Особенности педагогической оценки в зависимости от возраста ребенка
Возраст | Особенности педагогической оценки |
Младенческий | |
Ранний | |
Дошкольный | |
Младший школьный | |
Средний школьный | |
Старший школьный |
Анализ психологических текстов
Ознакомьтесь с работой Б.Г. Ананьева "Психология педагогической оценки" (Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. 128-272). Анализируя содержание данной работы, обратите внимание на следующие аспекты:
- оценка как динамическая система и уровни ее развития;
- влияние субъективного отношения учителя на успеваемость "сильных" и "слабых" учеников;
- влияние педагогической оценки на характер взаимоотношений в ученическом коллективе.
Тематика рефератов
- Стимулирование и мотивирование обучения и воспитания трудных подростков.
- Педагогическая оценка как фактор нравственного развития учащихся.
- Влияние педагогической оценки на внутригрупповой статус школьника.
- Психологические факторы эффективности педагогической оценки.
СОТРУДНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Литература 1-5, 8, 10, 12, 13, 15-18, 20-21, 23-25, 29-30, 44
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Психологическая характеристика образовательной системы, её структура.
2. Взаимодействие субъектов образовательной системы.
3. Организация работы педагогического коллектива.
4. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.
5. Психолого-педагогическое сопровождение.
Требования к компетентности:
- уметь анализировать особенности взаимодействия в образовательной системе, её структуру;
- знать особенности организации работы педагогического коллектива;
- уметь анализировать особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе;
- владеть понятием "психолого-педагогическое сопровождение";
- уметь использовать эти знания для решения социально-профессиональных задач.
Тестовый контроль
1. Исторически сложившаяся система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, есть:
а) образовательное пространство;
б) образовательная система;
в) социальные институты;
г) образовательные подструктуры.
2. В Республике Беларусь сложилась образовательная система, характеризующаяся:
а) непрерывностью;
б) преемственностью;
в) многоступенчатостью;
г) все ответы верны.
3. Субъектами образовательных учреждений выступает (ют):
а) обучаемый и воспитуемый;
б) родители;
в) педагогический коллектив;
г) верный ответ: а, в.
4. Ступенями современной модели общеобразовательной школы являются:
а) общее начальное образование;
б) общее базовое образование;
в) профессионально-техническое образование;
г) все ответы верны.
5. Система повышения квалификации и переподготовки кадров относится к:
а) национальной высшей школе;
б) среднему специальному образованию;
в) профессионально-техническому образованию;
г) все ответы верны.
6. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе:
а) К.Д. Ушинского;
б) Н.И. Пирогова;
в) В.А. Сухомлинского;
г) А.С. Макаренко.
7. Специфическая особенность педагогического коллектива:
а) обучение и воспитание подрастающего поколения;
б) самоуправляемость;
в) преимущественно женский состав;
г) индивидуальный характер труда педагога.
8. Формальная структура педагогического коллектива обусловлена:
а) чувствами и потребностями членов коллектива;
б) официальным разделением труда, правами и обязанностями;
в) ценностными ориентации и установками членов коллектива;
г) взаимными симпатиями между членами коллектива.
9. Психолого-педагогическое сопровождение - это:
а) создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора;
б) сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является прогресс в развитии сопровождаемого;
в) комплексная технология по оказанию поддержки и помощи ребенку;
г) создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
10. Принцип комплексности психолого-педагогического сопровождения реализуется:
а) в одновременном оказании психолого-педагогической помощи детям, учителям, родителям;
б) в оказании коррекционно-педагогической помощи ребенку педагогом, психологом, родителями, охватывающей все сферы его деятельности;
в) в интеграции различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов;
г) в осуществлении психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни.