Эмоциональная идентификация с группой
3 основных механизма эмоциональной идентификации:
1) Эмпатия – способность поставить себя на место другого;
2) Подражание – следование образцу, примеру, другого человека;
3) Проекция – наделение другого, своими желаниями, чувствами;
8. референтность –характеризуется тем, что членство в группе предоставляется для людей наиболее ценным и значимым; Шерриф основы социальной теории: выделяет группы членства и референтные группы.
Шериф- референтная группа – реальная или воображаемая общность на нормы, мнения, ценности человек ориентируется в своем поведении;
Ньюком – все референтные группы можно разделить: 1) позитивные; 2) негативные;
Келли выделяет 2 функции любой референтной группы:
1) Нормативная - устанавливаются стандарты поведения;
2) Сравнительно- оценочная – референтность является отправной точкой с помощью которой человек оценивает себя и других;
Рефернтность наиболее значимы мотив совместной деятельности;
Групповые эффекты – механизм функционирования группы по средствам которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Групповые эффекты выступают средством обеспечивающим единство действий в совместной деятельности.
К базовым групповым эффектам относят 2 эффекта:
1) Реакция человека на присутствие других людей;
2) Чувство принадлежности к группе;
2 типа психологического климата:
1) благоприятный психологический климат - в группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон отношений, оптимизм в настроении, отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи доброжелательности, членам группы нравится участвовать в совместной деятельности, вместе проводить свободное время, в отношениях преобладает одобрение, поддержка, критика носит развивающий характер (высказывается с добрыми пожеланиями), в группе существуют нормы справедливого и уважительного отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам, высоко ценят такие черты как трудолюбие, честность, бескорыстие. Члены группы полны энергии, быстро откликаются на полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в профессиональной деятельности. Успехи или не удачи отдельных членов группы вызывают сопереживание, искренное участие других членов группы, они испытывают чувство гордости за свою группы, достижения и не удачи переживаются как собственные. В отношениях между группировками внури малой группы существует взаимное понимание, сотрудничество. В трудные для группы минуты происходит эмоциональное единение. Группа открыта и стремится сотрудничать с другими группами.
2) Неблагоприятный социально – психологический климат - в группе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдается конфликтность, антипатии людей к друг другу, присутствует соперничество, члены группы проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, люди позволяют принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и не терпим к мнению остальных. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметны разделяется на привилегированных и принебрегаемых, принебрежительно относятся к слабым, высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность. Такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие – не в почете. Члены группы инертны, пассивны, некоторые стремятся отделится от остальных, группу невозможно поднять на общее дело, каждый думает только о своих интересах и не стремится добиваться высоких показателей в совместной деятельности. Успехи и не удачи одного, оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство, достижение или неудачи группы не находят эмоционального отклика у ее членов. в группе возникают конфликтующие между собой группировки, которые отказываются от участия в совместных делах. В трудных ситуациях группа не способна объединится, возникают ссоры, взаимные обвинения, конфликты, группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами.