Семь приемов образности языка
1.Вопросно-ответная форма. Оратор ведет не только повествование, но периодически задает себе вопросы, и сам же отвечает на них. По сути это дискуссионная форма.
Так, выдающийся античный оратор Демосфен в своей обличительной речи против македонского царя Филиппа (отца Александра Македонского), добивающегося объединения с Афинами, говорил: «Чего же хочет Филипп? Демократии и мира? Ничего подобного! Он хочет использовать воинскую доблесть афинских граждан. Они будут завоевывать ему другие народы и территории».
5. Тропы. Это использование слов в иносказательном (переносном) значении. К тропам относят и целый ряд иных выразительных средств:
эпитеты – образные определения;
метафоры – скрытые сравнения;
гиперболы – преувеличения;
литоты – преуменьшения и т.д.
Психологически тропы многократно усиливают воздействие.
Например, описание в газете политических событий (о реакции правительства на беспорядки в Ирландии) в медицинских терминах: «Консилиум в Лондоне прописал больному Ольстеру хирургическое вмешательство».
3. Повтор. Он заключается в неоднократном использовании одного словосочетания в одном либо соседних предложениях с целью привле-чения к ним внимания и усиления психологического воздействия.
Например: «Такая цель не может быть сейчас достигнута. Такая цель несвоевременна. Постановка такой цели сегодня принесет вред вместо пользы».
4. Синонимы. Неакцентрируемый повтор называют «тавтологией» – использование одних и тех же слов в одном или соседних предложениях. Чтобы его избежать, слова заменяют сходными по смыслу.
Например, цитата из обличительной речи Цицерона: «Все ненавидят тебя, Пизо. Сенат не любит тебя, римские всадники не выносят твоего вида, римский народ желает твоей гибели, вся Италия проклинает тебя».
5. Присоединительные конструкции. Для их создания из повествовательного предложения изымается 2-3 слова. Затем они ставятся после предложения в качестве самостоятельного неполного предложения. Оно и будет присоединительной конструкцией.
Например, два варианта:
«После ссоры пути их надолго разошлись»;
«После ссоры пути их разошлись. И надолго».
6. Антитеза. Это резкое размежевание. Оно ставит человека перед выбором, когда один вариант исключает другой.
Например: «Или наступать, или потерять все. Промедление смерти подобно».
7. Крылатые фразы. К ним относятся образные выражения, пословицы, поговорки.
Неисчерпаемый кладезь крылатых фраз – это произведения И.А. Кры-лова, Ильфа и Петрова, В. Высоцкого, устное народное творчество. Например:
«А вы, друзья, как ни садитесь…»;
«Кукушка хвалит петуха…»;
«Утром деньги, вечером – стулья»;
«Жираф большой, ему видней»;
«Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал».
Поведение оратора во время выступления во многом определяет его успех. В поведении специалисты выделяют три элемента: «образ оратора», внимание аудитории, регламент.
Образ оратора связан с конструированием выступающим общего впечатления слушателей о себе, выстраивании для себя определенной социальной роли, позиционировании себя в теме выступления.
Можно сказать, что образ оратора складывается из: выбранной им роли, внешнего вида, артистизма, модуляции голоса.
Выбранной ролью может быть роль лидера, интеллектуала, аналитика, советчика, комментатора, эксперта и др.
Специалисты считают, что «публичное выступление – это театр одного актера». А вот какую роль играть в этом театре, оратор выбирает сам.
Внешний вид оратора должен соответствовать той роли, которую он сам себе выбрал. Но в любом случае вид должен быть опрятным, а стиль одежды деловым. Это играет важную роль в создании у аудитории позитивного образа выступающего.
Так, Дейл Карнеги пишет: «Я много раз замечал, что если оратор – мужчина в мешковатых брюках, бесформенном пиджаке, нечистой обуви, из нагрудного кармана торчит авторучка, или если оратор – женщина в безвкусной одежде, то, как я видел, слушатели испытывают столь же малое уважение к такому оратору, как он к самому себе. Возможно, они предполагают, что ум оратора столь же неряшлив, как и его вид».
Артистизм обычно связывает с жестикуляцией и пантомимикой. Жестикуляция (движения руками) должна присутствовать, но быть достаточно сдержанной, чтобы не отвлекать аудиторию от содержания разговора. Пантомимика связана с позами тела выступающего.
«Хороший оратор говорит всем телом», - утверждают специалисты.
Модуляция голоса означает использование смены темпа речи, силы звука, расстановки голосовых акцентов, выделения отдельных слов и словосочетаний. В модуляции голоса заключено одно из главных преимуществ устной речи перед письменной.
«Монотонность речи – гарантия провала выступления», – отмечается в методиках устного языка.
Внимание аудитории означает поддержание контакта со слушателями в ходе выступления. Внимание складывается из завоевания и удержания.
Завоевание внимания достигается вызовом интереса к себе или теме разговора, необычностью (удивлением) уверенностью (компетентностью) оратора. Недопустимо запинаться и извиняться, так как слушатели засомневаются в компетентности выступающего, и перестанут его слушать.
Удержание внимания достигается не только интересной речью, но и специальными приемами. Следует помнить, что у слушателей неизбежно будут происходить спады внимания через каждые 15–20 минут. Поэтому следует предусмотреть разные способы оживления внимания: шутки, вопросы к аудитории, изменение интонации, персональное обращение к одному из слушателей, краткие яркие примеры, паузы, изменение своего поведения на трибуне и др.
Регламент обычно объявляется председательствующим. Если это не сделано, оратор сам должен обозначить продолжительность своего выступления, и выдержать его.
Ближе к концу выступления оратору следует заявить о его скором завершении. Это будет и способом привлечения внимания. Это также позволит донести до слушателей итоговые выводы и предложения.
Затягивание выступления (нарушение регламента) воспринимается слушателями, как правило, резко негативно. Настолько негативно, что может перечеркнуть все то положительное, чего оратор добился своей речью.
Итак, психология устного выступления заключается в решении производственных вопросов, показе своей заинтересованности и профессиональной компетентности.
Подготовка устного выступления имеет определенный алгоритм: установление темы и аудитории; сбор материала; разработка плана речи; подготовка наглядных средств; овладение материалом; вызов коммуникативного желания.
Содержание выступления включает пять основных элементов: композиция; логика; аргументы и факты; выразительность языка; культура речи.
Культура и образность речи в деловом мире связывается с образованностью и профессионализмом оратора.
Успех выступления во многом определяется поведением оратора. В поведении выделяются три элемента: «образ оратора», внимание аудитории, регламент.