Лабораторная работа 4. Составление и решение задач

Цель:проанализировать жизненные проявления нормативных кризисов. Сформировать готовность к решению практических задач

Содержание: На основе анализа жизненных проявлений возрастных кризисов создать и проанализировать по 1 задаче, отражающей наиболее типичные варианты поведения человека в процессе кризисных этапов онтогенеза: кризисы 1, 3, 7 лет, подросткового возраста, кризисы юности, взрослости, пожилого и старческого возраста. Задача должна быть оформлена в письменном виде, содержать текст задачи, решение с пояснениями.

Результаты лабораторной работы:Создание и решение психологических задач

Методические рекомендации: Приступая к созданию задач студенту необходимо освежить в памяти знания общих закономерностей протекания возрастных кризисов и конкретные проявления каждого возрастного кризиса. При этом надо помнить о возможности как позитивного, так и негативного выхода из кризиса. Рекомендуется остановиться на наиболее типичных, ярких поведенческих проявлениях кризиса, а также на объективных и субъективных трудностях человека, его внутренних переживаниях. Материалом для составления психологических задач могут послужить отрывки из художественной и научно-популярной литературы, собственные наблюдения и переживания студента. Перед составлением задач в режиме самостоятельной работы студента рекомендуется заполнить таблицу: «Жизненные проявления возрастных кризисов».

Нормативный кризис (название, возраст) Содержание кризиса Эмоциональные проявления Поведенческие проявления
       

Формы и методы обучения

Традиционные технологии: лекции, семинарские, лабораторные занятия, консультации.

Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, лекция-визуализация, лабораторные работы, выступление с докладом, сообщением по реферату,рецензирование студентами работ друг-друга

Игровые и имитационные технологии: дискуссии, дебаты.

Интерактивные и активные формы проведения занятий: мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: лабораторные работы

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями с ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).

Методические рекомендации

В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.

Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.

2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:

· Учебники, учебные и методические пособия;

· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;

· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;

· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.

3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.

4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллеквиуме, конференции.

5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.

6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.

7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.

Наши рекомендации