Тема 2. Социально-психологическое воздействие

Метод тренинга

Одним из наиболее распространенных методов социально-психологического воздействия или групповой психотерапии является метод тренинга. Метод тренинга не может, конечно, подменять групповую психотерапию и может быть эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. Но этот метод достаточно прост и может быть доступен даже для начинающего социального психолога. Следует, однако, подчеркнуть, что для успеха проведения тренинга ведущему (тренеру) необходимо владеть различными технологиями воздействия на группу и формами межличностного взаимодействия. Основными условиями успешности тренинга являются следующие:

- создание положительного психологического климата в группе, что способствует снижению эмоциональной напряженности участников группы;

- пробуждение интереса и мотивации участников к выполнению задач тренинга;

- рефлексия, побуждение членов группы к размышлениям о том, что думают о них другие, к ретроспективному анализу своего поведения;

- создание барьеров для определенного типа поведения, например для негативной критики друг друга;

- формирование актов поведения и переживания участников группы.

Авторы учебного пособия «Организация и проведения тренинга» (Под ред. А.В. Федорова) выделяют ряд принципов, на основе которых строится групповая деятельность. Соблюдение этих принципов контролируется ведущим.

1. Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют различные формы поведения.

2. Принцип новизны подразумевает оригинальность проводимых упражнений и постоянную смену партнеров.

3. Исследовательский принцип. Группа самостоятельно находит решение поставленных проблем.

4. Принцип обратной связи обеспечивается с помощью просмотра видеозаписей и обсуждения игровой ситуации.

5. Принцип диагностики. Тренер должен осуществлять постоянную диагностику состояний группы и отдельных ее участников.

6. Принцип целеполагания. Тренер должен заранее определить цели работы группы и трансформировать их в процессе работы в зависимости от различных факторов групповой деятельности.

7. Принцип активности предполагает постоянную активность членов группы.

8. Принцип доверительности и конфиденциальности предполагает открытость и искренность членов группы, что обеспечивается условием не разглашать информацию о событиях, происходящих в группе.

9. Принцип «здесь и теперь» требует концентрировать внимание на событиях происходящих с участниками в процессе тренинга. Все5 разговоры на отвлеченные темы, которые могут быть формой психологической защиты, пресекаются.

10. Принцип персонификации требует конкретизации высказываний и отнесения их к конкретным участникам, запрета на безличные высказывания.

11. Принцип экспликации чувств рекомендует описание своих переживаний и чувств партнеров при предъявлении обратной связи.

Выделяют два основных вида социально-психологических тренингов: тренинги сенситивности, то есть способности человека адекватно воспринимать своего партнера по общению и тренинг ролевого общения, включающий в себя методики дискуссий и интерактивных игр.

Тренинг сенситивности не только помогает человеку научиться лучше понимать других людей, но и принимать различные роли; дает свободу в общении и способствует повышению уверенности в себе. Вот несколько примеров тренингов сенситивности.

Разграничение”

Цель: обучение участников умению структурировать и понимать процессы, происходящие с ними в ходе общения.

Члены группы делятся на пары, садятся друг напротив друга и по очереди фиксируют и вербализируют свои мысли, ощущения и чувства. При выполнении этой задачи главное - суметь четко разграничить те процессы, которые относятся к определенной сфере переживаний личности. Важно научиться не путать, например, чувства по поводу происходящих событий, и мысли, которые возникают по поводу осознания этих процессов. Пока один из партнеров выполняет упражнение, другой тщательно следит за правильностью выполнения и корректирует высказывания. Потом партнеры меняются местами.

“Отображение”

Цель: поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной симпатии, расширение опыта руководства и следования за кем-либо.

Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, другой - ведомым. Партнеры смотрят друг другу в глаза, лидер начинает делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом, осознавая при этом свое тело и чувства. Партнер повторяет движения ведущего, как будто он - его зеркальный образ (движение левой руки, повторяя правой и т.д.), стараясь ни о чем не думать. Затем участники меняются местами. После окончания задания партнеры делятся чувствами друг с другом.

Животные”

Цель: Творческое взаимодействие с другими членами группы, экспериментирование с поведением.

Каждый участник выбирает какое-нибудь животное, которое он будет изображать. Копируя его форму, движения и звуки, участники в течение 15 минут спонтанно взаимодействуют друг с другом. В заключении участники делятся впечатлениями.

Тренинг ролевого общения имеет своей целью не только научить человека общаться в рамках разнообразных социальных ролей, но и лучше понимать своих партнеров по общению. Этот вид тренинга включает в себя упражнения по развитию технических приемов общения, упражнения для развития способности к децентрации, тренинг взаимодействия в групповой деятельности и ряд других.

Упражнение по развитию технических приемов общения: “Глухой телефон”.

Ведущий одному из участников излагает какую-либо проблему, так чтобы все остальные его не слышали. Затем участники по очереди передают содержание проблемы друг другу, стараясь как можно более точно изложить суть. Затем все выслушивают последнего в ряду участника и анализируют те искажения, которые произошли при передаче и их причины.

Упражнение для развития способностей к децентрации: “Зверушка”

Цель: научить человека принимать свой образ в глазах других людей, вызвать привыкание к разнообразным характеристикам своей персоны.

Один из участников выходит в центр и остальные по очереди рассказывают о том, ассоциации каких животных вызывает у них данный человек. Участники стараются не только назвать животное, но и объяснить причины, побудившие их выбрать именно этот образ. Затем можно сменить участника. Важно, чтобы участники привыкли к различным ассоциациям.

Упражнение по развитию способности к групповой деятельности: “Символы группы”. Цель: научить участников взаимодействовать на основе принятия коллективных решений.

Группе участников предлагают создать символы группового единства: гимн, девиз, эмблему. Ведущий предоставляет группе полную свободу действий, не вмешиваясь в процесс работы, но наблюдая и анализируя особенности взаимодействия, принятия групповых решений, выделения лидера и определения групповых статусов. После завершения работы проводится совместное обсуждение.

Наиболее популярными формами социально-психологических тренингов являются интерактивные игры и метод групповой дискуссии.

Интерактивные игры

Важное место в социальной психотерапии занимают интерактивные игры. Интерактивная игра – это взаимодействие индивидов в рамках конкретной игровой ситуации («здесь и теперь»). Игровая ситуация формируется ведущим, структурирующим активность членов группы в соответствии с определенными задачами. Преимуществом ролевых игр, определяющим их широкое использование в тренинге, является их условный характер, позволяющий участникам освободиться от сковывающих защитных психологических систем. Часто эти игры «в упрощенном виде отражают реальные жизненные или групповые ситуации. Из сложных аспектов внутриличностных или межличностных проблем они помогают выделить важные элементы и представляют их в искусственно созданном контексте в виде некой схемы действий…Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире познать и понять причинно-следственные взаимосвязи происходящего». (Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М.: «Генезис», 2003.- 266 с.- С. 10.) Цель данных игр – дать участнику возможность исследовать свое поведение в безопасном игровом пространстве, чтобы изменить его в реальности. Следует обратить внимание, что большинство интерактивных игр – это скорее педагогически ориентированные обучающие ситуации, которые способствуют личностному и профессиональному развитию, а не терапевтические мероприятия, призванные защищать психику.

В основе интерактивных игр лежат различные психологические принципы. Одним из наиболее распространенных является принцип проекции. Проективные методы дают возможность участникам проявить в игровой ситуации находящиеся на глубинных слоях подсознания чувства, идеи, надежды, воспоминания. Другой часто применяемый принцип – принцип контраста. От участников требуется смоделировать нехарактерный для них тип поведения, что способствует расширению их поведенческого репертуара. Принцип ролевого обмена позволяет участникам посмотреть на свое поведение глазами партнера, способствует формированию у них умения принимать роль другого человека. Есть игры, работающие на основе системного принципа. В них участники изучают на практике различные нормы общения и различные коммуникативные стили.

В процессе проведения интерактивных игр можно выделить четыре этапа.

1. Анализ игровой ситуации. Ведущий должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять какое воздействие необходимо оказать на группу и что является основными проблемами. Этот этап требует от ведущего высокого уровня активности, с одной стороны, и тактичности и осторожности с другой. Так как чрезмерно агрессивная позиция ведущего может усилить неизбежно имеющуюся на первом этапе скованность членов группы и затруднит контакт с ними. Ведущий определяет структуру игровой группы, как будет организована игровая ситуация: участники будут работать в парах, тройках, или на первом этапе следует проводить игру с группой в целом. На основании первичных наблюдений ведущий выбирает психологическую тактику и составляет примерную программу игр. (Программа может меняться в зависимости от изменения поведения участников группы и их отношений)

2. Инструктирование участников. Правильно составленная инструкция оказывает существенное влияние на ход игры. Инструкция должна содержать в себе: 1) информацию о целях проведения игры; 2) четкие объяснения процесса игры и подчеркивание ее экспериментального характера; 3) акцент на принципе добровольности (каждый участник имеет право отказаться от участия в той или иной ситуации).

3. Проведение игры. На этой стадии ведущий контролирует осуществление запланированной деятельности, дает дальнейшие инструкции, следит за соблюдением временных рамок и оговоренных заранее правил. Как правило, сам ведущий не принимает участия в игре. Однако на первом этапе, когда участники чувствуют себя еще достаточно скованно, он может вмешиваться в ход игры с целью ее активизации.

4. Подведение итогов. На этом этапе ведущий снова играет активную роль. Правила игра требуют, чтобы участники сами проанализировали игровую ситуацию, но помочь им в этом должен ведущий. Делается это с помощью правильно сформулированных вопросов. Важное значение на этом этапе играет обмен опытом, в том числе эмоциональным, между участниками игровой группы. Ведущий должен не только помочь участника рассказать об особенностях их поведения в игровой ситуации, но и понять причины такого поведения. Роль ведущего на этом этапе заключается также в поддержании доверительной, добросердечной обстановки в группе в момент обсуждения.

Качества ведущего.

Так как эффективность проведения интерактивных игр во многом зависит от компетентности и личных качеств ведущего, то можно выделить ряд необходимых требований, которым он должен удовлетворять:

- ведущий должен обладать совокупностью знаний о психологии личности, ее коммуникативных качествах и особенностях ее поведения в группе, о групповой динамике и психологии межличностных отношений;

- ведущий должен иметь представления об особенности деятельности участников группы, в том числе профессиональной (бизнесмены, врачи, учителя и т.д.);

- ведущий должен иметь опыт участия в различных группах и владеть разнообразными технологиями и средствами общения;

- ведущий должен обладать развитыми коммуникативными качествами, быть оптимистом и открыто выражать свои эмоции;

- ведущий должен испытывать искренний интерес к людям, с которыми он работает, а не только выполнять свои профессиональные обязанности.

- ведущий должен обладать таким качеством как толерантность, терпимо относится не только к различным людям, но и к разным позициям, оценка, формам выражения эмоций, в том числе агрессивности, враждебности и гнева;

- ведущий должен отдавать отчет в своих чувствах и определять ситуации, в которых он может поделиться ими с участниками; (с одной стороны открытость и откровенность ведущего повышают к нему симпатию и доверие со стороны группы, с другой стороны откровенность ведущего может помешать развитию внутригрупповых отношений).

Метод групповой дискуссии.

Особо важную роль этот метод играет в освоении делового общения. Наиболее эффективным этот метод является в работе с так называемыми реальными группами, то есть связанными общей деятельностью, например, коллективами фирм, студенческими группами и др. Так как под дискуссией обычно понимается выработка решения какой-то общей проблемы на основе ее совместного обсуждения, то метод групповой дискуссии предполагает определение круга проблем, наиболее важных и интересных для данной группы. Чаще всего это проблемы связанные с общей деятельностью или групповыми интересами.

Существует несколько методов проведения групповых дискуссий. 1.Группа делится на 2-3 подгруппы в зависимости от количества участвующих в дискуссии. Каждая из подгрупп путем обсуждения должна выработать свой проект решения проблемы и подготовить его обоснование. Проект обычно должен включать в себя 5-10 подпунктов, что способствует большей активности группы. Дальнейшая работа строится с учетом наработанного группой материала, например сравнение списка каждой из подгрупп и обоснование важности каждого пункта. Можно предложить высказать свою позицию каждому участнику дискуссии или выбранному подгруппой лидеру.

Этот метод позволяет развить умение совместно обсуждать вопросы, прислушиваться к мнению окружающих, отстаивать собственную позицию, способствует развитию чувствительности к групповым процессам.

2. Из числа участников формируются две равные по численности подгруппы, одна из которых располагается в центре, другая образует внешний круг. Каждый из участников внешнего круга наблюдает за поведением одного из членов внутреннего круга, фиксируя основные характеристики его поведения, определяя его мотивы и способы достижения цели.

Центральной подгруппе дается задание в течении 15 минут выработать решение какой-либо важной проблемы или разработать план совместного мероприятия.

После того как принято окончательное решение ведущий организует обсуждение результатов работы. Первыми опрашиваются участники внутреннего круга, а затем внешнего. Можно предложить для обсуждения следующие вопросы: «Что вы чувствовали в процессе обсуждения?» Как менялось ваше отношение к проблеме и предполагаемым вариантам ее решения в ходе обсуждения?», «Удовлетворены ли вы процессом принятия решения?» Варианты вопросов наблюдателям: «Какую роль играл ваш «подопечный» в процессе групповой работы?», «Каково было его влияние на ход работы группы?» и др.

На основании анализа обсуждения определяются основные этапы дискуссии, лидер подгруппы и стиль его участия в работе, способ достижения согласия (компромисс, давление большинства или активного меньшинства, голосование и т.д.)

Тема 3. Сферы применения прикладной социальной психологии

Развитие прикладной социальной психологии связано с усилением интереса к разнообразным процессам происходящим в обществе, с повышением роли общественного мнения и неформальных групп в в определении основных тенденций как политического, так и экономического развития. Поворотными для отечественной прикладной психологии стали 90-е годы, когда коммерциализация всей жизни общества потребовала развития именно прикладного аспекта науки. Стали популярными изучение общественного мнения, консультирование политиков, проведение тренингов делового общения, имиджмейкерство и другие психотехнологии. Однако отсутствие серьезного государственного финансирования и контроля привело, с одной стороны, использование прикладной социальной психологии в таких сферах как пиар, манипулирование общественным мнением, “промывание мозгов” и т.д. С другой стороны, слабо развивается применение прикладной социальной психологии в таких областях жизни как здравоохранение, образование, национальные отношения и др. Тем не менее, определенные сдвиги в развитии прикладной социальной психологии произошли.

Прикладная социальная психология и политика.

Политическая социальная психология оформилась в самостоятельную теоретико-эмпирическую дисциплину в середине ХХ века, на стыке таких наук как психология и политология. Одним из основателей ее считается Г. Уоллес, опубликовавший в 1908 г. работу “Человеческая природа в политике”. В отечественной социальной науке проблемы политической психологии до 80-х годов рассматривались, преимущественно, в философском плане. Бурное развитие политической психологии в нашей стране в 80 - 90-е году обусловлено процессами демократизации, обострением политической борьбы, ростом социальной напряженности, потребностями одних политических сил удержать власть, а других - прийти к власти.

В западной науке прикладной аспект политической психологии начал развиваться значительно раньше, что связано с возрастанием человеческого фактора в государственных и политических процессах. В 1978 году было образовано Международное общество политической психологии. Основными проблемами прикладной политической психологии являются следующие:

- психология политического лидерства, включающая изучение природы политического лидера, стиль принятия политических решений, психологическое портретирование лидеров;

- психология политических конфликтов, изучение социально-политической напряженности, определение мер по предотвращению и урегулированию политических кризисов; формы и методы политической борьбы, в том числе психологический аспект предвыборных технологий;

- социально-психологическая характеристика способов политического воздействия, осуществление политической пропаганды, агитации, политическая реклама, формирование общественного мнения;

- изучение общественного мнения по политическим вопросам, изучение рейтинга и имиджа политических деятелей.

Прикладная социальная психология в сфере экономике.

Прикладная социальная психология в экономике имеет три уровня использования:

1. Уровень макроэкономики. Прикладная социальная психология занимает важное место в прогнозировании результатов экономических реформ, изучает и формирует общественное мнение по экономическим вопросам. Так в ее сферу входит определение соответствие экономических мероприятий национальному характеру и социальным стереотипам.

2. Средний уровень: развитие и организация маркетинговой деятельности, изучение психологических проблем экономических нововведений, разработка методов воздействия на работников в целях психологической подготовки к изменениям, определение путей повышения эффективности трудовой деятельности и т.д.

3. Личностный уровень: консультирование и обучение менеджеров, предпринимателей, руководителей разного уровня.

Прикладная социальная психология в здравоохранении.

В данной области прикладной социальной психологии в настоящее время наиболее актуальными являются два направления:

- социально-психологические проблемы лечебного процесса;

- социально-психологические проблемы организации здравоохранения.

Социально-психологический подход к лечебному процессу включает в первую очередь изучение личности больного (исследования А.А. Квасенко, Ю.Г. Зубарева, В.А.Ташлыкова, В.В. Николаева и др.) Особое место занимают исследование психосоциальных реакций больного на болезнь, как на информацию о заболевании, так и на преодоление болезни. Наиболее популярной отечественной методикой изучения отношения больного к болезни является ЛОБИ (Личностный опросник Бехтеревского института)

Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимодействия врача и больного. Приоритет в этой области принадлежит западным социальным психологам и психотерапевтам. Так, Р. Лей на первое место выдвинул информационное общение врача и больного, успешность которого зависит от правильного понимания пациентом сообщаемых ему сведений. Особое внимание уделяется эмоциональному фону беседы.

В практике западного здравоохранения применяются специальные социально-психологические тренинги для врачей, так называемые группы Балинта, в которых прорабатываются и обсуждаются конкретные случаи взаимодействия с пациентом

Социально-психологические аспекты здравоохранения включают в себя изучение своеобразие процесса организации здравоохранения. Наибольшее внимание уделяется диагностике стилей управления, групповой динамики в медицинских коллективах, конфликтам в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Прикладная психология в области образования.

Это, пожалуй, наиболее широкая сфера применения отечественной прикладной социальной психологии. Знание механизмов взаимодействия человека с обществом, закономерностей формирования его в различных группах является средством психолого-педагогического воздействия на ребенка, родителя, микро- и макроколлективы.

Профессиональная деятельность школьного психолога протекает в трех традиционных сферах: 1) психодиагностика; 2) психологическое развитие (психокоррекция); 3) консультационно-просветительская работа.

Первое направление включает в себя лонгетюдную диагностическую деятельность по изучению взаимодействия личности школьника с социальной средой в различные возрастные периоды. Второе направление деятельности психолога имеет целью создание социально-психологических условий для полноценного развития личности учащегося. Третье направление включает в себя несколько задач:

- психологическое просвещение детей;

- консультативная и просветительская работа с родителями;

- консультирование учителей-предметников по вопросам создания и реализации психологически адекватных программ обучения;

- социально-психологическое просвещение учителей.

Экстремальная социальная психология.

Действия практических психологов в экстремальных ситуациях имеют свою специфику. Так в этих условиях не применимы многие методы и методики диагностики; действия практического психолога определяются не заранее составленным планом и программой, а самими чрезвычайными обстоятельствами, все аспекты которых заранее предусмотреть не возможно. Хотя сами экстремальные ситуации могут выполнять психодиагностическую функцию, так как в них проявляются качества личности не заметные в обычной обстановке.

В экстремальных ситуациях работает не психотерапия и тренинги, а методы специальных операций контрпропагандистского характера и так называемая “шоковая терапия”. Большое значение в экстремальных условиях имеет специальная психологическая помощь по выведению из состояния психологического шока, реабилитационная работа, социальная помощь в целях адаптации людей к непривычной, экстремальной ситуации ( например, в зоне боевых действий, в среде беженцев и т.д.).

В настоящее время в России практически все сферы жизнедеятельности находятся в экстремальном состоянии, поэтому есть основания говорить о создании экстремальной социальной психологии как самостоятельной отрасли. Для работы в этой отрасли требуется не только специальная подготовка психолога, но и наличие особых личностных качеств: социальный психолог должен быстро адаптироваться к экстремальным условиям, обладать хорошей стрессоустойчивостью и социально-психологической компетентностью. Социальный психолог должен обладать хорошей реакцией, чтобы быстро сориентироваться в сложной ситуации, предотвратить панику, поддержать наиболее растерявшихся, принять решение по необходимости психологического вмешательства.

Социальные психологи, работающие в области экстремальной психологии, имеют дело также с ситуацией посттравматического синдрома. Например, после землетрясения в Армении 86% обследованных, переживших землетрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии заторможенности, с трудом осмысливали происходящее; 36% из тех, кто потерял близких родственников, утратили память на события первых нескольких дней после землетрясения. Одним из наиболее распространенных в западной психологии методов снятия посттравматического синдрома является метод дибрифинга, разработанный Дж. Митчелл. Цель дибрифинга заключается в сведении к минимуму последствий патогенного источника путем организованного обсуждения происшедшего события.

В последнее время все чаще возникают экстремальные ситуации, являющиеся социальными по своему происхождению: терроризм, захват заложников, забастовки, межнациональные конфликты и т.д. В данных ситуациях важную роль могут сыграть практические социальные психологи, как организаторы переговоров, например. В настоящее время издана обширная литература об этапах и технике проведения переговоров (Н.В.Гришина, М.М. Лебедева и др.). Практика ведения переговоров подробно освещена в книге “Основы социально-психологической теории” под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова (Рязань, 1995.- С.100,109, 236-240).

Не менее важным является участие практических психологов в урегулировании массовых беспорядков и социальных конфликтов. При возникновении социальных, в том числе межнациональных конфликтов большую роль играет распространяемая информация или дезинформация. Поэтому особая ответственность ложится на средства массовой информации в условиях не только чрезвычайного положения, но и социальной напряженности. Средства массовой информации могут быть очень эффективным каналом, используя который, социальный психолог может частично снять социальную напряженность.

Большое значение работа прикладного социального психолога имеет для облегчения процесса адаптации “беженцев”, эмигрантов и вообще людей, оказавшихся вырванными из привычной культурной среды. Процесс приспособления к новой культурной среде довольно часто сопровождается невротическими и психосоматическими расстройствами, девиантными отношениями, “культурным шоком и т.д. В настоящее время разработаны различные программы адаптации к новой культуре (Т.Г.Стефаненко, С.Боккер и др.) Одной из таких программ является межкультурный тренинг, который решает две главные задачи:

- знакомство с межкультурными различиями;

- повышение социально-психологической компетентности в сфере культурных различий.

Цель программы “культурный ассимилятор” - научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их картины мира.

Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации, т.е. к культурным изменениям. Межнациональные конфликты имеют не только культурную или социально-психологическую природу, но во многом объясняются политическими и экономическими причинами, поэтому прикладная психология в урегулировании межнациональных конфликтов играет важную, но вспомогательную роль.

Литература

Обязательная литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: «Аспект-пресс», 2001. - 381 с.

Андриенко Е.В. Социальная психология : учеб пособия для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. – Спб.: СПбГУП, 2003. – 616.

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.

Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 608 с.

Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., «Академия», 2001. – 740 с.

Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2001. - 408 с.

Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

Дополнительная литература:

Введение

Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2003

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М.: МГУ, 1978. - 269 с.

Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.

Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. - Иваново, 1990.

Д. Майерс Социальная психология. - 7-е изд.. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 350 с.

Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. - М.: Академический проект, 1999. – 448 с.

Раздел I. Личность

Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001. – 340 с.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 1996. - 243 с.

БРАТЧЕНКО С.Л. Основные зарубежные психологические концепции XX века: Теория. СПб.: Образование, 1997. 45 с.

Кон И.С. Открытие “Я”. - М.: Политиздат, 1978.

Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. —М.: Смысл, 1997. — 64 с.

Оллпорт Г. Личность в психологии.- М., 1998.

Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. - 344 с.

Теоретические проблемы психологии личности / Составители: Валеева И.А., Голубева М.В.- Шуя,1999.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1997. - 862 с.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.- 421 с.

Раздел II. Группа

Бандурия А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков: Фортуна-Пресс, 1998. - 464 с.

Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург, 2000. – 304 с.

Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984.

Коломенский Я.Л. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие - 2-е изд., доп. - Мн.: Тетра Системс, 2000.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

Моргунов Е.Б. Личность и организация. Конспекты лекций. М.: Тривола, 1996. 110 с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М.: Знание, 1982. –384с.

Ю.П.Платонов Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: ЛГУ, 1990. - 184 с

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.— 232 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб, 1998.

Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Ширяев. - М.: Наука, 1988. - 228 с.

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

Столяренко Л.Д., Семагин С.И. Психология управления. - Ростов-на-Дону, 1997.

Раздел III. Общение

Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. - СпБ: Питер, 2007. - 496 с.

Айви А.Е. Лицом к лицу. - Новосибирск, 1995.

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2002. - 432 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. - Л., 1992.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1993.

Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: МПА, 1995. – 272 с.

Бороздина Г.В. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2002.- 295 с.

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Минск, 1990. - 214 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Че Ро Изд. МГУ, 1997.

Карандашев В.Н. Основы психологии общения. - Челябинск, 1990. – 256 с.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - М., 1987.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986. - 136 с.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). - M.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 262.

Прикладная конфликтология: хрестоматия/ Сост. К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с.

Речь, язык, коммуникация// Современная психология.// под ред. В.Н.Дружинина. - М.: «ИНФРА-М», 1999. - с. 266-304.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск. Амалфея, 1997. – 288.

Раздел IV. Большие социальные группы

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - М., 1993. - 421 с.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 289 с.

Дилигенский Д.Д. Социально-политическая психология. - М., 1994. - 356 с.

Зимбардо Ф., Ляейпе М. Социальное влияние. - СПб, 2000. – 724 с.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Ключ, 1999. – 321 с.

Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. - М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. – 478 с.

Основы социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н.- М.: Меж. пед. академия, 1995. - 421 с.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука,1986 - С. 258

Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998.

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: СПбГУ, 1992 - 232 с.

Раздел V. Прикладная социальная психология

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М.: «Социальное здоровье», 1994. - 189с.

Анастази Л. Психологическое тестирование. - М., 1982.

Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.

Большаков В.Ю. Писхотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. - М., 1994.

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.

Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. - Л.: ЛГУ, 1970.

Казанцев В.Н. Контент-анализ массовой документальной информации. - Рязань, 1997.

Морено Дж. Социометрия.- М., 1958.

Организация и проведение тренинга. / Под общ. ред. А.В. Федорова, В.Н. Цыгичко. – М.: ПИР-Центр, 2001. – 328 с.

Основы социального психоанализа./ Под ред. В.Д.Попова. - М., РАГС, 1996. - С.96.

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. – 245 с.

Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. - М., 1988.

Фопель К. Технология ведения тренинга М.: Генезис, 2003. – 287 с.

Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешности и поведению. - Киев, 1995.

***

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. - 126 с.

Дилигенский Д.Д. Социально-политическая психология. - - М.: Наука, 1994. - 304 с.

Егорова-Гантман Е., Минтусов Н. Политическое консультирование. - М., 1999.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. - М., 1969.

Каменская В.Г. Социально- психологические основы управленческой деятельности. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –160 с.

Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. - М., 1993.

Коробейников В.С. Общественное мнение и пропаганда. - М., 1980.

Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1993.

Кравченко А.И. Прикладная социология и мененджмент. - М., 1995.

Магазаник Н.А. Искусство общения с больным. - М.,1991.

Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова. - Рязань, 1995.

Урванцев Л.П. Психология в работе врача.- Ярославль, 1993.

Шпалинский В.В. Психология менеджмента. М.: Изд-во УРАО, 2003. – 184 с.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб, 1992.

Наши рекомендации