Основные модели СР за рубежом
Теория СР понимается разнообразно. Теор.модель предполагает наличие соц.р-ка, клиента и контекст. На основании понимания проблемы оказывается помощь. В чистом виде теор.модели не существует, но дают основные ориентиры. Возникновение и развитие теор.моделей было связано с практическими потребностями. СР первоначально возникла как практический вид д-ти, но невозможность справиться с социальными проблемами в условиях ограниченных ресурсов стимулировало развитие теории. На 1м ЭТАПЕ модели СР создавались на основе др.наук.
Психодинамическая модель.
основана на идеях классического психоанализа (20-е — 30е гг.). Основные принципы: определенные внутри-психические процессы определяют поведение человека.; часть их происходит бессознательно. Модель давала опр.схему объяснения проблем ч-ка и методы работы с клиентом (психоанализ). Беседа закрепилась в качестве основного приема – основана на открытом доверии. Сформировала опр.модель отношений клиент-соц.р-к- традиционная или мед.модель (отношения выстраиваются врач-пациент). Соц.р-к должен поставить «диагноз» и дать «рецепт» решения проблемы. В рамках данной модели в СР появился метод case-work. Суть в том, что клиент рассматривается как личность, находящаяся в опр.трудной ситуации. Центры имеют стандартный перечень услуг, но люди разные. Casework берет личность в ситуации. Предполагает 2 самостоятельного блока работы: с самим клиентом и с окружением. Человек находится под давлением от внешней среды- нужно учитывать и окружение. Сначала работа с клиентом, а потом параллельно с клиентом и окружением. СР д.выделить центральную проблему, k клиент должен выразить –конкретно сформулированная проблема. Необходима способность клиента к некой рефлексии и оценке своих чувств, чтобы эффективно use эту модель.
Недостатки модели: -слишком фокусировалась на внутр.процессах, игнорир-е соц.факторов, не оценить эффективность СР (беседа не let оценить)
Бихевиористский подход. Суть проблем клиента в его поведении. Задача соц.р-ка –изменение поведения клиента. В СР были привнесены опр.методы работы из психологии: поощрение, подкрепление… Подход let четко зафиксировать эффективность –введение в СР измерительных методик: ведение дневника (может вести СР дневник встреч, иногда клиентом); использование жетонов (ex. Если проблема –курение. Выкурил сигарету –положил жетон ли др.вещь, за какой-то период считать кол-во, можно проследить эффективность); Проблема рассматривается на сегодняшний день, ее характеристики: частота, интенсивность, кол-ная составляющая, продолжительность, значение или смысл, k клиент ей придает -FINDS, проводится жестко структурированное интервью, устанавливаются сроки, когда повторить интервью . Проблема: новая модель поведения может не поддерживаться самим клиентом, может принять ее только в определенных условиях (давление, подкрепление..), может со временем вернуться к старой модели. Эта модель развивала те стороны, k игнорировались психодинамической моделью.
Когнитивная модель в 60е особо активно внедрялась в практику. Необходимость обращать внимание на сознательную, мыслительную деятельность человека 9что он думает, как воспринимает). В основе – т.символического интеракционизма. Понятие интерпретации –ключевое в этой модели. Причина проблем клиента во многом в интерпретации им мира, ситуации. Если это изменить –сам решит свои проблемы. Нужно изменить установку клиента, не решать проблему, а помочь по другому на нее взглянуть.). Гольдштейн сформулировал следующие принципы: -люди должны быть поняты как движущиеся к опр.целям; -для понимания поведения человека важен процесс перцепции. Процесс восприятия –всегда взаимодействие- помимо стимула, объекта и субъекта, всегда есть контекст. Во многих случаях контекст играет ведущую роль. Эта модель попыталась заложить опр.алгоритм решения проблем (решит одну проблему, в последствии сможет решить подобную. Изменения, k улучшают способность клиента к разрешению проблемы –процесс научения. Можно выделить 3 типа научений: 1. стратегическое (обретение информации и навыков, которые необходимы для достижения цели) 2.тактическое (предполагает обучение к каждодневным проблемам), 3.адаптивное (предполагает изменение самости и того, как наша самость конструирует/воспринимает мир. СР должен определить, какой вид научения требуется клиенту. Любой процесс научения включает в себя четыре последовательные стадии: «искриминации — стадия осознания и постижения проблем внешнего мира; концептуальная стадия изучения идей и символов, используемых клиентами в процессе обработки информации; принципиальная — стадия изучения системы ценностей и внутреннего «я» (самости); стадия решения проблемы, которая является своеобразным синтезом предыдущих.
Системный подход (Приобрел активное развитие с 60х)
Причина проблемы кроится не в самом клиенте, а во взаимосвязи клиента с системами, в k он включен. Системный подход впервые стал акцентироваться на связях и систмемах. Выводит СР за пределы работы с самим клиентом, необходимость работать и с окружением. Задача социального работника заключается три данном подходе в выявлении тех сторон отношений между клиентом и его системами, которые являются источниками проблем, и в оказании ему помощи по преодолению этих проблем (помочь клиенту установить новые связи или обновить старые с ресурсными системами, улучшить связи с теми системами, с k они нарушены). соц.группы стали рассм-ся с т.зр.системы, решение проблемы во взаимосвязи, 3 вида систем: неформальные (образуются на основании чувств), -формальные (по принадлежности к опр.группе), социетальные (соц.институты).
экологическая модель (относится к системному подходу), более частным примером которой является чрезвычайно популярная ныне концепция «жизненной модели». Данная модель рассматривает людей, как постоянно адаптирующихся к окружающей среде через взаимоизменения, т. е. индивиды как изменяют окружающую среду, так и изменяются под ее воздействием
Радикальная модель.
Формировалась в конце 60-х, в основе-марксистская теория. Причиной проблемы клиента считается социально-экономические условия, в k клиент находится. Изменить социально-экономические условия, чтобы не продуцировать бесконечные проблемы. Новое понимание СР: инициировала участие СР в процессе разработки соц.политики, сподвигла СР на осознание своих собственных прав – формирование организаций (ассоциаций), k стали отстаивать права соц.р-ков как профессиональных общностей.
Экзестенциальная модель.
Возникла параллельно с радикальной. Также приобрела форму протеста. Фокус на моральных сторонах жизни общества. Возникла в СР, т.к. в Зап.Европе был всплеск экзистенциальной философии (Сартр, Камю..-осмысление бытия) Акцент на нуманизацию всей СР. Не дает решение проблемы, предлагает определенные отношения соц.р-к –клиент, основанные на сострадании. Чтобы помочь- нужно понять, а чтобы понять- нужно прочувствовать. Главная задача – не решение отдельной проблемы, а пробразование личности клиента благодаря тому, что он перестраивает свой феномен.мир и систему потребностей, среди k наиболее важной является самоактуализация Для СР 2 последствия: -гуманизм, k пришел в СР как необходимое условие проф.деят-ти; -предотвращение синдрома проф.выгорания СР
2 ЭТАП Начинают развиваться специфические модели как обобщение практики
Претендуют на универсальность и с т.зр. субъекта и объекта, ориентированы на любого клиента, нет приоритета при работе с проблемами, use для всех
Модель вмешательствав кризисную ситуацию (теория интервенции)
Предполагает работу с любым клиентом (индивид или малая группа). Субъектная, объектная универсальность. Let use различных теорий в рамках заданных ситуаций –некий теор.плюрализм. Решение любых проблем, связанных с краткосрочным вмешательством. Не предполагает четких договорных отношений. Отличия от др: -соц.р-к сам идет к клиенту и предлагает свою помощь; -не обязательна оценка клиента, соц.р-к сам должен увидеть проблему, составить план, зачастую не согласовывая с клиентом. Сначала use только относительно возникающих кризисов (возрастные, семейные через ожидаемые сроки, связанные с соц.статусом –выходом на пенсию..). Затем кризисом стала считаться любая ситуация, с k клиент не м.самостоятельно справиться с использованием известных ему адаптированных методов. Стал также рассм-ся как универсальный метод. Важно наиболее раннее вмешат-во соц.р-ка, т,к. люди, находящиеся в кризисе, наиболее «открыты» и чувствительны к внешнему влиянию.
Проблемно-ориентированный подход
Изначально основан на теории плюрализма: соц.работа не может иметь одну конкретную модель, ситуация диктует, какую модель use. В центре –проблема, как ее видит клиент. Не означает, что соц.р-к должен принимать позицию клиента, if клиент заблуждается –help переоценить. If согласия в понимании нет –решение проблемы клиента, а не рассмотренной соц.р-ком. Для переубеждения предлагается алгоритм, связанный с когнетивной моделью (фазы научения). Необходимо максимально конкретно проанализировать проблему: клиент может не замечать какие-то факты и зацикливаться на мелочах. If на этом этапе нет договоренности –беседа на более глубоком уровне о принципах, лежащих в основе ситуации. На уровне идей разъяснить ситуацию. После оценки принципов вернуться к анализу конкретной ситуации и переоценке проблемы. If опять не согласия –модель предлагает 3й углубленный уровень, связанный с философией жизни и опять вернуться к ситуации. Этот подход предлагает достигнуть жесткую формализацию процедуры оказания помощи. Заключается договор, как необходимое условие д/реализации этой модели (письм или устно). После определения проблемы должен быть четко сформулирован желаемый конечный результат. Соц.р-к вместе с клиентом составляют план действий. Далее опред-ся обязательства соц.службы, так и клиента –партнерство. П-О модель предусматривает. В основном, кратковременную помощь в решении ситуации.
Модель превенции
Формировалась с 70-80х. профилактика –ключевой момент в соц.работе. любая интервенция рассм-ся не только, как вмешательство в сиюминутные проблемы, но и как предупреждение появлений подобных ситуаций у клиента в будущем. Структурные изменения в СР. Особенно развита в Германии. Значительная часть работы формируется с соц.благополучной молодежью –организация досуга становится частью СР. Реализуется через вмешательство в ситуацию. Превенция связана с опасностью (связана с тяжелыми последствиями, ситуация не зависит от человека) и риском (связь с субъектом, заложен принцип субъективного выбора, связан с благоприятными посл-ми также, как и с неблагоприятными). Превенция рассм-ся как система мер по трансформации состояния опасности в состояние риска. 2 вида: материальная (опр.набор мер, направленных на предотвращение нежелательных ситуаций) и формальная превенция (механизм компенсации последствий социальных проблем)