. Текст автора представлен несколькими фрагментами (отрывками, частями). При чтении первой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста.
Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается корректировке. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упростить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем.
Теперь давайте рассмотрим алгоритм схематизации:
Вот ещё одна схема, на которой отражён процесс самообразования по полной функции управления.
Теперь имея эти две схемы с алгоритмами самообразования, вы можете приступить к применению этих знаний. Первый текст, который мы предлагаем засхематизировать – это фрагмент из «Основ социологии» о мировоззрении и миропонимании:
Понятие — как явление в психической деятельности индивида — образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных[2]) представлений о Жизни, свойственных личности. Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова), 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов (т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»). В формуле символ U — знак логической операции «объединение». Соответственно, миропонимание как явление в психической деятельности личности это — совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. А мировоззрение как явление это — совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. При выраженном выше понимании таких явлений в психике индивида как «понятие», «миропонимание», «мировоззрение» становится ясным, что способность к взаимопониманию разными людьми друг друга основывается: - со стороны пишущего (говорящего) — на его навыках закодировать свои субъективные образно-музыкальные представления о предметной области, ставшей темой повествования, в общепринятых языковых средствах, или же — развить языковые средства в тех случаях, когда имеющиеся в культуре общества языковые средства не позволяют закодировать образные представления адекватно; - со стороны читающего (слушающего) — на его навыках, на основе восприятия им языковых конструкций (родной речи, иностранного языка, языка моделей на основе математического аппарата и т.п.) построить в своей психике образно-музыкальные представления о явлениях жизни, достаточно хорошо совпадающие с образно-музыкальными представлениями автора текста (речи), повествующего о тех же явлениях. Дополнение: Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой субъективную модель Объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур. Поскольку всякое понятие — двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), то понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей. Это — мозаичные миропонимание и мировоззрение. Отсутствие такого рода определённых взаимосвязей между понятиями, порождает калейдоскопические миропонимание и мировоззрение. |
Пройдите все пункты алгоритма схематизации, начиная с выделения ключевых слов и заканчивая отображением целостной схемы. Если вы занимаетесь дистанционно и самостоятельно, и у вас нет возможности проработать схему с кем-то в паре, то свяжитесь с игротехниками, они зададут вам наводящие вопросы для доработки схемы и предложат дальнейшие пути работы.
Перед тем, как засхематизировать следующий текст, рекомендуется спросить у себя:
«Как я представляю себе Бога или образ Божий?» и зафиксируйте на бумаге то, что всплывает из безсознательных уровней психики. Задайте себе вопросы: откуда вы скопировали такие представления и не являются ли такие представления о Боге, взятыми из христианства (Иисус, крест, иконы), ведизма (боги-предки), пантеизма (тучки, небо, солнышко, космос, вселенная), антропоморфизма (седовласый старец, дед мороз, и т.п.), многобожия (идолопоклонство, обожествление сил природы), марксизма (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) и прочих вариантов стереотипов религиозных конфессий.
Далее откладывайте ваш черновик со старыми представлениями и начинаете создавать и осваивать совершенно новые схемы или образы (свои собственные образы).
Текст для схематизации Богоначального мировоззрения и его противоположности – я-центричного мировоззрения:
Диалектика и атеизм: две сути несовместны». Глава 6.2 Жизнь это — Бог и тварное Мироздание, представляющее собой объективную данность триединства материи-информации-мъры. Соответственно мировоззрение триединства материи-информации-мъры (а также и выражающее его миропонимание) — можно назвать Богоначальным, поскольку в нём мысленное древо всегда выстраивается в порядке: образ Божий, как субъективные нравственно обусловленные представления индивида о Боге, Þ Мироздание, как триединство материи-информации-мъры Þ последовательность более или менее детальных переходов по системе мировоззренческих и понятийных взаимосвязей от Мироздания в целом к конкретно рассматриваемому вопросу. Противоположностью ему является «Я-центричное» мировоззрение (а также и выражающее его миропонимание), в котором мысленное древо всегда выстраивается в порядке: «Я — как начало координат, центр Жизни, пуп Земли и т.п.» Þ обстоятельства, с которыми «Я-центр» непосредственно взаимодействует, Þ информация, относящаяся к тому или иному конкретному вопросу. Поскольку обстоятельства, с которыми «Я-центр» непосредственно взаимодействует, непрестанно меняются, то мысленное древо регулярно рассыпается, вследствие чего к одному и тому же вопросу отношение в разные моменты времени может быть объективно не мотивированно взаимоисключающим, а к разным вопросам — взаимно несогласованным. Отсюда — из «Я-центричного» мировоззрения и проистекают если не все, то очень многие сбои в попытке того или иного субъекта применить диалектический метод — «субъективную диалектику» — к разрешению тех или иных проблем в жизни своей и общества. |
Дополнительный текст
Объективная реальность (Диалектика, глава 6) Объективная реальность — это и есть Жизнь в предельно общем смысле этого слова. Жизнь есть Бог и сотворённое Богом Мироздание, представляющее собой живой организм. Жизнь в своих высших проявлениях разумна, несёт в себе объективный смысл, который может стать достоянием всякого субъективного разума, поскольку Жизнь содержит в себе Язык (как средство передачи смысла от одного субъекта к другому), а поток событий в Жизни представляет собой повествование. Это тварное Мироздание материализм называет «материей»; а пантеизм[3], сталкиваясь с проявлениями деятельности высшего по отношению к человеческому разума, это же Мироздание, т.е. так называемую «материю», — обожествляет (для пантеизма высший разум — не Бог, Творец и Вседержитель, — а одно из свойств самого нетварного Мироздания). Никаких интеллектуально-рассудочных доказательств бытия Божиего ни один разум сам в себе воспроизвести не может (в том числе и на некой «экспериментальной основе») как не может на тех же принципах воспроизвести и доказательства небытия Божиего. Но Жизнь среди прочего включает в себя и этику (взаимоотношения свободно разумных[4]субъектов), выражающую нравы живых свободно разумных субъектов и их множеств (а также разумных множеств индивидуально не разумных элементов). И в Жизни доказательство Своего бытия Бог — Творец и Вседержитель — даёт Сам персонально каждому, кто осознанно задаётся этим вопросом: и состоят они в том, что жизненные обстоятельства субъекта изменяются в соответствии со смыслом его молитв тем более явственно и зримо, чем он сам более отзывчив к зову Бога, когда Бог Сам обращается к субъекту через его внутренний мир, через других субъектов или на Языке Жизни, порождая стечения жизненных обстоятельств как вокруг, так и внутри субъекта. И эти доказательства носят нравственно-этический характер, поскольку стечения обстоятельств несут нравственно-этически обусловленный смысл и целесообразность по отношению к жизни субъекта, проявившего интерес к вопросу о бытии Божием. |
Типичные ошибки при самоОБРАЗовании:
1. Попытка привести к стандартизации образов (составить некий новый универсальный алфавит базовых образов).
2. Оперирование символами, которые не имеют отношения к смыслу текстов ВП СССР и завязаны на те или иные эгрегоры. Например: зачастую на триединство материи-информации-меры наблюдается подгонка символа с цветочками клевера и прочие схожие экзо/эзотерические или конфессиональные стереотипы (кельтские, кабалистические, славяно-арийские, рунические и прочие). В итоге человек сам буксует при формировании новых образов, а так же возникают трудности при тандемном взаимодействии, т.к. старые образы трактуются разными людьми по-разному. Выбросьте мусор из головы и СОЗДАВАЙТЕ ОБРАЗЫ САМИ. Эти символы никакого отношения не имеют к реальным образам, проверьте и убедитесь самостоятельно. Данные символы являются эгрегориальными образами-отметками в вашей психике, через которые вами в обход сознания манипулируют.
3. Поверхностное отношение к самообразованию - не выполнение части заданий, не ознакомление с предлагаемыми текстами, нежелание самостоятельно разобраться в тех или иных терминах и вопросах. Пройдите все пункты, ответив на все вопросы, а так же дополнительные вопросы, которые появятся у вас при работе с текстом. Дополняйте схему - это поможет вскрывать умолчания и соединять образы.
4. При ознакомлении с методом схематизации, многие задают вопрос другим: зачем мне это нужно? Ответ ищите в проблеме и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь при освоении материалов КОБ, а также в себе, но не у игротехников или организаторов процесса самообразования. Прежде чем задавать вопрос, сформулируйте его для себя. Прочитайте брошюру «Рекомендации по самообразованию» - там вы найдёте большинство ответов на возникающие у вас вопросы. Не бросайте освоение метода схематизации после первого занятия, если вы пройдёте первые три занятия, поймёте сами насколько эффективен метод схематизации.
Задание:
1. Посмотрите видеоролик “Виды схем”, который поможет вам составить представление о существующих методах визуализации текстового материала.
2.Ознакомьтесь с брошюрой “Рекомендации по самообразованию” - в ней вы найдёте ответы на большинство возникающих у вас вопросов. Если нет времени прочитать целиком, то ознакомьтесь фрагментарно (с главами 1, 2 и 4), далее будете обращаться к ней по мере возникновения вопросов и сложностей.
3. Засхематизируйте текст «Мировоззрение и Миропонимание» из Основ Социологии.
4.Засхематизируйте текст «Богоначальное мировоззрение» из книги «Диалектика и Атеизм: две сути не совместны» и остальные дополнительные тексты.
5. Прочитайте приложение – фрагмент книги «Язык наш: как объективная данность и как культура речи»2.3. О понятиях, миропонимании, взаимопонимании.
6. Если возникают дополнительные вопросы или у вас готовы первые схемы, можете написать игротехникам, они помогут вам в завершении работы и уточнениях.
Рекомендуем запастись терпением. Если вы не создадите свои образы сами, то за вас это сделает или уже сделал кто-то другой. Будьте усердны и в результате вы получите такое мировоззрение и миропонимание, которое позволит вам сэкономить кучу времени и не вляпываться в такие процессы, концы которых находятся не в ваших руках…
Если вам понравился этот видеоролик и другие наши материалы, вы можете поддержать наш проект материально: http://kob-media.ru/?page_id=17515, будем рады любой помощи.