Информационно-финансовые войны

Кроме угрозы военной экспансии, современные государства, не располагающие необходимым потенциалом для ведет информационно-психологического противоборства в финансовой сфере, рискуют превратиться в экономические колонии: ведущих индустриально развитых стран. Ведь финансы - кровеносная система экономики.

Для ведения информационного противоборства в миро: финансовой системе характерен тщательно завуалирован механизм перетекания национального и мирового дохода, методы скрытого разрушения национальных экономических инфраструктур (через МВФ), проведение «кредитных ударов» (путем выделения или невыделения кредитов).

Современная мировая финансовая система отличается глобальным характером мирового спекулятивного финансового оборота. Ежедневно в денежные спекуляции вовлекается триллиона долларов, что в 30 раз превышает стоимость данных за день товаров и услуг.

Сценарий информационной агрессии на каком-нибудь национальном финансовом рынке обычно стандартен. Сначала идет игра на снижение курса акций национальных корпораций, потом вывод средств с рынков обязательств и стремительное падение их цены и, наконец, давление на валютный рынок и девальвация национальной валюты.

Если опуститься с государственного уровня на уровень ганизаций, то схема в целом та же: обанкротить предприятие, затем по дешевке завладеть им.

Мировые финансовые кризисы 1997—1998годов представляв собой первую информационно-психологическую битву в финансововой

сфере между ведущими странами мира. Успех был на стороне США и Китая. Самый большой проигрыш — у постсоветских госуарств, включая Россию и Беларусь.

Широко распространено мнение, что информационные войны XXI века будут вестись в основном именно в финансо­вой сфере. Главную роль в них будут играть специалисты по иНф0рмационно-психологическому противоборству в этой сфере. В условиях создания в мире единого информационного пространства в XXI веке развернется геостратегическое инфор­мационно-психологическое противоборство между ведущими мировыми державами за доминирование в информационной сфере мировой финансовой системы. Существует мнение, что спровоцированная США война в Югославии носила прежде всего не политический, а экономический характер. Таким обра­зом Соединенные Штаты наносили удар по новой европейской валюте, т. е. по валюте своих союзников по вооруженной агрес­сии (Франции, Германии, Италии). После начала агрессии курс евро начал резко падать, появилась тенденция к «бегству» ин­весторов от долгосрочных облигаций европейских государств. Из Европы капитал тогда хлынул в США.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что на современном этапе развития цивилизации информаци­онно-психологические операции пронизывают все стороны нашего существования.

Глпвп 9 СМИ — ГЛАВНОЕ ЗВЕНО В МАНИПУЛИРОВАНИИ СОЗНАНИЕМ

СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное в их сообщениях-идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой.

С. Кара-Мурза.

9.1. РЕАЛИЗАЦИЯ МАНИПУЛЯТИВН01 ПОТЕНЦИАЛА МАСС-МЕДИА

Средства массовой информации не менее опа

чем средства массового уничтожения.

Петр Капица.

Манипулятивный арсенал СМИ широк: преднамеренно искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикация ложных со­общений, пробуждение у аудитории нужных эмоций с помо­щью визуальных средств или словесных образов и т. д. Все эти приемы различаются по силе воздействия и содержанию, но их объединяет одно: все они направлены на создание определен­ного эмоционального настроя и психологических установок У аудитории и в конечном итоге — на манипулирование обще­ственным сознанием.

Формирование общественного мнения Современная глобализация коммуникаций, когда, к при­меру, события в Косово или Ираке одновременно становятся

достоянием зрителей во всех уголках земли, резко усилила воздействие СМИ. Массовые коммуникации стали серьезным инструментарием современной политики. Это связано с более серьезной ролью общественного мнения в нынешних условиях,

в формировании которого СМИ играют решающую роль. Именно поэтому «засветка» того или иного события становит­ся ключевым фактором политики. В демократических странах правительства убеждены, что не только они должны работать эффективно, но и все граждане страны должны быть уверены в этом. А это две разные задачи.

Или такой пример. Часть аналитиков в числе причин чечен­ской войны- называют факт развернувшейся в печати критики злоупотреблений со стороны генералов, которых развелось слиш­ком много. Чтобы защититься от критики, решили провести «маленькую победоносную войну», т. е. с этой точки зрения война начинается в ответ на негативный тон прессы.

Есть также интересные американские данные времен вьет­намской войны: 69 % американцев, положительно относившихся к армии, были сориентированы на телевидение как источник ин­формации [439, 86]. При этом поддержка армии сразу начинает падать на 15 %, когда число жертв возрастает от 1000до 10 ООО независимо от того, успешна или нет данная война.

За последние десятилетия роль СМИ в определении обще­ственного мнения относительно происходящих событий су­щественно возросла. От того, проявляют ли СМИ лояльность по отношению к какому-либо кандидату в ходе избирательной кампании, зависит успех или неуспех его на выборах. К слову, и сам интерес к факту проведения выборов находится в той же зависимости от освещения его в СМИ.

Масс-медиа решают определенные задачи в политической системе и обществе. В реальной жизни они достаточно само­стоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с пот­ребностями общества цели деятельности и используют для и* Достижения собственные методы. Влияние на политику СМИ осуществляют через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, формирует определенное обще­ственное мнение.

Основные этапы информационного процесса: получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведе-

ний. От того, какую информацию, в какой форме и с какими коментариями получают субъекты политики, во многом завис последующие действия. Иметь важную информацию — значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространения важной информации в собственной режиссуре к умалчивания ее означает двойную власть.

Методы «промывания мозгов»

Способы влияния на коллективное сознание в ряде сл восходят к глубокой древности. Важнейшие принципы форсирования общественной пассивности и внедрения в сознание граждан дезинформации «скрыты» во вполне безобидных поиемах «профессионального мастерства» журналистов и политиков. Выявлять их уловки — увлекательный интеллектуальный спорт.

Простейшим приемом психологической защиты от пагандистского «промывания мозгов» является сознательное прерывание контактов с источником информации. Например, достаточно время от времени прекращать смотреть телевизор на одну-две недели, чтобы произошло восстановление сознания. Наваждение, внушенное телевидением, проходит. После этого резко повышается наблюдательность и становится заметно, из каких телепередач «торчат уши». О методике внедрения в наше сознание этих «ушей» мы сейчас поговорим.

Анонимный авторитет — излюбленный прием введена заблуждение, активно используемый всеми средствами совой информации. Он относится к так называемой «серой пропаганде».

Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Это может быть религиозный деятель, весомая политическая фигура, деятель науки или культуры. Имя его при этом не сообщается. Также может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным,

сообщает...» Какие ученые? Какие доктора? Какой источник?

Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев в является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован, и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.

Обыденность в подаче информации используется для адап­тации человека к информации явно негативного содержания. Если нужно приучить людей к насилию, крови, то благообраз­ный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, ежедневно сообщает вам о самых тяжких злодеяни­ях. Через несколько недель такой обработки население пере­стает реагировать на сообщения о самых чудовищных преступ­лениях — наступает психологический эффект привыкания. Забалтывание — метод, который используется, когда не­обходимо снизить актуальность или вызвать негативную ре­акцию к какому-либо явлению. Используя этот метод, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его, к месту и не к месту говоря о его необыкновенных способнос­тях, явно преувеличивая их. Очень быстро это всем надоедает, и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов та­кого мероприятия очень трудно уличить в намеренной диск­редитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления означенной персоны.

Эмоциональный резонанс — техника, которую можно оп­ределить как способ создания у широкой аудитории опреде­ленного настроения с одновременной передачей пропаган­дистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном Уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь отгородить­ся от пропагандистского или рекламного «промывания моз­гов». Одно из основных правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Защищаясь от пропагандистских сообщений, на рациональном Уровне человек всегда способен выстроить систему контраргументации и свести все усилия по «спецобработке» на нет. Если же пропагандистское влияние на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие Рациональные контраргументы не срабатывают. Соответству-

ющие приемы известны с древних времен. В их основе лежит феномен социальной индукции (эмоционального заражения) Пример эмоционального резонанса: многочисленные телесериалы, а также развлекательные реалити- и ток-шоу, в избытке представленные на современном телевидении. Обратим внимание на высокий эмоциональный накал, на котором протекают подобные действа. Герои сериалов то и дело выясняют отношения на повышенных тонах, бурно проявляют свои эмоции, сюжеты этих фильмов призваны держать зрителя в постоянном эмоциональном напряжении: «А что же будет дальше? Профессионально подготовленные участники ток-шоу, играю­щие роль «простых людей с улицы», рассказывают свои «жизненные истории» ярко и эмоционально, норовя свести счеты со своими обидчиками в «прямом эфире». Едва ли не обяза­тельный элемент таких телешоу — драка или бурное выяснение отношений, которое должно эмоционально «завести» зрительскую аудиторию. Цель — создание у зрителей эмоционально зависимости. Привыкнув получать дозу острых эмоциональных переживаний из данного источника, человек и в будущем будет отдавать ему предпочтение. Так формируется постоянная аудитория сериалозависимых, шоузависимых людей, привязанных именно к такому способу получения острых эмоциональных переживаний.

Эффект первичности. Успех воздействия в значительной мере обеспечен, если информация достигла аудитории раньше, чем информация его противников, — срабатывает один из эффектов восприятия. При поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно. Данный эффект учитывается при массированном «сливе компромата».

Эффект присутствия. Специально инсценируются всячес­кие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным голосом профессиональной ак­трисы пытается подражать речи «людей из народа» — якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность. Это примитивный, действенный прием «захвата аудитории».

Комментарии, цель которых — создание такого контекста, в

котором мысли адресата воздействия идут в нужном направлении, сообщение о факте сопровождается интерпретацией ком­ментатора, который предлагает читателю, зрителю несколько вариантов объяснения. Ловкость комментатора может сделать делаемый им вариант наиболее правдоподобным.

Обратная связь. Чтобы у аудитории не возникало ощуще­ния одностороннего воздействия, современные средства мас­совой информации широко практикуют создание иллюзии так называемой обратной связи. Подобный «макияж» создает У массовой аудитории иллюзию участия в информационном процессе. Псевдосоциологические опросы чаще всего являют­ся лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, т. е. разновидностью обычной про­пагандистской манипуляции. Вопросы формулируются таким образом, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на ту или иную проблему. Они направляют ход наших размышлений в конкретном направлении. «Никогда не задавайте вопрос, на который нельзя получить тот ответ, который вам нужен» — главный принцип таких опросов.

Чтобы не попадаться на подобные удочки, нужно помнить: если вам нужна объективная информация, отправляйтесь в на­учную библиотеку. Если же хотите получить порцию рекламы и политической пропаганды, включите телевизор или купите газету. Но временами останавливайтесь и отфильтровывайте отличных умозаключений те готовые штампы и иллюзии, ко­торые изо всех сил пытаются внедрить в ваше сознание [173, 30-33].

Наши рекомендации