Глава2. Экспериментальное исследование

2.1 Диагностика агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста

Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Санкт-Петербурга , в 8 В классе.

Таблица1. Банк диагностических методик

№ п/п Название методик Автор Цель Методическое сопровождение
Опросник Басса-Дарки А.Басса и А. Дарки Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
"Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга С. Розенцвейг Изучить фрустрационные реакции Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
Опросник К. Томаса К. Томас Определить стиль поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению Колесникова Г.И. Психологическое консультирование.
Фрейбурский личностный опросник (FPI) Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел. Изучить свойства личности Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога

Методика 1. "Опросник Басса-Дарки"

Методика направлена на диагностику видов агрессивных проявлений (см. Приложение 1).Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

· мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

· инструментальная агрессия, как средство.

При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться какпод контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью.

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из мощных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия "агрессия" и "враждебность" и определил последнюю как "реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2.Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и примят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

С помощью опросника оцениваются следующие виды агрессии мальчиков подросткового возраста (см. Приложение 1).

Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см таблицу 2).

Таблица2. Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозри тельность Вербальная агрессия Угрызение совести и чувство вины
Акулян А. +              
Агишева Э. +              
Артамонова А. +              
Ахмадуллина Ю +              
Белоножко А. +              
Габбасов А +              
Гулинян Н. +              
Закиров В. +              
Заприлюк В. +              
Иванова В. +              
Игнатьева С. +              
Иркабаев Ф. +              
Киселева С. +              
Копылов Е. +              
Кулаков А. +              
Майовский А. +              
Масленников А +              
Марченко Н. +              
Молодец А. +              
Музафарова А. +              
Норкевичуте Т. +              
Степашин А +              
Тибеев Р. +              
Усманов Р. +              
Юлдашева Д. +              
Всего детей  

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия – 5 мальчиков (20%) и 1 девочка (4%)

косвенная агрессия – 1 мальчик (4%) и 1 девочка (4%)

раздражение – 2 мальчика (8%) и 1 девочка (4%)

негативизм – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)

обида – 1 мальчик (4%)

подозрительность – 0 детей

вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 4 девочки (16%)

угрызения совести и чувство вины – 3 мальчика (12%) и 2 девочки (8%)

Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых 76% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 40% мальчики и 36% девочки. Причем у девочек большее проявление имеют вербальная агрессия и негативизм, а у мальчиков – физическая агрессия.

Методика 2. “Методика рисуночной фрустрации Тест Розенцвейга “

Методика разработана С. Розенцвейгом и предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (см. Приложение 2). Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Таблица 3. Результаты методики " Методика рисуночной фрустрации " диагностирующей фрустрационные реакции на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия и имя ребенка GCR, в % Типы реакции
OD ED NP
Акулян А. 43,7 в    
Агишева Э. 95,8 а    
Артамонова А. 52,1 + н  
Ахмадуллина Ю 47,9 н    
Белоножко А. 72,9 а +  
Габбасов А + в  
Гулинян Н. 47,9 в    
Закиров В. 79,1 а +  
Заприлюк В. в    
Иванова В. в    
Игнатьева С. 54,1 + в  
Иркабаев Ф. 86,9 + а +
Киселева С. 91,6 а +  
Копылов Е. 81,2 а    
Кулаков А. + н  
Марченко Н. 45,8 в    
Молодец А. 31,2 н    
Музафарова А. 52,1 + н  
Норкевичуте Т. 45,8 + в  
Степашин А 72,9 + н  
Тибеев Р. 68,7 н    
Усманов Р. 87,5 н    
Юлдашева Д. 93,7 + н  

GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)

OD – фиксация на препятствии

ED – фиксация на самозащите (самооценка)

NP – фиксация на удовлетворение потребностей

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 76% подростков самооценка занижена или завышена, что влияет на их конфликтное поведение. В результате - 60% конфликтных подростков, где 28% мальчиков и 32% девочек

Наши рекомендации