Организованность и самодисциплина 1 страница
ТРУД – ОСОБОЕ ИСКУССТВО
Первоосновой современных трудовых отношений является деловое общение работающих людей. Оно во многом определяется психологическим климатом в коллективе, который оказывает существенное но (действие на производительность труда и качество работы. Причем любопытно, что это влияние действует с почти одинаковой силой как в группах рабочих низкой квалификации, так и среди коллективов, члены которых заняты высококвалифицированным интеллектуальным трудом.
Для создания и поддержания в коллективе благоприятного психологического климата необходимо соблюдать элементарные заповеди общения: быть вежливым, выдержанным, справедливым, не унижать чужого достоинства, помогать оказавшемуся в трудном положении и т. д.
Очень многое зависит от руководителя – от его желания и умения создать хорошую, трудовую атмосферу. причем это отнюдь не предполагает ни снижения требовательности, ни заигрывания с людьми.
Вообще нужно сказать, деловое общение – это (ложный психологический феномен. Насколько он выражен у вас, вы можете узнать в этом разделе.
Тест
ДЛЯ РИСК-ТЕЙКЕРОВ
С помощью этого теста можно оценить, насколько вы предрасположены к предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, насколько вы можете считать себя риск-тейкером – человеком, склонным к риску. Тест носит лишь ориентировочный характер. Следует отвечать «да» или «нет» на предлагаемые утверждения.
1. Я бы скорей рискнул начать собственное дело, чем на кого-либо работать.
2. Никогда не пойду на работу, связанную с командировками.
3. Если бы я стал играть (в карты, бильярд), то никогда не делал бы малых ставок.
4. Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью новых идей.
5. Никогда не брошу работу, не будучи уверенным, что есть другая.
6. Я не склонен к рискованным путешествиям, походам для расширения своего кругозора.
7. Зная, что какое-то конкретное новое дело может кончиться неудачей, я не стал бы вкладывать в него средства, даже при обещании большого выигрыша.
8. Я хочу, чтобы в моей жизни было как можно больше испытаний.
9. Не ощущаю в себе особой потребности в «возбуждающих» событиях (соревнованиях, конкурсах).
10. Я обладаю большой энергией.
11. Я могу без труда «выдавать» множество прибыльных идей.
12. Я бы никогда не стал спорить на сумму, которой в данное время не располагаю.
13. Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, когда реакции на них (например, моего начальника) непредсказуемы и неясны.
14. Я готов участвовать лишь в таких делах, цели которых достаточно ясны и определенны.
15. Менее надежная работа с высоким доходом меня не привлекает больше, чем более надежная со средним.
16. Я не считаю свой характер очень независимым.
А теперь на с. 129 определите свою склонность к предпринимательской деятельности.
Тест
«СКАЖИ МНЕ ЦВЕТ ТВОЕГО АВТОМОБИЛЯ...»
Американский психолог Л. Лейсман считает, что по цвету автомобиля легко сделать заключение о личности владельца, интроверт он или, наоборот, экстраверт, уверен ли он в себе или слишком суетлив (характеристика экстраверта дана в группе I, интроверта в группе II теста Г. Айзенка на с. 270).
Красный – вы стремитесь быть в центре внимания, агрессивны, импульсивны, ведете бурную жизнь,
Коричневый – вы осторожны, сдержаны, консервативны, возможно, даже скрытны.
Белый – вы педант, властная личность, склонная к критицизму и излишнему беспокойству.
Голубой – вы консервативны, застенчивы и, как правило, интроверт.
Зеленый – вы интеллигентный, утонченный человек, часто клубный завсегдатай.
Стальной – вы уверенный в себе экстраверт.
Черный – цвет высшей власти. Вы серьезны, уверены в себе и имеете большой опыт в жизненных делах.
Тест
«МАСТЕРСТВО ВОЖДЕНИЯ»
Выберите подходящий вам вариант ответа.
1. Как часто вы посещаете окулиста?
а) Раз в год;
б) Два раза в год;
в) Если чувствую, что стал видеть хуже.
2. Употребляете ли столько спиртного, что утром чувствуете себя не в форме?
а) Да;
б) Нет;
в) Иногда случается.
3. Принимаете ли вы лекарства перед тем как сесть за руль?
а) Нет;
б) Если сажусь за руль ежедневно, то принимаю лекарства раз в неделю;
в) Когда это нужно, то почти всегда.
4. Когда вы очень нервничаете или крайне раздражены, садитесь ли за руль?
а) Да;
б) Откладываю поездку;
в) Сначала стараюсь успокоиться, а потом еду.
5. Перед поездкой вы каждый раз проверяете:
А...наличие пятен под машиной?
а) Да;
б) Нет;
и) Когда есть время.
Б...как накачаны колеса?
а) Иногда перед дальней дорогой;
б) Да, не люблю неожиданностей в дороге;
в) Если какое-то колесо спустило, замечаю это и не проверяя.
В...уровень масла?
а) Да;
б) Нет;
в) Время от времени.
Г...наличие бензина в баке?
а) Делаю это сам;
б) Полагаюсь на показания прибора.
Д...наличие воды в радиаторе?
а) Зимой это необходимо, в другое время года это просто потеря времени;
б) Да;
в) Нет;
Е...расположение зеркала заднего видения?
а) Если еду по городу, то обязательно;
б) Да;
в) Нет, если возникает аварийная ситуация, то вряд ли это поможет.
6. При включении двигателя проверяете ли вы показания КИП?
а) Если занят чем-то важным, то могу и не посмотреть;
б) Непременно;
в) Нет.
7. Строго ли вы соблюдаете Правила дорожного движения?
а) Всегда;
б) Только когда поблизости пост ГАИ;
в) Нет;
8. Есть ли у вас привычка курить за рулем?
а) Не могу отказаться от этого;
б) Нет;
в) Время от времени.
9. В пути вы почувствовали усталость. Что вы предпримете?
а) Остановлюсь, чтобы размяться, закурить;
б) Продолжу поездку, несмотря на усталость.
10. Перед вашей машиной идет другая, которая движется медленнее вашей. Как вы на это реагируете?
а) Обгоню ее только в том месте, где это разрешено;
б) Я не боюсь риска и сразу же, не задумываясь, пойду на обгон;
в) Если она меня очень раздражает, то обгоню, несмотря на то, разрешено это правилами или нет.
11. Умеете ли вы сами чистить свечи, менять колеса, устранять какие-то мелкие неисправности?
а) Если это несложно, то могу попробовать;
б) Конечно, ведь это элементарно, такие вещи должен уметь каждый автолюбитель;
в) Нет, предпочитаю прибегать к услугам автосервиса.
12. Во время движения вам машет рукой шофер остановившейся на обочине машины. Поможете ли вы ему?
а) Если только я в хорошем настроении;
б) Тут же;
в) Нет;
13. Если вы разговариваете за рулем, то это отвлекает ваше внимание?
а) Иногда;
б) Нет, если нужно, я прекращу разговор;
в) Нередко ваш спутник напоминает вам, что нужно быть более внимательным.
14. Очаровательная девушка машет вам рукой на опасном повороте. Остановитесь ли вы сразу же?
а) Разумеется;
б) Нет, только когда проеду опасное место.
Обработка результатов на с. 129.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ И САМОДИСЦИПЛИНА
Вы чувствуете, как бездарно проходит время, и искренне стремитесь делать больше? Для этого требуется всего две вещи: организованность и самодисциплина. Существует ряд правил, которые помогут вам добиться желаемого.
1. Определите точно свою цель. Не зная наверняка, к чему стремимся, очень трудно начать. Определите конечный «пункт назначения». Это поможет вам гораздо быстрее достичь его. Осознание конечной цели – решающее условие экономии времени.
2. Выделите главное и сосредоточьтесь на нем. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела. Возьмитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем также поступите с делом № 2, потом с № 3 и т. д. На следующий день снова сосредоточьтесь на самом главном.
3. Придумывайте себе стимулы и поощрения. Психологи считают, что лучше выполняется то, что нравится делать. Превратить свои занятия из «надо» в «хочется» можно только самостимулированием и самопоощрением. В качестве таковых могут быть поездки за город, встречи с друзьями после завершения работы, посещения театров, музеев, выставок и т. п. Продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.
4. Установите твердые сроки. Один из способов связать себя обязательством – назначить для выполнения дела конкретную дату. Но помните, что сроки должны быть реальными, иначе вам не удастся выполнить свои обязательства, вы остынете и откажетесь от самого дела.
Обязательно твердо придерживайтесь намеченной даты. Не расслабляйтесь и не успокаивайте себя рассуждениями о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что его можно продлить. Наоборот, будьте непреклонны, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню и не сделал. В этом случае можно придумать себе какое-либо наказание, лишить себя того или иного удовольствия, например отказать себе в просмотре любимой телепередачи.
5. Проявляйте решительность. Не откладывайте дело со дня на день. Говорят, что успех зависит от того, правильно ли вы поступаете в 51 проценте случаев. Поэтому, располагая определенными шансами, решайте и действуйте. И если вы что-то сделали, то не теряйте времени на восхваление принятого вами решения. Двигайтесь дальше.
6. Научитесь говорить «нет». Если вы не будете следовать этому правилу, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле. Программа вашей самодисциплины и экономии времени должна включать умение отделять второстепенное от главного.
Конечно, иногда полезно отвлечься от дел, размяться. Если такое желание проявляется очень сильно, то удовлетворите его: поиграйте в теннис или волейбол, сходите в бассейн или посидите над шахматной партией, займитесь домашними делами. Но избегайте бесцельных занятий, если в другом месте время можно провести полезней.
7. Не «увязайте» в телефонных разговорах. Телефон – современное средство экономии времени, особенно когда надо выяснить недоразумение, отдать указание или условиться о встрече. Но нередко есть искушение просто поболтать по телефону. Остерегайтесь этого, заранее определяя, о чем и с кем вы собираетесь говорить. Ведите разговор на деловом уровне.
8. Заведите записную книжку, еженедельник. Все запомнить нельзя. Не загружайте свою память – записывайте все предстоящие дела, яркие мысли, номера телефонов и т. д. Целесообразно оставлять записки для себя на письменном столе, у зеркала, за автомобильным козырьком от солнца и т. п. Они помогут вам всегда быть наготове относительно всех мелких дел.
9. Позаботьтесь о своем окружении. Любящие поболтать друзья и товарищи по работе могут «провалить» самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Тактично дайте понять им, что вы в цейтноте. Если в ваш рабочий кабинет ходит много народу, попробуйте расположить свое рабочее место так, чтобы сидеть лицом к стене. Можно перенести время обеденного перерыва и оставаться работать, когда товарищи уходят обедать.
10. Учитесь слушать. Если с первого раза вы будете стремиться получать исчерпывающие указания и сведения, вы сможете избежать серьезных ошибок, повторений и переделок. Прежде чем что-то делать, уделите внимание инструктажу, уточните, где, когда, как, что, почему? Если что-нибудь остается неясным, сразу же спросите.
11. Избегайте шаблона в работе. Многие из нас становятся жертвами штампованного, негибкого мышления. Работая всегда определенным образом, мы подчас считаем, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Но любую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Если сейчас вы делаете что-то в одной последовательности, попробуйте другой порядок. Может быть, получится быстрее. Подумайте о том, а не передать ли другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации? Нельзя ли воспользоваться компьютером, чтобы сберечь время? Не следует ли поинтересоваться, как другие экономят время?
12. Не упускайте из виду мелочи. Предупредить внезапные мелкие неполадки можно тогда, когда вы всегда будете иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в вашем быту, будь это какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности.
13. Приступайте к делу сразу же. Некоторые люди, прежде чем приняться за работу, начинают долго приводить в порядок свои столы, просматривают свежую прессу, чинят все карандаши, выпивают чашечку кофе, а потом удивляются, куда же девалось время!
14. Полностью используйте время. У каждого из нас есть возможность увеличить свое производительное время, полнее использовать его. Это значит, что время вынужденного безделья (езда в транспорте, ожидание в очереди и т. п.) можно занять такими делами, как мысленное планирование своего завтрашнего или предстоящее дня, обдумывание решаемых задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.
15. Следите за тем, на что вы тратите свободное время. Если игра в волейбол или рыбалка с друзьями помогают вам отдохнуть и освежиться,– прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают ваши друзья и товарищи по работе. Мы можем сберечь часы, если будем чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг и журналов, которые читаем.
16. Учитесь переключаться. Почти никогда наш организм не «выключается» сразу, как правило, устают лишь отдельные группы мышц. Переключаясь на другие занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. В свое время это экспериментально доказал И. М. Сеченов. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться. Если вы весь день на ногах, займитесь сидячей работой. Такая перемена даст вам возможность почувствовать себя бодрее.
17. Начинайте раньше. Поднявшись утром всего на 15–20 минут раньше обычного, вы зададите тон всему дню, не будете излишне нервничать, боясь опоздать, сможете многое припомнить, что предстоит сегодня сделать, и т. п.
18. Воспитывайте уважение к своему времени. Старайтесь мысленно оценивать ваше время и вы станете по-новому относиться к нему. Помните – время не восполнимо!
Отнеситесь к этим правилам серьезно. И тогда время станет вашим союзником, а не противником.
Тест
«ВАШИ УСПЕХИ НА РАБОТЕ»
В качестве ответов на приведенные девять вопросов нам надо выбрать более подходящие из трех вариантов.
1. Завтра вы должны уехать в отпуск, а надо еще < обраться и сделать массу дел. Неожиданно начальник поручает вам срочную работу. Как вы поступите?
а) Садитесь и работаете, пусть даже ночь напролет, лишь бы закончить в срок и уехать с чистой душой;
б) Откладываете отъезд на несколько дней;
в) «Восстаете» и категорически требуете, чтобы работа была передана кому-то другому.
2. На лотке перед универмагом началась продажа модных и дешевых блузок. Решитесь ли вы купить блузку «с ходу»?
а) Да;
б) Нет, потому что блузка может не подойти, а примерить негде;
в) Да, при условии, что возможна замена.
3. В большой компании вы встретили человека, который вас чем-то заинтересовал. Как вы поступите?
а) Тут же найдете повод, чтобы с ним заговорить; 6} Будете ждать подходящего случая, чтобы быть ому представленной;
в) Не сделаете никаких попыток – будь как будет.
4. На появившуюся вакансию с заработком выше, чем у вас, претендуете не только вы, но еще двое ваших сослуживцев. Что вы предпримете в этой ситуации?
а) Будете спокойно продолжать работать, полагая, что ваши деловые качества не требуют «рекламы»;
б) Отнесетесь ко всему равнодушно;
в) Сделаете все, чтобы доказать окружающим, что мы лучше других претенденток.
5. Ваш муж любит классическую музыку, вы – легкую. Как примирить эти столь разные вкусы?
а) Попробуете сами полюбить классическую музыку;
б) Будете покупать пластинки с легкой музыкой и стараться «перевоспитать» мужа;
в) Оставите мужа в покое вместе с его привязанностью.
6. Милиция ищет свидетеля уличного происшествия, которое произошло в вашем присутствии. Намерены ли вы объявить об этом и стать свидетельницей?
а) Конечно, иначе и быть не может;
б) Нет, так как не любите ввязываться в какие бы то ни было «истории»;
в) Нет, так как не уверены, что точно знаете, что произошло.
7. Вам нужно срочно позвонить, а у единственного работающего телефона-автомата очередь. Что вы предпримете в этой ситуации?
а) Не обращая внимания на очередь, «захватите» освободившийся телефон;
б) Будете нервничать, но стоять в очереди и ждать;
в) Попросите очередь пропустить вас вперед, объясняя причину.
8. Вы выиграли крупную сумму денег. Как вы ими распорядитесь?
а) Начнете с наслаждением тратить на вещи, которые давно хотелось купить, но не было возможности;
б) На семейном совете решите, как поступить с выигрышем;
в) Часть денег положите на сберкнижку, часть потратите по своему усмотрению.
9. Вы с кем-то столкнулись на улице. Ваша реакция?
а) Ледяным тоном говорите: «Извините!»;
б) Бросаете нелестный комплимент встречному;
в) «Бывает» – говорите сами себе и молча следуете дальше.
Обработка результатов на с. 130.
Тест
«ПРОВЕРКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ»
Данный опросник – модифицированный вариант, разработанный Л.Н.Кабардовой.
Внимательно прочитайте вопросы. Ответы оцените в баллах 0, 1, 2 (в скобках).
1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе?
а) Делаю, как правило, хорошо (2);
б) Делаю средне (1);
в) Делаю плохо (совсем не умею) (0).
2. Нравится ли вам это делать?
а) Нравится (приятно, интересно, легко) (2);
б) Нейтрально (все равно) (1);
в) Не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) (О).
3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу?
а) Да (2);
б) Все равно (1);
в) Нет (0).
4. Хотели бы вы совершенствоваться в этих действиях?
а) Да (2);
б) Все равно (1);
в) Нет (0).
Свои оценки в баллах занесите в табл. 6 (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все четыре вопроса. Вы оцениваете сначала ваше «умение» (вопрос 1), затем «отношение» (вопрос 2), потом – «желание» (вопрос 3) и, наконец,– «совершенствование» (вопрос 4). В этой же последовательности и проставьте оценочные баллы в клетки таблицы. По номеру шкалы вы узнаете соответствие личностных качеств определенной профессии.
Таблица 6
Шкала | ||||||||||||||||||||||||
Если вы никогда не делали того, о чем говорится в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить на вопросы 3 и 4. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это вы и оцениваете в баллах.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Работайте внимательно, не спешите!
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).
3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9. Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
12. Изучать химические процессы, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.
14. Создавать произведения живописи, графики, скульптуры. •
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Свое свободное время преимущественно тратить па уход и наблюдение за каким-нибудь животным,
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных, клетки), лечить, обучать.
24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому-либо, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные внешние признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул и законов и умения их правильно применять при решении.
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать эскизы и изготавливать в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве (черчение, геометрия, стереометрия).