Он выглядел, как человек среди автопилотов. М. Арбатова
Для описания внутренней психологической жизни человека я не нашла более подходящей метафоры, чем сравнение с персональным компьютером. И это не потому, что я подхожу к человеку как какому-то механистическому существу, которого можно разобрать по винтикам, настроить или как-то использовать, а только в связи с наглядностью и понятностью для многих современных людей процессов, происходящих в компьютере. И я считаю, что человек уже достаточно глубоко изучен для того, чтобы можно было предложить какую-то более-менее целостную картину внутренних и внешних человеческих взаимосвязей, понятную даже неопытному пользователю J
Итак, мы все немного похожи на компьютер. Наше сходство начинается с того, что рождаемся мы на свет, хоть и индивидуально обусловленные генами, однако, достаточно «чистые» для подавляющего количества информации, которую в нас загружают день за днем в течение всего детства «старательные» взрослые, и на основе которой закладываются наши «психологические программы». Они составляют систему будущего жизненного сценария, который преспокойно воспроизводит в нашей жизни сюжеты из жизни близких нам людей.
Всю эту систему индивидуального пользования – «материнскую плату», «программное обеспечение» и огромное количество единиц информации мы получаем в основном в младенческом возрасте и преимущественно от родителей. Мозаика этого набора так же уникальна, как генетический код в каждом из нас, однако принципиальная схема у нас у всех одинаковая и устроены мы все одинаково, а потому абсолютно одинаково используем этот набор в своей жизни. Отличаются только картины наших жизней, однако полотно, кисти и краски у всех одни и те же. И в этом есть огромный плюс: на основании известного сходства мы можем научиться управлять своим компьютером самостоятельно, создавая уникальные картины своей жизни, подсказанные своим индивидуальным воображением. Поскольку законы, по которым развиваются процессы внутри нас, одинаковы для всех, то есть и одинаковые принципы для решения тех или иных задач. А способы каждый выбирает сам в зависимости от того, какой его загрузили программойJ
Итак, компьютер наш снабжен рядом устройств. Это «сканер» - рецепторы и органы чувств. Это «корпус» - телесная граница, которая нас отделяет от окружающего мира. Это «дисководы» - то, через что мы поглощаем информацию и пищу. Это «жесткий диск» - память всей нашей жизни. Это «оперативная память» - тот небольшой набор информации, которой мы пользуемся каждый день. Это «принтер» - наша речь. Наша материнская плата целиком и полностью досталась нам от родителей. Это их физиологические особенности, причудливо переплетенные в «гибриде» и предрасположенности в темпераменте.
И все. Все остальное они «грузят» в нас уже после рождения.
Уже с первых дней жизни к девочке подходят, сладко щебеча: «Ах, какая принцессочка!», а к мальчику – с басовитым: «Богатырь растет!» (бывает, конечно, и наоборот – легко предположить, что из этого выйдет). И с этой минуты мы уже знаем, что девочка – это «о-О», а мальчик – это «О-о». Что вложено в эти понятия – мы узнаём из нашего окружения по мере нашего взросления в нем. И это наши первые программы.
С первых дней мы впитываем стиль общения, методы отношений наших близких, способы решения тех или иных задач, с которыми нас сталкивают собственная тенденция к развитию и суровая реальность социума, и которые поощряют или порицают наши «воспитатели». В качестве социума вначале выступают все те же родители. Многое из того, что они делают, мы копируем, не подвергая критике – речь, жесты, поступки. И наша похожесть на кого-то из близких определяется лишь силой авторитета этого человека, обычно нами неосознаваемого. Во всем этом копируемом материале есть действительно ценные для роста и развития зерна, но немало «вирусов», передающихся от поколения к поколению. И если ценная информация помогает нам ориентироваться в жизни в поисках и получении того, что нам реально нужно, то «вирусы» вмешиваются в жизненный сценарий человека, «обогащая» его ошибками предков. «Вирусы» создают картину «хорошего» и «плохого» себя, и, зажатые между этими двумя образами, мы не имеем представления о том, где же, собственно, я-реальный? И лишь только тело, которое невозможно обмануть ментальными построениями, выражает свой протест против этого внутриличностного «разрыва» болезнями.
Все, что ограничивает человека в свободе выбора – в том, как ему поступать – против его собственной природы, искусственно. Любая религия, как и другие моральные устои, обладает ограничениями, а потому не может быть естественно принята ни одним человеческим существом, если это существо не пришло к этим ограничениям самостоятельно, посредством своего опыта, и приняло эти ограничения как личные предпочтения.
Иначе говоря, ограничения действительно помогают человеку лишь тогда, когда являются для него не ограничениями, принятыми условно, а личными предпочтениями, выбранными под влиянием опыта.
Таким образом, в результате выходит, что мы не получаем знаний о себе и о мире в чистом, неискаженном виде, мы не получаем исключительно здоровых навыков, поскольку нам подается для усвоения эдакая «нефильтрованная» смесь из полезного и неполезного. И в этом нет вины наших родителей. Они кормили нас тем, что у них было, стараясь отсортировать самое лучшее из того, что им самим досталось по наследству и того, что они накопили за свою жизнь. Тем, что сами они считают откристаллизованной солью своей жизни. Проблема «отцов» и «детей» состоит в том, что «отцы» стремятся передать и даже навязать эту «соль» своим «детям», а те отвергают сей ценный подарок, желая коллекционировать свой собственный набор минералов по своему вкусу.
Итак, лет до пяти ваш компьютер загружался, а затем начал функционировать самостоятельно, совершенствуясь и самообучаясь, набирая новое «программное обеспечение» по собственному выбору или под давлением взрослых, или отвергая его, выстраивая на основе всего этого багажа свои взаимоотношения с миром.
И то, как выстраиваются эти отношения, во-первых, создает вашу личную историю, одну на весь мир и определяет ваш характер. И, во-вторых, формирует вашу способность так или иначе реагировать на возникающие ситуации, принимать или отвергать те или иные возможности. А эта способность, в свою очередь, выстраивает основу для ваших дальнейших выборов и решений.
Итак, ваш старый опыт, если вы не сделали из него выводов, не взяли позитивной информации о том, как осваивать этот мир и получать из него то, что вам необходимо, превращается в чемодан без ручки. Нужная вещь, набитая дорогим сердцу барахлом, но неудобная. Нести тяжело, а бросить жалко.
Вы можете либо облегчить свою участь, бросив этот чемодан, либо остановиться, открыть крышку и провести инвентаризацию содержимого: осмотреть в нем каждую вещь, вспомнить, что она делает в вашем багаже, как туда попала и что внесла в вашу жизнь. И если она уже выполнила свою роль, оставив в вашем сердце ощущение глубины открытого ею взгляда на мир, расстаньтесь с ней без сожаления.
Понятие "ошибка", конечно, существует. Оно имеет отношение к нашим целям и намерениям. Если мы хотим получить определенный конкретный результат, а наши действия приводят совсем к другому, мы говорим, что допустили ошибку. С другой стороны, если определенной цели у нас не было, полученный результат - это просто результат. То есть все зависит от отношения результата к намерению. Поэтому можно и не думать об ошибках как об ошибках, а просто как о результатах своих действий. Наверное, из любого результата можно извлечь пользу. Если вам все равно, где вы находитесь, значит, вы не заблудились. Если вы не шли в какое-то определенное место, то вы не рискуете прийти не туда.
Дмитрий Шипотько и Андрей Малыгин
Многие современные люди считают, что человек – существо достаточно независимое и самодостаточное по причине своей высокой интеллектуальности. Велика ли эта самодостаточность? Хватает ли ее хотя бы на то, чтобы прожить один день без контакта с окружающим миром? Нет. И это здорово.
Все, что нужно живому существу для процесса жизни, оно берет из окружающего мира и возвращает то, что ему больше не нужно, обратно в среду. И это касается не только физиологических процессов, но и психологических. Законы взаимодействия работают на всех уровнях одинаково: на уровне телесной сферы, эмоциональной и интеллектуальной. Без окружающего мира и взаимодействия с ним мы прожить не можем. На физическом уровне окружающий мир – это воздух, пища, необходимые организму телесные ощущения, тепло и так далее, благодаря этому мы живы. На эмоциональном уровне этот окружающий мир – другие люди, это то, что приносит пищу нашим положительным и отрицательным эмоциям, чувствам, мозгу, благодаря которым мы чувствуем себя живыми. А на интеллектуальном уровне окружающий мир – это весь мир, из которого мы берем информацию для своего развития и для преобразования этого мира в угоду нашим фантазиям. И это необходимо нам для того, чтобы чувствовать себя не только живыми, но и развивающимися.
Все это – пища, воздух, люди, окружающий мир – все это необходимо для нашего развития, самой жизни. Стоит исключить один элемент – и организм перестает жить полноценно, болеет, страдает, умирает.
От рождения человек обучается овладевать способностью к сенсорному различению и восприятию окружающего мира во всевозрастающей степени. И это обеспечивает его самостоятельностью, возможностью все больше и больше опираться на свои силы, знания и навыки при решении задач в самых различных областях своей жизнедеятельности. Человек становится все более независимым от других людей.
Однако у современных людей эта способность нарушена, а потому им так же трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни и общения и получать все необходимое для себя и своего развития, как и маленьким детям. Вместо нормального (в наше время – идеального) процесса развития и удовлетворения потребности, запускаются особые механизмы, призванные защитить психику от болезненных переживаний, связанных с неудачными попытками получения из окружающего мира того, что необходимо индивидууму. Эти механизмы включаются благодаря многократному повторению одного и того же: воздействий взрослых людей на ребенка с целью изменить его поведение, направленное на развитие и удовлетворение потребности познавать мир.
Например, малыш отбирает у другого игрушку, которая ему нравится (естественный познавательный момент), и за это получает наказание. Он плачет, и ему дают погремушку, лишь бы он замолчал. Вы скажете: как же иначе? Ведь по-другому не воспитаешь! Талантливых воспитателей, которые умеют искусно обходить краеугольные моменты воспитания, не подавляя здоровый рефлекс и в то же время обучая социальным нормам – единицы. Большинство людей, в той или иной мере обладающих психологическими знаниями о воспитании (по наследству от бабушек или полученных в институте – не важно) воспитывают так, как на самом деле умеют и как им позволяет их собственное воспитание.
И потому никто не застрахован от создания в психике устойчивых механизмов прерывания контакта с окружающим миром, привычек, из-за которых мы не можем адекватно реагировать в некоторых ситуациях.
Со временем эти прерывания становятся привычными для ребенка, и он уже, на основе своего травмирующего опыта, сам, сначала произвольно, а затем уже по привычке, бессознательно прерывает себя в каких-либо действиях. И если не вмешиваться в этот неестественный процесс бессознательного прерывания, дошедший до автопилотного механистического и бездумного процесса самонаказания, то такой способ жизни со временем переходит вместе с его автором в его взрослую жизнь и сопровождает его до конца дней.
И если ребенок останавливает себя потому, что избегает травм в виде наказаний или окриков, то взрослый человек уже не выбирает в этой ситуации своего поведения, он действует автоматически, неосознанно прерывая развитие и удовлетворение своей потребности.
Матрицы и программы