Тема 11. Вербальное общение

1. Основные правила деловой беседы.

2.Умение слушать в процессе делового общения.

3.Приемы повышения эффективности вербального общения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Атватер И. Я вас слушаю. М., Экономика, 1984

2. Бредемайер К.Искусство словесной атаки. Практическое руководство. Пер.с нем.-3-е изд.-М.: Альпина -Бизнес Букс,2006.

3. Гласс Лилиан. Вербальная самозащита .М.,АСТ,2004.

4. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.М..Центр «Русская тройка»,»Комета»,1990.

5. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001.

6. Курбатов В.И.Женская логика. Чего хочет женщина, того хочет бог. Ростов н/Д: Феникс,2004.

7. Леви В.Л.Искусство быть другим. СПб., Питер.,1993.

8. Михненко П.А. Как я учился деловому общению. НТ Пресс.,2005.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с характеристики общих правил вербального общения, анализа типичных ошибок, связанных, например, с манерой речи, выбором темы и т.д. Далее, во втором вопросе следует подробно остановиться на проблеме прямой и обратной связи в вербальном общении, охарактеризовать виды рефлексивного слушания. Особого внимания заслуживает взаимосвязь между вербальным и невербальным общением. И, наконец, в третьем вопросе, следует перечислить признаки поведения, как располагающего к личностному контакту, так и отталкивающего поведения, разрушающего этот контакт, назвать приемы повышения эффективности вербального общения.

Тема 12. Невербальное общение.

1. Особенности невербального общения.

2. Средства невербального общения.

3. Территории и зоны.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на Дону,РГУ,1986.

2. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, Ай - Кью, 1994.

3. Рюкле. Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М.,Интерэксперт,1996.

4. Хоган, Кевин. Психология влияния: техника манипуляции в бизнесе и личном общении: Пер.с англ.-М. : ООО «И.Д.Вильямс»,2007.

5. Фаст Дж. Язык тела.М.,Вече,Персей,АСТ,1995.

6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор -сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996.

При ответе на первый вопрос следует раскрыть особенности «языка тела»,показать его особую роль роль в деловом общении, охарактеризовать его достоинства и недостатки. Ответ на второй вопрос предполагает развернутое описание всего арсенала средств невербального общения, таких как кинесика, просодика, такесика и проксемика. И, наконец, при ответе на третий вопрос следует рассказать о роли оптимальной дистанции в межличностном общении, показать как это понятие конкретизируется в различных видах зон общения.

Тема 13.Общение как взаимодействие.

1. Основные типы межличностного взаимодействия.

2. Трансакционный анализ Э.Берна: основные положения.

3. Приведите примеры Вашего общения в разных видах «Я».

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., Лениздат, 1992

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.СПб,Братство,1992.

3. Доценко Е.Л.Межличностное общение: семантика и механизмы.Тюмень,1998.

4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии.СПб.,Питер,2000

5. Шмидт Р.Искусство общения,М.,Интерэксперт,1992.

6. Социальная психология: Учебное пособие. Авторы: Немов Р., Алтунина И. СПб.: Питер,2007.

Начать изложение первого вопроса можно с классификации основных типов взаимодействия между личностями в деловом общении, особо выделяя социально - ролевой, деловой и интимно - личностный уровни общения. Приступая к ответу на второй вопрос охарактеризуйте основные особенности трансакционного анализа Э.Берна, его значение для межличностного общения. Отвечая на третий вопрос вспомните и проанализируйте различные случаи своего общения в разных видах «Я».

Наши рекомендации