Кооперация труда и организация рабочих мест.

Разделение труда неразрывно связано с кооперацией труда. Чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация. Кооперация труда на предприятии представляет собой объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

Кооперация труда имеет организационные и экономические границы.

Организационная граница определяется тем, что, с одной стороны, нельзя объединить для выполнения любой работы менее двух человек, а с другой - существует норма управляемости, пре­вышение которой приводит к несогласованности действий и значительным потерям рабочего времени.

Экономическая граница определяется возможностью максимального снижения затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции.

Разделении и кооперации позволяет сделать следующие выводы:

- разделение и кооперация труда являются, отчасти, следствием научно-технического, экономического и социального прогресса, так как с появлением новых технологий появляется больше новых профессий и направлений деятельности. Руководители предприятий стремятся минимизировать затраты на производство и поэтому вводят на производстве принципы разделения и кооперации труда;

- внедрение разделения и кооперации труда на предприятии или в организации всегда должно быть чётко спланировано, так как при неуместном применении этих методов управления трудом могут быть получены отрицательные результаты, такие как: повышение текучести кадров, снижение производительности труда работников, простои оборудования, появление монотонности труда и др.

- руководители, планирующие провести данные мероприятия должны в достаточной мере разбираться в принципах работы цехов, бригад и подразделений, чтобы разделение и кооперация труда не наносили ущерба деятельности всего предприятия.

- для внедрения разделения и кооперации труда необходимо проводить работу по повышению мотивации работников на выполнение ими своей работы, а также проводить по мере необходимости мероприятия по повышению квалификации и приобретению новых навыков работниками.

27. Организационная структура управления предприятием.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают следующие типы организационных структур, характерных для предприятий сферы сервиса, линейные, функциональные,линейно-функциональные. Основные характеристики этих структур.

Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника .

Кооперация труда и организация рабочих мест. - student2.ru

Наши рекомендации