Лабораторная работа 4. Составление и решение задач
Цель:проанализировать жизненные проявления нормативных кризисов. Сформировать готовность к решению практических задач
Содержание: На основе анализа жизненных проявлений возрастных кризисов создать и проанализировать по 1 задаче, отражающей наиболее типичные варианты поведения человека в процессе кризисных этапов онтогенеза: кризисы 1, 3, 7 лет, подросткового возраста, кризисы юности, взрослости, пожилого и старческого возраста. Задача должна быть оформлена в письменном виде, содержать текст задачи, решение с пояснениями.
Результаты лабораторной работы:Создание и решение психологических задач
Методические рекомендации: Приступая к созданию задач студенту необходимо освежить в памяти знания общих закономерностей протекания возрастных кризисов и конкретные проявления каждого возрастного кризиса. При этом надо помнить о возможности как позитивного, так и негативного выхода из кризиса. Рекомендуется остановиться на наиболее типичных, ярких поведенческих проявлениях кризиса, а также на объективных и субъективных трудностях человека, его внутренних переживаниях. Материалом для составления психологических задач могут послужить отрывки из художественной и научно-популярной литературы, собственные наблюдения и переживания студента. Перед составлением задач в режиме самостоятельной работы студента рекомендуется заполнить таблицу: «Жизненные проявления возрастных кризисов».
Нормативный кризис (название, возраст) | Содержание кризиса | Эмоциональные проявления | Поведенческие проявления |
Формы и методы обучения
Традиционные технологии: лекции, семинарские, лабораторные занятия, консультации.
Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, лекция-визуализация, лабораторные работы, выступление с докладом, сообщением по реферату,рецензирование студентами работ друг-друга
Игровые и имитационные технологии: дискуссии, дебаты.
Интерактивные и активные формы проведения занятий: мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: лабораторные работы
Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями с ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).Методические рекомендации
В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.
Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:
1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.
2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
· Учебники, учебные и методические пособия;
· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;
· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;
· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.
3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.
4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллеквиуме, конференции.
5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения учебного материала;
· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;
· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.
7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.