Признайте наличие у себя дурных привычек, страстей
Прежде всего, перестаньте оправдывать себя в своих глазах — вы не себя защищаете таким образом, а свои привычки, свою болезнь. Ведь когда у вас что-то болит, вы не жалеете времени и средств на сдачу анализов, прохождение томографии и пр., чтобы поставить диагноз? Вы же не боитесь найти занозу под кожей, потому что знаете, что сможете вытащить ее, и станет легче. То же и здесь. Ищите слабости, ошибки и не бойтесь, когда найдете.
Учитесь называть проблемы, если они есть, своими именами. Не «я экономный», а «я скупой». Не «я застенчивый», а «я тщеславный». Не «я ранимая», а «я гордая». Не «я люблю» (Иру, Васю, пиво, кофе, компьютерные игры), а «я зависим».
Отделите себя от своих привычек.
Признайте, что привычка — это не ваше «неотъемлемое достояние», а внешняя сила, которая держит вас в рабстве. Не сочувствуйте своим привычкам и не жалейте о них. Ведь вы не жалеете занозу, которую вынимаете из себя?
Примите решение освободиться от рабства злым привычкам.
Без вашего твердого решения и горячего желания вам не справиться с такой масштабной задачей.
Приобретайте добрые привычки, противоположные злым.
Человек не может быть нейтральным. Не добрым, не злым, ни рыба, ни мясо. Поэтому вектор вашего движения должен стремиться не к какому-то нулю, к состоянию «никаковости». Чтобы вы победили, вектор должен стремиться к доброй привычке, которая противоположна злой. Например, из завистливого человека мы стараемся стать не равнодушным, а доброжелательным. Из эгоиста — добрым. Из обидчивого — кротким. Из унылого — радостным.
Разумеется, все эти качества приобретаются не актерской игрой, а усилиями над своими чувствами. Человеку дана сила направлять свои чувства к добру. Не думаю, что кто-то может усилием заставить себя завидовать и тщеславиться. А вот прощать, желать добра, сопереживать — подвластно нашей воле, нашему разуму.
О чем это говорит? О том, что все дурное прокрадывается в нас исподволь, путем мелкого обмана. А все хорошее естественно для нашего высшего «я», и этому высшему «я» даны инструменты для сохранения и очищения себя от внешних, наносных искажений.
Вы обижены? Скажите себе несколько раз: «Я от всей души прощаю тебя!» — и увидите, что обида уменьшилась.
Вы желаете добра человеку? Скажите себе несколько раз: «Я тебе завидую» — и посмотрите, появилась ли зависть.
Такой простой опыт, но он убедительно опровергает ложную идею о том, что зло и добро одинаково свойственны человеку.
Отсекайте дурные мысли.
В психологии есть такое понятие «навязчивая мысль» или «навязчивая идея». Это мысль, которая атакует наше сознание, влечет его к совершению определенных поступков, либо к душевному страданию, унынию, отчаянию. Например, такие известные «гениальные» мысли: «Меня никто не любит», «Другим повезло больше», «Жизнь не имеет смысла». Именно через эти ложные мысли происходит превращение нас в рабов определенных привычек.
Начинается атака на нас с ложной мысли, подходящей к текущей ситуации. Если человек соглашается с этой мыслью, принимает ее, плодом подобной мысли всегда бывают отрицательные эмоции — уныние, гнев, страх и др. Следующая степень нашего поражения в этом сражении — когда нас начинает атаковать уже целый рой навязчивых ложных мыслей. И по мере их принятия, мы все больше мучаемся от отрицательных эмоций. Эти эмоции требуют от нас закрепления нашего падения определенным действием. Например, от сластолюбца — съесть что-то вкусное, нарушив свои правила, от блудника — соблудить, от завистника — сказать что-то плохое о ком-то. Если мы это делаем — это следующая степень нашего падения…
Таким образом, постепенно в нас закрепляются злые привычки, страсти. И закрепляются они в нас настолько, что мы скованы ими как цепями, считаем их своей неотъемлемой частью, намереваемся мучаться от них всю жизнь.
Кто атакует нас этими мыслями в определенные моменты с таким потрясающим упорством?
Еще есть такая занятная вещь как «внутренний диалог». Может ли разделиться наше сознание на две точки зрения или мы ведем диалог с кем-то внешним?
Дальше. В русском языке есть выражение: «пришла мысль». Вопрос на засыпку: если все мысли рождаются и гаснут в нашем мозгу, откуда «пришла мысль»?
«О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством?» (Сир. 37, 3).
Все эти вопросы подводят нас к пониманию того, что наше сознание подвержено воздействию мыслей, которые направляет нам кто-то извне.
Кто имеет такую возможность?
Сущности духовного мира, добрые и злые, которых в христианстве называют соответственно ангелами и бесами.
Вы еще не верите в существование невидимого мира, ангелов и бесов? Это не проблема, если вы не боитесь познавать мир. Попробуйте воспользоваться методом управления мыслями, который я излагаю здесь, а потом делайте выводы, работает ли он, и как он может работать, если все мысли рождаются и умирают внутри вас.
Управление мыслями — это важнейший инструмент управления привычками. Все наши поступки начинаются с мыслей. Если мы принимаем добрую мысль, мы в итоге можем совершить добрый поступок, злую мысль — дурной. Поэтому, чтобы научиться управлять собой, нужно научиться управлять мыслями.
Первый шаг к управлению мыслями — научиться отличать добрую мысль от злой. Основные признаки: добрая мысль несет мир душевный, покой, а на злую мысль наше «я» (которое, как мы помним, доброе и любящее по природе), откликается волнением и сомнениями.
Это проявляется даже в самых простых вещах. Все мы знаем: когда выбираем что-то в магазине, и принимаем решение легко, без волнений и сомнений, покупка оказывается удачной. Если мы долго сомневаемся, мучаемся в выборе, как правило, покупаем что-то не то.
Распознав злую мысль, мы отвергаем ее. Именно отвергаем, а не вступаем в спор. Потому что та сущность, с которой мы возьмемся спорить, далеко не глупа и предложит нам много лживых аргументов в пользу этой мысли, каждый из которых нам опять нужно будет опровергнуть, и враг никогда не устанет. Вместо одной навязчивой мысли мы получим несколько, и враждебная сущность, наш враг, будет гонять нас от одной мысли к другой по кругу, как белку в колесе.
Как же отвергнуть мысль, не споря с ней?
Здесь и наступает момент истины. Если невидимого мира нет, и все мысли — плод вашего собственного сознания, то очевидно, вы без особого труда должны справиться с ней. Ведь это ваша мысль, и она не обладает собственной волей, собственной силой. А вы ей силу давать не хотите. Попробуйте победить навязчивую мысль с такой строго материалистической позиции — и посмотрите, получается или нет.
Если не получится, попробуйте победить навязчивую мысль с учетом существования духовного мира. В этом случае мы получаем такое средство борьбы со злыми мыслями, приходящими извне, как молитва. Например: «Господи, помоги!», либо «Слава Богу за все!» Повторяем несколько раз так, чтобы молитва была не только на устах, но и в сердце, и чтобы в ней было чувство. Если нас атакует мысль, которая касается какого-либо человека (который вам интересен, либо, наоборот, неприятен), лучше всего помолиться о нем: «Господи, благослови его!» Тоже, разумеется, несколько раз: Бог слышит молитву только в том случае, если мы сами слышим ее.
Если вы были добросовестны, смотрите и сравнивайте — какое мировоззрение работает, а какое оказывается несостоятельным.
Объясню механизм духовного метода управления мыслями. Творцы добрых мыслей — ангелы, злых мыслей — бесы. Цель бесов — связать нас дурными привычками и таким образом сделать нас несчастными в этой жизни и в будущей. Наше мучение — их «кайф». Цель ангелов — помочь нам вернуться в естественное состояние любящего человека.
Бесы — это падшие ангелы, они обладают ангельской колоссальной силой и разумом, только обращают свои способности во зло. Поэтому человеку не под силу самому соперничать с бесами. Единственный способ для нас победить их — обратиться за помощью к Богу. Если бесов сравнить с бешеными собаками, которые неожиданно бросаются на нас на улице, то Бог — наш Отец, к которому мы прибегаем под защиту, и он отгоняет собак, да так, что они убегают с визгом.
Без силы Бога освободиться от рабства дурным привычкам практически невозможно. Потому что за ними стоит зло, которое обладает огромной силой. Цель сатаны — уничтожение любви, насаждение ненависти. И каждому из нас, верим мы в существование духовного мира или нет, приходится иметь дело с этой силой. Причем чем меньше мы в нее верим, тем легче она нас побеждает. Это как схватка двух бойцов, у одного из которых завязаны глаза.
Я понимаю, как трудно поверить в то, чего ты никогда не видел глазами и вряд ли увидишь в земной жизни. «Вряд ли», потому что, на самом деле, духовным зрением человек может видеть бесов. Известны и способы обострения духовного зрения: строгий длительный пост, химические препараты, наркотики. Также обращение к магии (начиная с заговоров и приворотов) или попытка самоубийства очень часто приводят к видению бесов. Их видят как некие темные фигуры, которые обычно приходят ночью, давят на грудь, душат, оставляя видимые следы на шее…
Найти свидетельства бытия бесов куда легче, чем свидетельства существования снежного человека или чудовища озера Лох-несс. Даже если не брать в расчет наркоманов, а только самоубийц и жертв магии, число видевших бесов (а порой и получивших физические свидетельства их присутствия, например, в виде следов удушения на шее) в одной только России исчисляется сотнями тысяч человек.
Но даже и без видения злых духов в жизни многих людей происходит осознание личностной формы зла. Мне известно несколько случаев, когда люди прибегали в своих трудностях к духовным средствам, получали освобождение от своей проблемы, после чего явственно ощущали (уж не знаю, каким органом чувств) досаду, ненависть злых духов. Одна моя знакомая, тогда еще нецерковная женщина, которой молитва помогла избавиться от страсти к бывшему любовнику, ощущала эту досаду проигравших бесов как их скрежетание зубами. (Понятно, что зубов у бесов нет, так же как и рогов с копытами, — при восприятии нами явлений иного мира происходит как бы «перевод» их качеств на язык доступных нам образов.)
Упали — вставайте.
В своих усилиях по преодолению дурных привычек будьте упорны и никогда не сдавайтесь. В один прыжок из клетки раба вы не выскочите, успех будет постепенным. Великие, святые люди отличались именно тем, что никогда не повторяли своих ошибок. Они учились с первого раза. Мы с вами обычно повторяем поступки, к которым тянут нас привычки. Мы зачастую вообще не идем по жизни, а стоя на месте, прыгаем на одних и тех же граблях.
После того как мы сдались привычке и снова совершили проступок, приходит мысль о том, что у нас ничего не получится, привычка победит. Если поддаться этой мысли, придет уныние и нежелание бороться. Это тоже не окончательное поражение, но зачем до этого доводить? Есть такое правило: «Упал — вставай». Сколько раз упадешь — столько и вставай, как бы часто ни падал.
То есть, едва поймали себя на том, что уступили привычке, тут же побеждайте ее, на какой стадии падения вы бы ни находились.