Организация совместной деятельности персонала
Процесс формирования и реализации психологической системы деятельности включает три этапа:
- возникновение замысла;
- планирование деятельности;
- практическая деятельность.
Замысел деятельности возникает, если есть потребности, подкрепленные определенными побуждениями (интерес, стремление, влечение и др.). В этом случае возникает зона объектов (предметов), способных удовлетворить эти потребности, т.е. возникает определенная, но все еще не конкретизированная мотивация.
Планируемая (мысленная) деятельность - это уже ясное понимание, какой объект (предмет) способен удовлетворить потребность. Мотивация становиться определенной и ориентируется на конкретный объект, который является целью (мысленным результатом) будущей деятельности. Параллельно возникает пландостижения этой цели - мысленное представление во времени и пространстве последовательности действий, их результатов для достижения поставленной цели и, следовательно, удовлетворения возникшей потребности.
Практическая (исполнительная) деятельность - реальное воплощение на практике планируемой деятельности.
Таким образом, деятельность персонала организации бывает внутренней и внешней.
Внутренняя - это планируемая деятельность, включающая подструктуры мотивации, целеполагания и планирования.
Внешняя- практическая деятельность, состоящая из мотивационной, оценочно-ориентировочной и исполнительной подструктур, включающих различные системы профессиональных знаний, навыков и умений.
Связующим звеном между планируемой и практической деятельностью является подструктура принятия решения. Принимается решение на перевод деятельности в практику, на воплощение цели в результат.
Процесс перевода деятельности из внутренней во внешнию имеет определенную цикличность (оперативный цикл), включающий в себя следующие фазы:
- оценка ситуации и подготовка решения на практическую деятельность;
- принятие решения;
- исполнение решения.
В управляющей деятельности руководителя можно выделить следующие компоненты, отражающие основные решаемые им задачи:
Проектировочно - целевой компонент - определение целей деятельности и ее планированию, по выбору способов деятельности и управлению персоналом.
Содержательный компонент - совокупность его профессиональных знаний, навыков, умений и эрудиции, реализуемых при организации и управлении практической деятельностью персонала.
Диагностический компонент - выявление результативности деятельности, психофизиологического состояния, физических и психологических проявлений персонала.
Организационно - методический компонент - организация, управление, контроль и учет результатов деятельности персонала.
Коммуникативный компонент - установление целесообразных производственных и межличностных отношений, отбор и использование адекватных деятельности коммуникативных средств, выбор коммуникативных приемов мотивирования (активизации) персонала.
Стимулирующее - регулировочный компонент -мобилизация и стимулирования исполнителей на достижение производственных целей, а также коррекция их психофизиологического состояния.
Контрольно-оценочный компонент- непрерывно текущий контроль и накопление информации о деятельности персонала, систематизация данных контроля и представление их в виде итогового результата для оценки результативности деятельности персонала при проведении разбора.
Собственная политика руководителя по управлению персоналом:
- выявить область своих автономных действий, т.е. определить те случаи и производственные ситуации (задания), в которых имеет право (или обязан) принимать независимые самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность;
- выявить те случаи, в которых свои решения должен согласовывать с вышестоящими инстанциями, имеющими право принимать решение, или с другими исполнителями, также наделенными правом принятия решения и ответственностью по данному виду работ;
- определить границы допустимости своих действий, а также поступков и высказываний по отношению к персоналу, т.е. выработать определенные принципы деловых и межличностных отношений. Знать и понимать, что допустимо в деловых и межличностных производственных отношениях с персоналом, а что следует исключить;
- создать собственную стратегию и тактику индивидуальной работы и мотивации персонала с учетом своих возможностей и особенностей персонала;
- разработать собственную систему управляющих и регулирующих воздействий на производственный процесс и трудовую дисциплину персонала организации (подразделения).
Одним словом, руководитель должен иметь четкую, ясную и доступную для персонала собственную политику управления процессом деятельности и поведения персонала организации (подразделения),на которую будут ориентироваться подчиненные, непротиворечивую с базовыми установками руководителя и организации.
Основные элементы процесса управления деятельностью:
1. Анализ, диагностика и оценка состояния деятельности на данном этапе и в целом.
2. Стратегическое планирование, включая долгосрочное, краткосрочное и оперативное с постановкой общих и частных задач на данном этапе деятельности.
3. Анализ, диагностика и оценка выполнения очередного производственного задания или разрешения возникшей проблемной ситуации.
4. Формирование целей изменения производственной ситуации (цели-обра-за результата изменения производственной ситуации, цели-задачи, определяющей критериальные ограничения достижения результата изменения ситуации).
5. Тактическое планирование разрешения производственной проблемной ситуации, включающее увязку конечных (общих) целей разрешения ситуации с постановкой и выбором промежуточных (частных) целей и способов их достижения конкретным исполнителем.
6. Выработка и принятие решения по разрешению производственной проблемной ситуации.
7. Построение (или выбор из известных) программы действий.
8. Передача конкретному исполнителю принятого решения и инструктирование по программе действий по реализации принятого решения.
9. Контроль, оценка и коррекция руководителем текущих и конечных результатов.
Суть управления процессом деятельности персонала - это упреждение развития неблагоприятных событий и выработка направленных воздействий на персонал.
Соотношение планируемой и реальной оперативной (практической) деятельности формирует устойчивую структуру отношений и правил (норм) между руководителем и персоналом, что и составляет суть организационной деятельности руководителя - обеспечение организационного порядка процесса деятельности.
Характеристики основных функций управления персоналом даны в табл. 2.
Таблица 2