Жизненный путь в понимании психолога 7 страница
Следовательно, механизмами саморегуляции личность охватывает всю совокупность своих жизненных отношений, проявлений, тенденций. Так, например, в случае негативных оценок со стороны общества у человека с ориентацией на успех происходит падение активности, а у человека, ориентированного только на личные достижения, активность не меняется. С помощью саморегуляции личность определяет «нужную меру» соотношения значимости для себя и общественной полезности, выбирая соответствующую форму проявления активности.
Каким образом осуществляется оптимальное взаимодействие внешних требований и внутренней активности? Что происходит, когда общественные нормы подавляют личность, ограничивают ее активность? В этом случае (типичном для недавнего периода жизни нашего общества) происходило не только внешнее ограничение активности, не только возрастание внешнего контроля. Приходится признать, что общественные структуры и приведение в действие людей были таковы, что разорвали органическую целостность структур психики и личности. Естественная связь желания и действия была разорвана, человеческое «я» оттеснено или вытравлено, активность либо парализована, либо стимулировалась особыми внеличностными механизмами. Эти глубочайшие изменения психики и личности привели к деструкции эмоций и мотивации, которые непосредственно побуждают деятельность. В результате возникли совершенно особые способы пассивного осуществления деятельности, превращенные, парализованные формы активности. Активность, благодаря которой в обычных условиях личность целостным образом структурирует деятельность, включая в нее все свои способности, соподчиняя более близкие и отдаленные, более и менее значимые цели, определяя роль данного вида деятельности в удовлетворении потребностей, ее место в решении жизненных задач и т.д., оказалась расщепленной, деформированной благодаря потере личностью роли субъекта деятельности. Только при наличии этого качества, при возможности для личности выступить полноправным субъектом деятельности возможна подлинная гармоничная активность. Разные типы людей могут иметь преимущества или недостатки в своей активности сравнительно друг с другом в том или ином отношении. Но эти недостатки компенсируемы их сильными свойствами, неразвитые формы могут быть развиты. Иное дело — деформация активности, которая возникает в силу двух причин — деформации деятельности и деформации самой личности. В первом случае происходит отчуждение деятельности от личности до такой степени, что она лишается возможности ее целостной организации. Имея собственные мотивы, человек вынужден осуществлять чуждые ему цели, имея цель, он не имеет мотива и желания ее достичь. Он лишен возможности предвидеть результат деятельности и не имеет доступа к контролю за его достижением, который, скажем, уже передан другому лицу. Так разрушается естественная структура его деятельности, затем потребность в ее осуществлении, а затем и сама активность. Во втором случае деформируется сама личность, ее высшие потребности теряют свой ценностный характер, перестают удовлетворяться, требуют извращенной компенсации и т. д. Для самого человека происходит обесценение и результатов его труда, и его усилий, и способностей, опыта. Исчезает потребность совершенствования деятельности, своего мастерства.
Если личность в состоянии сохранить позиции субъекта, оказавшись даже в ситуациях ограничения своей деятельности, вмешательства в нее извне, разрушения ее целостности, гарантом этого оказывается целостность ее личности. Тогда она начинает прибегать к особо сложным стратегиям защиты своей деятельности, готовности к вмешательству в нее и т.д. Находясь в состоянии постоянной «готовности» (к трудностям, к препятствиям, к конфликтам), личность обеспечивает постоянный уровень активности. Состояние внутренней «готовности», мобилизованности является своеобразным социальным гарантом, условием того, что «внезапно обрушившиеся» на человека социальные требования не явятся непосильными, угнетающими, подавляющими (парализующими) активность. Личность в состоянии психологической готовности способна действовать не только адекватно задачам, но и своевременно. Осуществляя подобную «тактику» в планировании активности, личность не останавливается только на готовности всего своего «психологического арсенала» (состояний, направленности, мотивов, ориентации), а вырабатывает целостную программу, в которой готовность выступает только как один из компонентов.
Эта программа, возникая вначале как средство для реализации социальных «заказов», в дальнейшем используется для «нужд» самой личности. Она касается, прежде всего, вопросов планирования (в условиях как общего дефицита активности, так и ее частичного дефицита), правильной «расстановки» своих сил и возможностей, учета и контроля за реализацией этих возможностей адекватно характеру поставленных задач, и соответствия их своим мотивам, ценностям. Однако было бы ошибкой предполагать, что подобные программы возникают как следствие недостатка активности. Осуществляя программу, личность постепенно приобретает навыки в области прогнозирования (как собственных проявлений, так и общественных тенденций). При этом происходит мысленное сопоставление процесса своей деятельности с ее возможными социальными последствиями, жизненно значимых для личности задач с социально-требуемыми; определяется возможность переноса отдельных звеньев (участков) деятельности (во времени, месте и т д.), сравнение собственной активности с активностью окружающих.
Наиболее опасной для личности формой регуляции активности является ее умышленное снижение, обусловленное социально-психологическими установками типа «экономь силы», «не вылезай» и т.д.
Обрисовав кратко механизмы социально-психологических взаимодействий личности и общества в условиях вынужденного дефицита активности, остановимся на некоторых индивидуальных причинах (источниках) его возникновения. Причины ограничения личностной активности в большинстве случаев следует искать как в области дефицита общения, так и в различных формах его искажения (в нарушении пропорций, в доминировании). В условиях дефицита общения нарушается нормальное развитие активности, отягощающееся деструкциями психологических состояний человека. Это, прежде всего, относится к личностной депривации (например, в изоляции ребенка от матери), когда депривация является причиной падения активности (отсутствия ее развития).
В более позднем возрасте активность все же появляется, но со значительным опозданием по сравнению с активностью детей, выросших в семьях. Тормозятся вся направления развития ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, деятельное и т.д., активность часто приобретает «компенсаторные» характеристики, развивается «однобоко» (как больное самолюбие, как желание доказать, что я не хуже других, и т.д.).
Различные искажения в активности личности наблюдаются в случае подавления одним человеком других. Как правило, такое явление характерно для семей, где один из родителей (редко — оба) проявляет деспотизм по отношению к остальным членам семьи (как правило, к детям). Обычно в роли «доминантной» стороны выступает мать, окружающая ребенка неусыпным контролем, сводящим к минимуму его собственные действия (активность). Такая «любовь» не случайно ставится в один ряд с деспотизмом, поскольку подавляет активность ребенка.
Мы рассмотрели крайние случаи дефицита активности (так называемого вынужденного дефицита), но существует немало примеров, когда и в нормальных условиях активность развивается аномально. Оптимальные условия для развития активности предполагают максимальное разнообразие форм общения: со сверстниками, со взрослыми, с младшими детьми. Такое разнообразие общения оказывает благоприятное общепсихологическое воздействие на развитие ребенка.
Исследования психологов показывают, что дети, общающиеся со сверстниками, со старшими и с младшими детьми, т.е. находящиеся в условиях разновозрастного общения, обнаруживают большую гибкость, зрелость, умение общаться по сравнению с подростками, лишенными таких форм общения. Если в период формирования навыков общения отсутствуют для этого необходимые условия, то в более позднем возрасте дети испытывают трудности в общении, становится пассивны, замыкаются, не имеют тех эмоциональных и интеллектуальных особенностей, которые формируются именно в общении, т.е. в способности понять партнера, встать на его позицию, сопереживать ему, действовать с ним сообща и т.д.
В семейном общении (помимо отношений доминирования) между родителями часто возникают трения, противоречия, микро- и макроконфликты, действующие на ребенка независимо от того, адресованы они непосредственно к нему или нет. Ребенок при этом усваивает только одну форму общения и уже не воспринимает иных. Как показывают исследования М. И. Воловиковой 6; убежденность ребенка в незыблемости многих моральных, этических норм нарушается, авторитет родителей резко подрывается и т.д. Активность таких детей из области практически-действенной перемещается в область абстрактно-теоретического конструирования (из практики реального общения — в область «рассуждений»).
Развитие интеллекта вступает в противоречие с формированием нравственной позиции в условиях вседозволенности, отсутствия авторитетов в семье, что приводит к появлению у ребенка (подростка) необоснованного чувства высокомерия, своей исключительности (по сравнению с остальными). Такие дети не стремятся проявить себя на деле, их исключительность подразумевается уже сама собой. Неразвитый интеллект, неразвитые нравственные установки приводят к тому, что ребенок становится не способен адекватно ориентироваться в общении, в социальных отношениях, не может их строить, дифференцировать. Воспринятые им «моральные» нормы остаются на уровне чисто внешнего, подражательного поведения и не служат руководством к действию, реальным жизненным ориентиром.
Эти и другие жизненные потери — результат утраты и некоторых традиций. Так, из жизни больших городов ушли в прошлое «дворовые» команды, воспитательная роль старших детей по отношению к младшим, игра потеряла присущий ей развивающий характер. Исчезновение этих внешних моментов из повседневной практики общения наносит непоправимый урон развитию человека, который должен иметь как внутренние, так и внешние условия для своего развития. В частности, поэтому процент личностных потерь растет, а их возрастной порог снижается.