Практика выслеживания себя 8 страница
Для каждого из тонких тел разработана в данном подходе особая практика трансформации энергии, позволяющая полностью интегрировать продукты ее распада и, следовательно, решать проблемы данного уровня.
2. Связь телесных спазмов с поведенческими стереотипами. Энергетическая концепция стресса
Ниже мы будем рассматривать практики, позволяющие деловому человеку восстанавливать свое состояние в любой стрессовой ситуации и преодолевать различные проблемы, возникающие в бизнесе. Одна из основных практик - выслеживание себя в подобной ситуации - обсуждается в следующих двух разделах. Здесь мы дадим некоторые комментарии, касающиеся этой практики.
Заметим прежде всего, что понятие стрессовая ситуация не является чем-то объективным. Скорее, можно говорить о переживании этой ситуации как стрессовой определенным человеком.
Мы дадим определение этому понятию. В некоторых событиях можно говорить об ускорении темпа их протекания, иногда довольно значительном. Обычно это требует от человека повышенной скорости восприятия и принятия решений - иначе говоря, повышенной скорости мышления. Некоторые люди, попав в такое событие, не подготовлены к требуемым скоростям. У них не хватает энергии.
В традиции считается, что каждый человек имеет достаточно силы и ресурсов, чтобы справиться с любым событием, посылаемым судьбой. Однако энергия может блокироваться на предыдущих этапах жизни, и тогда текущее событие превращается в испытание. Оно может рассматриваться как знак, указывающий на необходимость восстановления требуемого уровня силы и ресурсов. Это всегда можно сделать с помощью практики трансформации картины мира. Чтобы это стало более ясным, обсудим еще раз механизм блокировки энергии.
Упомянутая неподготовленность человека обычно обусловлена всей его личной историей. Каждая ситуация стресса, в которой он оказывался в течение всей предыдущей жизни, начиная с раннего детства, отнимала часть его личной силы и свободной энергии, становясь своеобразной тренировкой некоторого привычного стереотипа реагирования.
Допустим, ребенок реагирует испугом на какие-то резкие изменения - например, исчезновение мамы из поля зрения, или резкий звук, или чье-то внезапное действие. Изначально у детей нет навыка воспринимать эти явления как угрожающие. Необходимы специальные условия, чтобы ребенок стал реагировать плачем. Но когда это случается, а потом происходит вторично, у него формируется механизм узнавания данной ситуации, включающий негативную реакцию. Одновременно формируется навык телесного реагирования: повторяющийся испуге каждым разом вызывает все более сильные мышечные напряжения (т.к. любая сильная эмоция сопровождается некоторым мышечным напряжением). Если это повторяется систематически, то начинает формироваться зародыш будущего мышечного блока.
Наличие такой телесной памяти побуждает ребенка с каждым новым подобным эпизодом реагировать все более однозначно. Из многих случайных фрагментов своего бытия он начинает более осознанно выделять подобные эпизоды, т.к. уже сформировалась бессознательная телесная реакция. Определенная часть внимания спонтанно привлекается к таким эпизодам. Каждый новый эпизод личной истории усиливает формирующийся мышечный стереотип. Соответствующие ему телесные блоки удерживают в себе все больше свободной энергии. Так происходит обучение неадекватному стереотипу.
В дальнейшем, когда ребенок подрастет, у него могут сложиться и определенные суждения об окружающем, дающие начало неадекватной картине мира. В этой картине мира любая неожиданность будет восприниматься как нежелательная и опасная. Став взрослым, такой человек всегда будет стремиться следовать стандартам, правилам, дающим гарантию неизменности, а все изменения будут им восприниматься как стресс. Все его усилия будут направляться на то, чтобы избежать неожиданностей.
В свою очередь, возникший спазм блокирует движение энергии и все связанные с этим процессы восприятия и мышления. Как уже упоминалось, спазмированные мышцы снижают чувствительность, и человек начинает хуже воспринимать окружающую внешнюю реальность, перестает ее чувствовать. С одной стороны, это защитный механизм. С другой стороны, реагирование становится менее адекватным и менее оперативным, - в то время как внешние условия требуют как раз увеличения скоростей. В конце концов человек почувствует себя в полном тупике, испытывая безысходность и бессилие.
Каждая такая ситуация будет восприниматься как сильный стресс. Это означает, что наличие стресса всегда должно рассматриваться как знак, указывающий на необходимость изменения определенных стереотипов реагирования. Стрессовой может стать любая ситуация, на которую человек привык реагировать телесным спазмом.
Именно поэтому здесь нельзя говорить об объективности. Для каждого конкретного человека понятие стресса является уникальным. Например, когда управляющий заявляет о новых направлениях развития фирмы, некоторые сотрудники будут переживать это как стресс, т.к. ценят стабильность, а другие -как новые возможности. Некоторая ситуация может стать стрессом одновременно для многих людей только в том случае, когда существует социально принятый стандарт реагирования, воспринятый в процессе социальной адаптации (например, эпидемия или скачок доллара).
Используя введенную ранее терминологию, мы будем говорить о «закрытости» тела, которая возникает в момент стресса. «Закрытость» подразумевает телесный спазм и сужение области восприятия: если некоторая группа мышц напряжена, внимание в этой зоне тела не может быть расфокусировано, снижается чувствительность этой зоны и теряется соответствующая часть восприятия. При наличии такого стереотипа из всего контекста иногда воспринимается только какая-то одна деталь - например, в ситуации переговоров: жесткие интонации одного из партнеров, в то время как согласие и поддержка других остаются за пределами внимания.
Такой стереотип должен быть заменен на прямо противоположный. Необходимо переобучить тело, научив его реагировать на подобные ситуации состоянием «открытости». Напомним, что «открыть тело» означает расслабить мышцы в соответствующей области, расфокусировать внимание и другие внутренние действия. В целом это приводит к возрастанию восприимчивости и увеличению скорости реагирования. Кроме того, реакции становятся более адекватными, т.к. нет больше энергетического раскола - страха и паники, побуждающих бездействовать или действовать чрезмерно активно. Важно, что, как только адекватное реагирование восстанавливается, данный эпизод выходит из разряда стрессовых. Эта цель и достигается с помощью перепросмотра.
В рассматриваемой здесь стратегии целостного мышления (на ее пятом шаге) могут встретиться фрагменты ситуации, вызывающие состояние стресса. С такими фрагментами требуется отдельная работа в рамках практики перепросмотра. Телесный блок, реагирующий на данный фрагмент, представляет собой конденсированную память о длинной цепочке эмоциональных переживаний, и сильно откликается на любое новое переживание данного типа.
Любая из техник трансформации включает в себя работу с телесными блоками и высвобождение связанной в них энергии, которая затем используется для трансформации привычного (неадекватного) эмоционального стереотипа реагирования. Это делается для каждого из эпизодов цепочки, связанной с данным телесным блоком. В результате снижается или полностью исчезает сила эмоционального переживания, связанная с выделенным фрагментом, и появляется больше свободной энергии, которая будет использоваться для решения проблемы. После этого можно возобновить выполнение шага 5 и довести процесс до конца.
В итоге многие сложные ситуации не только перестают останавливать человека, но даже делают его более сильным. Более того, при систематическом использовании такой стратегии постепенно начинает уточняться и корректироваться картина мира, в которой исчезают искажения, сформированные в процессе воспитания и социальной адаптации.
3. Практика выслеживания себя в контексте управлении бизнесом
Как уже говорилось, целью выслеживания себя в личной истории является выяснение основных стрессовых моментов жизни, в которых формировались неудачные стереотипы; технические приемы выслеживания часто позволяют восстановить цепочку таких моментов до самого раннего детства.
Например, если человек в детстве привык бояться отца, он может переносить эти отношения на лидера (подобные ситуации хорошо известны в психологии). Для такого человека на каком-то уровне лидер бессознательно воспринимается как жесткий отец -не потому, что он себя жестко ведет, а потому, что у данного сотрудника выработан стереотип восприятия испытывать страх перед подобной фигурой.
В контексте нашего исследования интересны методы, позволяющие практикующему самостоятельно находить такие стереотипы в различных сложных ситуациях деловой жизни. Для этого используется практика выслеживания в том виде, как она объяснялась в предыдущих главах. Практикующему предлагается освоить следующие приемы:
1. по телесному ощущению восстановить эмоцию, а затем
2. найти серию эпизодов с такой же эмоциональной окраской.
3. Просматривая серию эпизодов, установить, какой стереотип создает данную трудность, проявляющуюся в данной эмоциональной реакции и телесном напряжении.
Приведем еще несколько примеров такого выслеживания.
Руководитель большого бизнеса, будучи человеком творческим, порождает идеи перспективных проектов и сообщает о них партнерам. Однако после того как проект начинает осуществляться, руководитель чувствует, что ему в проекте участвовать уже не хочется. Таким образом он оказывается участником разнообразных проектов, которые ему не по душе, вызывают уныние и отвлекают его от основного дела; это превращается в проблему.
Использование практики выслеживания в данном случае означает следующее:
• Найти в теле ощущение уныния по поводу участия в
проектах.
• Подобрать эталонный образ, создающий такое уныние.
• Найти ряд недавних эпизодов, где было подобное переживание, используя найденный выше образ как эталонный.
• Найти соответствующие эпизоды в разные периоды жизни, и в особенности в детском периоде (по-прежнему ориентируясь на эталонный образ).
Применяя эту практику, он внезапно осознает, что именно так поступал в юности, желая привлечь к себе внимание сверстников. В детстве и в подростковом возрасте он часто переживал ощущение ненужности и невостребованности, и постепенно сформировал этот стереотип, который в свое время помогал ему поддерживать свой статус и всегда быть в центре внимания. Теперь же детский страх, что он неинтересен и никому не нужен, заставляет его растрачивать себя на лишнюю суету.
Попутно выясняется, что похожий стереотип он до сих пор использует и в отношениях с женщинами. Другой пример.
Участница тренинга страдала от привычной суеты и усталости, которой наполнена ее жизнь. Суета и усталость казались ей естественными и неизбежными, т.к. такова жизнь современной деловой женщины.
Однако, применив практику выслеживания, участница обнаружила, что сама порождает эти ситуации. Оказалось, что она следует собственному детскому стереотипу: берет на себя сверхсложные задачи, ставит себе только высокие планки, потому, что «нужно соответствовать чему-то большому и важному» (т.е., в конечном счете, соответствовать ожиданиям отца), но по-прежнему, как в детстве, боится таких задач и не верит, что сможет с ними справиться.
Суета и усталость в жизни бизнес-леди оказались порождением детских страхов.
Еще один пример.
Участник тренинга работает с убеждением, которое заставляет его жить в постоянном напряжении: «надо быть всегда на высоте».
В процессе выслеживания выясняется, что это убеждение основано на чувстве растерянности, которое он испытывал в том возрасте, когда еще не умел говорить.
4. Технология подготовки к сложным переговорам. Выслеживание и трансформация линий напряжения
Особая практика, применяемая в процессе подготовки к трудному событию, - выслеживание в личной истории линий напряжения, делающих его трудным.
Данная практика может быть использована также при выстраивании отношений с коллегами или подчиненными и особенно эффективна в командной работе. Она также может быть использована лидером для управления командой через воздействие на собственные состояния, как это описывалось в предыдущей главе.
Выслеживание линий напряжения заключается в том, что практикующий, настроившись на чувствование телесных реакций, просматривает все детали будущего события, выделяя фрагменты, вызывающие различные напряжения в теле. Он находит ряд фрагментов, в каждом из которых нас интересуют следующие характеристики:
• В какой части тела располагается напряжение.
• Какова эмоциональная окраска напряжения.
• С каким детским эпизодом это напряжение ассоциируется.
• Какие еще эпизоды располагаются между детским эпизодом и данным фрагментом переговоров.
В результате с каждым переживанием актуального напряжения в данных переговорах связывается событийная линия, которая начинается в детском эпизоде (и даже раньше) и заканчивается в данном фрагменте переговоров. Эти событийные цепочки мы будем называть линиями напряжения.
В процессе подготовки к переговорам выполняется следующая работа:
1. Выслеживание всех линии напряжения, касающихся данных переговоров;
2. Трансформация каждой линии напряжения.
Под трансформацией линий напряжения понимается трансформация энергии, связанной с каждым эпизодом, принадлежащим этой линии напряжения.
Приведем пример выслеживания линий напряжения. Участнику тренинга А., руководителю бизнеса, предстоят переговоры с другим руководителем, которому он не хочет выплачивать долг. В процессе выслеживания он находит следующие линии напряжения (каждая из линий выделяется фрагментом переговоров и детским эпизодом, другие эпизоды этой линии напряжения он может находить позже, т.к. эталонный эпизод (детский) задан).
Первый фрагмент. Партнер сидит напротив. Телесное ощущение: напряжение в груди. Эмоциональная реакция: А. чувствует себя «каким-то подчиненным».
Детский эпизод: (из школьной жизни): в возрасте 9 лет А. пришлось сидеть напротив строгой учительницы и испытывать такое же напряжение.
Второй фрагмент. Слова партнера: «ты мне должен». Телесное ощущение: напряжение в затылке. Эмоциональная реакция: протест. Детский эпизод: ссора с родителями в 15 лет.
Третий фрагмент. Партнер аргументированно доказывает, что он прав.
Телесное ощущение: напряжение в области сердца. Эмоциональная реакция: страх некомпетентности. Детский эпизод: А. в возрасте 14 лет не мог ответить на вопрос учителя.
Четвертый фрагмент. А. обращает внимание на состояние, с которым он приходит к партнеру. Это подавленность. Телесное ощущение: напряжение в области живота. Детский эпизод: возвращение из школы в возрасте 10 лет.
Пятый фрагмент. Вид дорогого офиса. Телесное ощущение: напряжение в левом плече. Эмоциональная реакция: чувство собственной ничтожности, подавленность.
Детский эпизод: воспоминание об учителе труда, встреченном в 11 лет: это был крупный и грузный человек высокого роста.
Шестой фрагмент: представление о рукопожатии с партнером.
Телесное ощущение: напряжение в области шеи. Эмоциональная реакция: униженность.
Детский эпизод: эпизод связан с отцом и был пережит в возрасте 9 пет.
Как уже сказано, линия напряжения устанавливается сначала между актуальным и прошедшим событием, затем наполняется целой цепью событий, объединенных единым переживанием. Таким образом, оказывается, что каждое актуальное напряжение в жизни взрослого человека инициировано линией напряжения, зародившейся в детстве или юности.
Далее выслеживается еще одна линия напряжения, связанная со страхом неудачи в переговорах. Для этого нужно представить себе, что переговоры привели к полному поражению, и выследить телесные реакции и соответствующие им линии напряжения.
Трансформация линии напряжения может занимать 30 - 40 минут при навыке работы с энергией, и обычно после небольшого периода обучения практикующие начинают делать это самостоятельно. В результате такой сессии трансформации создается состояние полной невовлеченности и готовности к любой неожиданности. Наша практика показывает, что качество и результаты переговоров существенно возрастают в результате такой работы.
Более того. Используя эту практику ежедневно в процессе подготовки к разнообразным событиям, практикующий постепенно совершает полную трансформацию картины мира. На это может уйти несколько месяцев или 1 - 2 года, но результаты оказываются весьма впечатляющими: меняется ситуация в профессиональном статусе и бизнесе, исчезают заболевания, налаживаются отношения с людьми. Все это является «побочным эффектом» использования практики исключительно в профессиональных целях.
Подчеркнем, что после небольшого периода обучения эту практику каждый может выполнять самостоятельно, в дальнейшем не обращаясь к консультанту.
5. Телесно-ориентированная версия практик трансформации картины мира
5.1. Медитативная разблокировка тела в практиках трансформации
В предыдущих главах уже говорилось, что каждый мышечный спазм (телесный блок) представляет собой накопленную память о множестве стрессовых ситуаций в различных контекстах, начиная с самого раннего детства.
Любое переживание, в каком бы из тонких тел (см. рис. 2) оно ни возникало, нисходящим потоком опускается в физическое тело. Таким образом, каждый телесный блок содержит память обо всех соответствующих расколах буддхиального плана, ошибках в профессиональной и личной деятельности (каузальный план), неточных и ошибочных мыслях и интеллектуальных тупиках (ментальный план) и эмоциональных конфликтах (астральный план).
Иначе говоря, любой телесный блок связан с некоторым глубинным стереотипом, проявляющимся на всех тонких планах. Это удобно использовать для решения профессиональных и личных проблем, рассматривая проблему как результат неадекватного реагирования, вызванного данным стереотипом. Тогда решение проблемы может быть легко найдено после того, как будет изменен ответственный за нее стереотип. Соответствующий телесный блок является аккумулятором энергии, извлеченной из разных контекстов и периодов жизни.
Каждую проблему можно рассматривать также как результат энергетической несостоятельности человека. Недостаток энергии проявляется как неосознаваемый страх и ограничения, и обусловлен тем, что энергия изъята из соответствующих контекстов (переживаемых как стресс) и периодов жизни и «заморожена» в данном блоке.
Работая с блоком и возвращая «замороженную» энергию в тело, мы легко меняем неэффективный стереотип. Как правило, после такой процедуры проблема оказывается легко разрешимой.
Ниже приводятся две техники работы с телесными блоками.
Суть такой работы состоит в следующем. Сначала выслеживается зона тела, ответственная за данную проблему, и находится наиболее спазмированная мышца в этой зоне.
Далее проводится двухуровневая работа, в которой синхронно используются концентрация и деконцентрация. Используя концентрацию, необходимо удерживать образ, вызывающий переживание проблемы. Это переживание ощущается как телесный дискомфорт, выражающий присутствие патогенной энергии, аккумулированной в мышечном спазме. Одновременно с этим производится медитативная разблокировка данной зоны тела. Полученная энергия направляется восходящим потоком в астральное и ментальное тела (см. рис. 2). При длительной работе поток достигает также каузального и буддхиального тел. Как только энергия достигает соответствующего плана, происходит полная перестройка данного фрагмента картины мира, так что проблемная ситуация начинает выглядеть совершенно иначе.
Приведем в качестве иллюстрации стенограмму такой работы. Клиент жалуется на трудности в принятии решений по поводу претендентов на должность заместителя. Обдумывая эту ситуацию, он испытывает сильную растерянность и раздражение.
Стенограмма.
М.П. Когда ты чувствуешь растерянность, какой образ возникает?
- Вижу два образа: первый и второй претендент.
- Где в теле ощущается растерянность?
- В области солнечного сплетения.
- Там действительно есть горизонтальная мышца, которая у большинства людей сильно спазмирована. Сожми ее. Одновременно направь всю концентрацию на расслабление этой мышцы и расфокусируй внимание во всей этой зоне, ощущая одновременно солнечное сплетение, верхнюю часть груди и нижнюю часть живота. ...
- Продолжай сжимать мышцу, создавая такую боль, которую можно контролировать. Продолжай расслаблять мышцу, концентрируясь на этом процессе и расфокусируя внимание...
- Есть.
- Какие детские эпизоды ассоциируются с этим ощущением?
- Я жду, когда родители вернутся... Страшно...
- Создай ощущение воронки, направленной острием в центр боли, раструбом вовне.
- Боль туда уходит.
- Усиливай ее, расслабляя тело. Что сейчас?
- Появляется тепло. Расплывается по всему телу.
- Это процесс трансформации. Теперь - ты уже знаешь, что мешает тебе принять решение?
- Знаю.
- Продолжая усиливать боль, смотри на этот образ... Как теперь?
- В образе уже нет ничего страшного, даже смешно. И в теле тоже все спокойно. Пошло тепло.
- Как теперь ты будешь действовать?
- Я знаю, как.
- Итак, мы взяли энергию, связанную с совершенно конкретным страданием, трансформировали ее - и вернули в тело. В результате эпизод как будто перепрожит заново, с большим пониманием и более адекватной реакцией.
Шаги техники.
1. Создайте образ проблемы. Сделайте его ассоциированным (ярким, объемным, движущимся, звучащим); «расширьте» себя таким образом, чтобы образ оказался «внутри» тела. Какую эмоцию он вызывает, где она представлена в теле, каким именно ощущением?
2. Найдите мышечный или костный блок в зоне ощущения. Сожмите мышечный блок (или нажмите на костный) с такой силой, чтобы получить максимальную боль, которую можно терпеть без потери контроля.
3. Направьте концентрацию на расслабление этой мышцы и тканей вокруг нее - усиливая, расширяя, как бы втягивая, расфокусируя боль.
4. Продолжайте удерживать образ. Направьте концентрацию одновременно на образ и на сжатую мышцу. Одновременно расфокусируйте внимание так, чтобы осознавалась значительная часть тела, включающая данную мышцу, другие мышцы, в которых есть отклик на образ и ту область «расширенного» тела, где находится образ.
5. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока боль и дискомфорт не превратятся в ощущения тепла и комфорта. Комфорт переживается в периферийном внимании.
6. Запрещается в этот момент обдумывать проблему. И периферийное, и центральное внимание целиком занято удержанием контакта с ощущением и образом проблемы -пока не произойдет его трансформация.
7. Работа с проблемой завершена, когда она перестает восприниматься как проблема (приходит новое видение, которое либо заключает в себе решение, либо делает проблему неактуальной), а телесный блок частично или полностью расслабляется и становится безболезненным.
Примечание: один и тот же телесный блок, как правило, заключает в себе память о множестве однотипных проблем, поэтому работа по полной трансформации одного блока включает в себя множество сессий работы по трансформации проблем.
5.2. Использование йоги в практиках трансформации
1. Войти в асану.
2. Оставаясь в асане, выследить все зоны тела, где есть боль или дискомфорт.
3. Расслабить эти зоны, направить концентрацию в эти зоны.
4. «Открыть» тело в этих зонах, продолжая расслаблять мышцы.
5. Воспользоваться техникой «трансформация эмоциональных потоков» по отношению к каждой из этих зон.
6. «Расширить» тело. Создать образ проблемной ситуации. Определить, какая эмоция при этом возникает.
7. Стабилизировать состояние, продолжая открывать и расслаблять тело.
8. Оставаться в асане до полной интеграции состояния.
Глава XI
ЦЕЛОСТНОЕ (СИСТЕМНОЕ) МЫШЛЕНИЕ
ЛРЯВтрпии^ИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Введение
Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки и современные методы анализа бизнеса. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей и использование пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления.
В настоящее время на смену линейному идет системное (целостное) мышление. Оно характеризуется отсутствием причинно-следственных связей и выходит за пределы пошаговых технологий, являясь одновременно интеллектуальным и интуитивным. Для его развития необходимы два типа внимания: центральное и периферийное, или «мужское» и «женское». С ними связаны два стиля мышления - «мужской» (энергия Ян) и «женский» (энергия Инь). Оба типа внимания и оба стиля мышления потенциально присутствуют у каждого современного человека, но в реальности, как правило, один из них оказывается более развит в ущерб другому.
Системное мышление представляет собой особым образом организованное взаимодействие этих двух стилей мышления. Один из них, более архаичный, основан на первом (периферийном, расфокусированном) внимании - более эмоциональном и чувственном восприятии мира. Этому стилю свойственны спонтанность, непредсказуемость, отсутствие внешней логики. Первое внимание реагирует на все важные проявления внешнего мира. Этот стиль имеет следующее преимущество. Он обеспечивает спонтанное следование событийным потокам (без ясного осознания происходящего) и большую чувствительность. Это дает высокий уровень встроенности в мир, ощущение опоры и стабильности. При таком стиле мышления изменения в жизни могут происходить, но крайне медленно.
Другой стиль основан на современном интеллектуальном мышлении. Связанное с ним второе внимание (концентрация) дает способность принимать ответственные решения и осуществлять их безотносительно к проявлениям внешнего мира. Такой стиль дает силу отстаивать свои решения и склонность и способность создавать изменения, иногда в ущерб стабильности. Это подразумевает высокий уровень осознания себя и своих действий и полную ответственность за них. Этот стиль был мало распространен в прежние времена, когда собственные решения приписывались высшей силе (Богу) и, следовательно, не подразумевали личной ответственности. Человеку не нужно было выбирать путь - традиция вела его.
Эти два стиля представляют собой иньскую и янскую части процесса системного мышления. Первому стилю соответствует (квантовое) описание в терминах состояний, в том числе эмоциональных состояний и состояний сознания. Второму стилю соответствует (классическое) описание в терминах целей, результатов и пошаговых технологий.
Системное мышление еще только формируется для социума в целом и не является общедоступным. Это создает определенную трудность для каждого современного человека: он, как правило, имеет склонность либо к первому, либо ко второму стилю мышления, в то время как искусство системного мышления состоит в гармоничном объединении этих двух стилей.
В реальных ситуациях системное мышление становится частью системного подхода к управлению, будь то управление бизнесом или командой, управление семьей или чем-либо еще. В этом случае мы будем определять системное мышление как искусство порождения информации в замкнутой системе человек - среда. Под средой будет пониматься та часть системы, которой мы хотели бы управлять. В индивидуальном восприятии среда может быть представлена знаками внешнего мира или собственным подсознанием человека, в том числе архетипическими символами, входящими в древние знаковые системы.
Выше мы рассматривали систему лидер - команда. Здесь можно говорить о системном мышлении лидера и системном подходе к управлению командой. Другие примеры систем - дух - тело, человек - семья, родитель - ребенок и т.д. В этих примерах роль среды играют тело, семья, ребенок.
В системном подходе информация (как новое знание) возникает в процессе взаимодействия частей системы, т.е. человека и среды, а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято в линейном подходе. Человек, владеющий системным мышлением, способен создавать собственные технологии решения проблем - порождать собственное знание - вместо того, чтобы изучать общепринятые способы их решения, т.е. получать знание из внешнего мира. Настоящая креативность и подлинное лидерство возможны только для тех, кто владеет этим искусством.
Для обучения такому способу мышления мы используем специальную модель его описания, основанную на идеях современной квантовой физики (описание системы классический прибор -квантовый объект; с прибором связаны категории цели и результата, с квантовым объектом - категория состояния, см. главу V). Использование этой модели дает особые преимущества в процессе обучения системному мышлению и системному подходу к управлению.
2. Структура модели
Предлагаемая здесь энергетическая модель представляет собой применение системного подхода к процессу мышления. Она будет сформулирована в виде определенного набора навыков, которыми может овладеть зрелый человек.