Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 5 страница
в том, что большая часть астрологии (и почти вся популярная астрология) по-прежнему интересуется предсказанием определенных событий, а не внутренней жизнью индивидуального человека. Важный шаг, предпринятый гуманистической астрологией Радьяра, — это смещение акцента с внешнего мира событий на внутренний мир персонального опыта и роста. Различные «предсказательные» техники, такие как прогрессии или транзиты, по-прежнему находят свое место в гуманистически ориентированной астрологии, но значение того, на что указывают эти технические приемы, меняется с детерминистического и бессмысленного действия судьбы на полную смысла возможность испытать и интегрировать новые аспекты бытия человека. Другими словами, периоды, указанные как критические (по анализу циклов, наиболее важных для индивидуального паттерна роста), рассматриваются как часть большего паттерна роста и самоактуализации. Поэтому даже трудный опыт приобретает позитивное, способствующее росту персональное значение. Радьяр объясняет этот новый акцент в астрологии следующим образом.
Если вы хотите, чтобы астрология продемонстрировала свою гениальность, вы должны сосредоточиться на том, что уникально в астрологии, чему она может придать наиболее полный смысл — это индивидуальная ситуация.
То, что вы стараетесь понять, —- это значение ситуации как целого. Причина важности положений планет заключается в следующем: если вы осознаете, что вселенная является организмом в широчайшем смысле этого термина, тогда все, что происходит в системе интегрированной активности, имеет свое место и функцию в этой системе. Если вы хотите понять определенную точку во времени-пространстве в этой системе, вы должны рассмотреть ее относительно всей системы.
Целостность системы постоянно находится в полифонической гармонии с жизнью индивидуума, который выделился из целого, став собой, маленьким целым, маленьким организмом. Всякий раз, когда что-то индивидуализируется и выделяется из целого, оно остается частью целого... Идея астрологии заключается в том, чтобы связать всю функциональную активность человека с десятью основными символами, или планетами, где каждая планета представляет определенное качество активности. Взятые вместе, они представляют набросок человека как целого.
В своей брошюре «Астрология для новых умов» Радьяр объясняет этот момент:
...каждая индивидуальная личность — это относительно независимое органическое целое, в котором множество сил динамически взаимодействуют друг с другом в соответствии с исходным и созидающим паттерном, устанавливающим его жизненную цель и его основное отношение ко всем другим целым во вселенной. Это органическое целое — индивидуальная личность — по существу не отличается от неизмеримо большего организованного Целого, которое мы называем вселенной. Действительно, индивидуальная личность представляет собой один отдельный аспект вселенского Целого, сфокусированный в конкретной точке пространства и, с точки зрения конкретной потребности в нем, в точный момент перехода в автономное существование. Это момент первого вдоха, потому что именно тогда основные ритмы существования индивидуума устанавливаются в рамках конкретного окружения.
Поскольку, как пишет Радьяр, «существенные элементы или основные побуждения в каждой организованной системе
одинаковы» и поскольку люди на Земле являются частью того же целого, что и планеты в нашей солнечной системе, мы имеем основу для создания космического языка, подходящего для истинного образа существования человека и паттерна функционирования. В лекции, прочитанной на съезде американской федерации астрологов, Радьяр резюмировал то, что он считает наиболее важным применением астрологии:
...жить более сознательной и более понимающей жизнью с точки зрения более объективного осознания характера и относительных значений основных факторов, которые структурируют вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей, ...это путь мудрости.
Сегодня приверженцы гуманистической психологии пытаются создать психологию, которая акцентирует такие позитивные факторы, как самоактуализация, творчество, достижение высшего сознания и осознание непосредственным образом своего неотъемлемого «Я». Гуманистически ориентированный психолог, консультант или педагог может обрести в астрологии наиболее веское и полезное орудие, так как астрология дает нам язык, который точно описывает уникальную комбинацию универсальных факторов, действующих в каждом из нас.
Польза астрологии в
консультационном искусстве
В предыдущих главах уже упоминалось о важном значении и пользе астрологического понимания в сфере общей психологии. Астрология в равной степени применима и в других сферах консультационного искусства, будь это консультирование по вопросам семьи и брака, детским проблемам, определенные виды психотерапии или просто то консультирование, которое многие из нас выполняют в повседневной жизни, имея или не имея звание «психолога». Поскольку наиболее важные теоретические соображения были довольно тщательно рассмотрены в предыдущих главах, в этой главе я просто хочу рассказать о некотором конкретном и практическом применении астрологии во всей сфере консультирования.
Большинство читателей, вероятно, знает, что есть много видов астрологии со своими особыми символическими корреляциями, подходящими для рассматриваемого вопроса, и есть много применений основных астрологических законов. Но меня особенно интересует сфера консультационного искусства, поэтому я полагаю, что возможность поделиться некоторым пониманием, которое я приобрел, используя астрологию в довольно обширной консультационной практике, может оказаться полезной для читателей.
Я особенно хочу подчеркнуть, что консультирование — это искусство и что именно в консультационной ситуации один-на-один наиболее ярко оживают астрологические символы. Искусство консультирования — это энергетический взаимообмен с другим человеком, способ объяснения реалий общей жизненной ситуации и индивидуального образа жизни клиента. Хотя человек может улучшить свои способности в консультационной работе за счет опыта, преданности практике и проницательного самоанализа, самому искусству научить нельзя. Поскольку каждый человек отличается от другого, его индивидуальный способ использования астрологии в консультировании будет отличаться от подхода другого человека. Я лично не особенно заинтересован в роли «гуру» или в структурировании моей профессиональной практики таким образом, чтобы приходящие ко мне люди рассчитывали, что я сделаю всю работу, все опросы и предоставлю им все ответы на их индивидуальные дилеммы. Для меня ясно, что открытость клиента в каждой ситуации в сущности определяет, сколько помощи или какую глубину самопознания он обретет в результате нашего взаимообмена. Это верно в каждой жизненной ситуации: мы программируем то, что получим, тем, насколько мы готовы отдавать и насколько открыты к тому, чтобы посмотреть в лицо истине о себе. Тот факт, что некоторые астрологи продолжают играть роль предсказателя будущего или всезнающего канала для космической мудрости просто указывает на то, что такие практики слишком задействуют в этой роли свое эго.
Астрологи, неважно, как они представляют себя или как может видеть их публика, — это просто люди, похожие на любых других, с ограниченными знаниями, ограниченным пониманием и ограниченным опытом. Они отличаются от других людей только тем, что изучили (хочется надеяться, что с достаточной глубиной) систему космических символов, предоставляющую инструмент, который может позволить им проникнуть ниже поверхности эго, самообмана и социальных ролей.
В повседневной профессиональной астрологической практике крайне важна бескомпромиссная интеллектуальная честность человека. Другими словами, если он не знает ответа на вопрос, не понимает какой-то аспект карты рождения или не может установить связь с человеком на определенном уровне, он не должен стесняться сказать об этом и попросить помощи или разъяснения. Я понимаю, что большинство астрологов часто сталкивается с желанием клиента перекинуть всю ответственность на астролога и спроецировать образ «гуру» на него. Эта игра, которая нравится эго, поэтому очень легко взяться за такую роль, не осознавая реального смысла таких действий. Однако астролог должен понимать, что простой совет без предоставления способа более глубокого осознания имеет мало ценности, так как человек должен сделать собственную работу и через собственный опыт достичь более высокого осознания, которое позволит ему перерасти трудность или переступить ее пределы. В то же время астролог должен осознавать имеющуюся в его распоряжении силу и удивительную восприимчивость к внушению, которой обладает большинство людей, поэтому он должен с величайшей осторожностью использовать эту силу. Лучше не сказать ничего, чем делать необоснованные догадки, базирующиеся на недостаточном понимании, просто из-за эго неуверенности или требований клиента. Как указывала Зиппора Добинс, за утверждениями астролога, насколько клиент способен это осознать, лежит сила и авторитет космоса. Это ответственность, которую нельзя не воспринимать всерьез. Кроме того, интеллектуальная честность должна простираться до такого уровня, что астролог должен открыто заявить о своих индивидуальных философских убеждениях и морали, если они входят в противоречие с его способностью объективно рассматривать ситуацию конкретного человека.
Взаимоотношения между астрологом и клиентом такие же глубоко персональные, как между врачом и пациентом. Качество этих взаимоотношений неизбежно является определяющим фактором в окончательном результате консультации. Поэтому астролог не должен колебаться, направляя клиента к другому астрологу, если он ощущает, что какое-то напряжение или сопротивление в конкретных взаимоотношениях делает невозможным открытое и эффективное общение с клиентом. Здесь не стоит вопрос, кто «лучший» астролог. Просто есть разные типы астрологов для различных типов людей. То, что один астролог не может понять или разрешить, может быть сильной стороной другого астролога. Качество астрологической практики определяется не только конкретной системой астрологии или определенными используемыми техническими приемами, здесь важнее качество взаимоотношений и глубина самопознания, озаряющая взаимообмен между астрологом и клиентом. Без преимуществ личностного взаимообмена в астрологической работе невозможно использовать астрологические процедуры наиболее глубоким образом и с максимальной пользой. Хотя карта, построенная для человека, с которым астролог не имел личного общения, может быть для него полезной, этот человек извлечет более глубокое понимание из личного контакта с астрологом. Это связано с тем, что без непосредственного личного контакта невозможно узнать (если человек не одарен экстрасенсорными способностями) уровень осознания, с которым индивидуум будет реагировать на свои внутренние и внешние обстоятельства.
В оставшейся части этой главы я просто перечислю некоторые важные особенности, которые астрология может внести в консультационное искусство. Это мои личные выводы, которые, естественно, связаны с моим конкретным опытом и моей конкретной позицией по отношению к жизни.
1. В священной индусской книге «Бхагавадгите» говорится, что «разум — это убийца действительности». Современный автор утверждает: «Смерть эго — это рождение всего остального». Использование астрологии может принести перспективу и обособление от нашего разума и эго паттернов, чтобы мы смогли снова воспринимать то, что реально, так как, оставаясь жертвой этих паттернов, мы находимся в полной тьме. Карта рождения раскрывает эти паттерны ясным образом, что позволяет нам более эффективно обращаться с нашими привычками и с собой.
2. Астрология помогает человеку развивать терпение, так как, когда он видит, что основные структурные аспекты его существования подвержены уже установившейся периодичности и циклическому ритму, становится намного проще жить в настоящем с терпеливым принятием «здесь и сейчас» и пониманием, что сегодняшняя фаза закончится, когда переживет свое назначение. Терпение, которое может быть развито с помощью астрологии, было названо одним автором «активной ориентацией на расписание Бога».
3. Астрология предоставляет паттерн развития и роста, который намного превосходит любой другой психологический инструмент. Астрология показывает, над чем человек должен работать, каково неотъемлемое значение конкретного опыта или жизненной фазы, с каким внутренним паттерном человек приходит к соглашению, какова приблизительная длительность любой конкретной фазы опыта, а также точный способ определения времени решающих изменений в жизни.
4. Астрология позволяет человеку настроиться на свою внутреннюю силу и использовать силу мышления, воли и творчества для формирования лучшего способа существования. Акцентируя внимание на астрологических циклах, мы можем увидеть, когда у нас будет возможность
развивать новые подходы к жизни, а когда мы будем подвергаться проверке, чтобы понять, являются ли наши теперешние подходы действительно удовлетворяющими и творческими.
5. Изучение астрологии или знакомство с астрологической практикой через консультационный опыт дает возможность человеку более глубоко понять универсальные законы, охватывающие всю жизнь, и помогает индивидууму полагаться на эти универсальные законы в своей жизни. К числу этих законов относятся: упорядоченность, компенсация (или баланс), причина и следствие (карма), вибрация, циклы, полярность, «вы становитесь тем, что вы думаете» и т.д.
6. Астрология в консультационном искусстве показывает, что любой опыт вписывается в больший паттерн порядка, который составляет основную жизненную структуру или жизненный план человека.
7. Астрология дает нам чувство перспективы и способ осознания нашей жизни, чтобы мы не задерживались на одном переживании, разочаровании или препятствии. Она может привести нас в контакт с динамизмом и циклической природой всей жизни.
8. Астрология может дать нам веру во что-то большее, чем просто в эго сознание, следовательно, веру в свое истинное «Я».
9. Астрология помогает консультанту или психотерапевту проникнуть внутрь человека, настроиться на него в соответствии с собственной природой клиента, а не с проекцией подсознательных предположений. Она также позволяет ему выбрать соответствующее лечение или терапию для конкретного человека.
10. Астрология может дать нам ключ к важнейшим периодам кризиса и заметного роста в жизни каждого человека, паттерны которых игнорируются западной культурой.
11. Астрология предоставляет способ, посредством которого могут быть доведены до осознания и определенной формы глубочайшие чувства и подсознательные стремления клиента. То, что изначально было смутным, тревожащим беспокойством, может быть преобразовано в источник освобожденной творческой энергии, часто дающий человеку ясное чувство направления и смысла жизни.
12. Астрология дает возможность человеку определить тип активности, в которой его жизненная энергия может течь наиболее свободно и приносить наибольшее удовлетворение.
13. Астрология может помочь людям обрести больше уверенности в себе, подтверждая ощущения, намеки и внутренние знания, которые они, возможно, боятся выразить. В отличие от часто раздающейся критики, что астрология делает человека более слабым и полагающимся на внешние силы, правильное использование астрологии может помочь человеку развить значительную уверенность в своих силах. Часто человек ощущает глубоко внутри, что он имеет особые способности в определенной сфере, но недостаток уверенности или веры в себя мешает ему поверить в эту способность.
14. Астрология может помочь нам понять, что «весь мир — это сцена» и что мы просто играем роли на этой огромной сцене. Такое понимание может принести нам чувство перспективы и юмора, а только оно облегчает отношение к жизни. Кроме того, такое понимание со временем подводит человека к рассмотрению основных жизненных вопросов: «Кто является актером в этой пьесе? Кто режиссером? И кто автором?»
15. Астрология показывает, что внутри человека много взаимодействующих движущих сил, что наше существование в материальном мире включает в себя множество сил, потребностей и побуждений. Астрология помогает нам отождествиться с совокупностью этого жизненного процесса вместо отождествления с одним или двумя ограниченными измерениями опыта, как делает большинство людей.
16. Использование астрологии в консультационном искусстве позволяет консультанту помочь человеку действовать заодно с его истинной натурой и бытием, а не формировать его в соответствии с созданной человеком теорией, каким он должен быть.
Заметки об образовании,
подготовка
астрологов-консультантов
Любой, кто сталкивается с американским образованием в качестве студента, преподавателя, администратора или родителя, постепенно приходит к осознанию, что наши образовательные учреждения архаичны. Не только структура обучения, но и сами предпосылки, на которых основывается вся система, требуют основательной трансформации. Многие родители сегодня настолько возмущены государственным школьным образованием, что организуют собственные «свободные» школы (часто ценой больших финансовых трудностей), чтобы их дети могли учиться и расти в здоровой атмосфере, свободной от чрезмерной состязательности и принуждения.
Некоторые из этих людей пришли к заключению, что школа как таковая, отделенная от повседневной жизни сообщества, устарела. Поэтому практически в каждом штате мы видим быстрый рост сообществ людей, которые разделяют сходные ценности и задачи и которые начинают интегрировать образование своих детей в целостную структуру своего жизненного стиля.
Что же подразумевается под словом «образование»? Большинство людей и даже большинство словарей ограничивают его значение процессом передачи информации путем обучения, воспитания и практики. Однако глубочайшее этимологическое значение этого слова «выведение» или «извлечение». Я думаю, что мы можем предположить, что этот процесс относится к выведению человека из тьмы на свет или к извлечению сущности того, что уже есть в человеке. Следовательно, мы можем увидеть, что образование — это значительно более тонкий процесс, чем обычно предполагается. Его истинное назначение — не столько запоминание данных, чтобы учащийся стал многофункциональным человеческим компьютером, сколько уничтожение страха и направление роста осознания. Это не означает, что в современном образовании не будет места обучению техническим предметам; просто я хочу акцентировать здесь тот факт, что никакое количество технических знаний не может перевесить потребность в психологическом и эмоциональном росте человека. Если наши университеты собираются быть просто школами профессионального обучения (каковыми большинство из них является), тогда они должны быть признаны таковыми, вместо сохранения иллюзии, что их цель — поиски истины и формирование характера.
Я полагаю, что одна из самых больших проблем нашей образовательной системы заключается в том, что школы пытаются быть всем для всех учащихся. Начальные школы пытаются выполнять обязанности приходящих нянь, учителей морали, социальных агентов, а также быть местом, где дети учатся основам общения и математическим навыкам. К этим обязанностям добавляется попытка создать специальные классы для тех эмоционально неуравновешенных ребят, чьи родители покинули их. Средние школы — неспособные больше нянчиться с подростками — обычно имеют атмосферу тюрем; за исключением нескольких особых частных школ, которые ориентированы на достижение в академических сферах, они приносят мало стимуляции и огромное разочарование своим учащимся.
Колледжи и университеты, за исключением немногих частных заведений, пытаются сделать так много всего, что неизбежным результатом является хаос, о котором мы читаем в газетах. Они пытаются выполнить все от профессионального обучения и специализированной профессиональной подготовки до образования национальных меньшинств и широкомасштабных социальных программ. Я думаю, что в образовательных программах нашего общества может быть достигнуто некое подобие порядка, если мы проявим достаточную непредубежденность и обратимся к самому древнему паттерну порядка и индивидуального развития — астрологии.
В зодиаке есть символы четырех фаз индивидуального образования. Это мутабельные знаки: Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. (Фактически, если мы рассматриваем «образование» в его широчайшем смысле, каждый зодиакальный знак представляет фазу личностного роста и, следовательно, персонального «образования». В идеале все эти фазы роста, паттерны развития и способы существования должны приниматься во внимание любым преподавателем. Но для целей учебного и социального упорядочения фаз явного ментально-духовного роста достаточно четырех мутабельных знаков.) Эти четыре стадии индивидуального образования могут быть определены следующим образом:
Близнецы представляют уровень первичного вовлечения в общество и достижения основного интеллектуального умения. В эту стадию развития включается формирование ребенком первых взаимоотношений со сверстниками, в кругу семьи и вне его. Эта фаза также символизирует первые попытки ребенка мыслить самостоятельно, смотреть на мир по-своему, «постигать» (через рациональные процессы) и выражать свое понимание. Следовательно, общение, ключевое слово этого знака, действует здесь как на общественном, так и на интеллектуальном уровне.
Дева представляет период служения обществу, обучения тому мастерству, с помощью которого человек будет зарабатывать
себе на жизнь, и первоначальный контакт с повседневным практическим миром напряженной работы, обязанностей и ответственности. Эта фаза персонального роста практически полностью упускается из внимания в нашем обществе. Поэтому мы имеем тысячи — даже миллионы — окончивших колледж молодых людей, которые получили диплом и испуганы осознанием, что фактически ничего не умеют делать. Высшее образование наполнило их головы значительным количеством не очень применимых и часто бесполезных идей, между тем они не приобрели никакого настоящего умения, которое поможет заработать на жизнь в реальном мире. Поскольку многие из них являются учеными или интеллектуалами любителями, им трудно вернуться от фазы высшего образования девятого дома к фазе тяжелого труда и служения шестого дома. Значительное улучшение национальной образовательной программы произошло бы в результате установления периода ученичества, непосредственно следующего за окончанием фазы Близнецов (возраст 14-16 лет). Если бы древний обряд введения в реальную жизнь был возрожден в нашей стране, многие молодые люди считали бы себя вполне удовлетворенными работой, приносящей им радость. Тогда фаза Стрельца могла бы последовать естественным образом.
Стрелец символизирует фазу развития, естественным образом вытекающую из фазы ученичества Девы. Часто говорят, что Стрелец и девятый дом представляют «высшее образование», но в более широком смысле Стрелец символизирует достижение мастерства в выбранной человеком сфере, независимо от того, проявляется ли это как мастер-ремесленник или как работник одной из превозносимых «профессий». Это фаза индивидуального образования, в которой человек начинает оказывать заметное влияние на мир в целом, через обучение собственных учеников, публикацию плодов своего труда или установление стандартов для будущих поколений. Следовательно, эта фаза развития включает в себя как обучение (в смысле совершенствования своей работы, идеалов и характера), так и отдачу того, чему человек научился.
В традиционном американском образовании мы ошибочно предполагаем, что любой, имеющий степень доктора философии, доктора медицины или другую высокую ученую степень, является знатоком своего дела. Мы упускаем из виду тот факт, что истинное мастерство приходит только после периода жесткой самодисциплины, старательного и упорного труда и постепенного развития подлинной скромности, основанной на осознании, что человек в действительности не смог бы ничего узнать без трудов его предшественников. То, что мы как можно быстрее проводим людей через всевозможные академические программы, чтобы «выпустить» множество докторов философии или докторов медицины, не означает, что мы обогащаем наше общество настоящими специалистами. Мы жертвуем качеством ради количества, просто чтобы сохранить иллюзию, что мастерство может даваться легко.
Рыбы представляют фазу индивидуального развития, которая наступает после того, как человек завершил свою работу на благо общества, выполнил семейные обязательства и ощутил непреодолимую потребность сосредоточиться на себе, чтобы испытать наиболее утонченный и важный вид образования: воспитание духовного человека. В Индии, хотя ее традиции медленно меняются, существует основной жизненный паттерн, тесно связанный с описанными здесь четырьмя стадиями. Последняя фаза обычно характеризуется тем, что человек удаляется от мира (включая родственников) и посвящает себя духовным дисциплинам. Фаза Рыб символизирует посвящение и принесение в жертву земных привязанностей, чтобы стать каналом для проявления и осознания возвышенной истины, всеобъемлющего целого. Великий психолог Карл-Густав Юнг написал очерк под названием «Стадии жизни», в котором он описал нормальный паттерн сознательного роста, очень сходный с тем, что мы здесь рассматриваем. Последняя фаза, по словам Юнга, — это явное обращение вовнутрь к духовному осознанию.
Взаимоотношения
Преподавателя и студента
Астрология может помочь нам относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время осознавая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявления одного и того же целого. Это отличие индивидуальных личностей является фактором, которым практически полностью пренебрегают в программах подготовки преподавателей. Дело в том, что большинство преподавателей (как и большинство людей) никогда по-настоящему не признает истину, что люди действительно различны. Конечно, такое признание требует определенного самопознания со стороны преподавателя. Без этого признания различий людей преподаватель будет подсознательно налагать собственные пристрастия и ожидания на учеников. Поэтому учитель Рак (т.е. знак Солнца — Рак) может ненавидеть ребенка с Солнцем в Весах или ощущать угрозу от ребенка-Овна. Это, несомненно, пагубно скажется на успехах учащегося в школе. Я сам видел множество примеров предвзятости во взаимоотношениях преподаватель-студент. Это печально наблюдать, но еще печальнее осознавать, что в наших программах подготовки преподавателей запрещен краткий курс астрологии, который мог бы смягчить многие из этих проблем.
Поскольку большинство преподавателей не знает астрологию (которая в действительности представляет собой точный способ разделения людей по категориям и обретения перспектива межличностных отношений), они, естественно, обращаются к другим, менее точным способам разделения по категориям и оценки студентов. Основным способом оценки студентов (хотя многочисленные исследования показали вредные эффекты его применения) по-прежнему остается тест на коэффициент умственного развития (I.Q.).
Студентов распределяют по категориям в соответствии с тем, насколько хорошо они способны выполнять определенные умственные действия. Тест на коэффициент умственного развития ошибочно провозглашается определяющим «интеллект» студентов, но здесь не учитывается тот факт, что есть различные виды «интеллекта». «Интеллект» — это одно из слов, подобных слову «образование», которое имеет разные значения в зависимости от конкретной цели. В сущности, хотя тесты на коэффициент умственного развития были первоначально предназначены для измерения «интеллекта», сегодня, как говорят честные специалисты в сфере психологического тестирования, они проводятся просто для того, что определить, что измеряет тесты на коэффициент умственного развития. Это может звучать абсурдно, но это так! Тем не менее, многие преподаватели продолжают полагаться на эти тесты, чтобы оценить студентов. А первоначальные ожидания преподавателя в отношении успехов студента часто основаны исключительно на численном результате этих тестов!
Изучение астрологии показывает преподавателю, что есть различные виды умственных способностей и талантов. Единственная психическая функция, которой, по-видимому, интересуются «педагоги» — это интеллект, астрологически символизируемый Меркурием. Положение и аспекты Меркурия могут ясно показать, насколько хорошо интегрирована и насколько плавно функционирует рациональная способность; рассмотрение Венеры может раскрыть артистические таланты, рассмотрение Марса — технические или инженерные способности, Нептуна — музыкальную восприимчивость и т.д. Дело в том, что различные люди достигают мастерства в различных сферах, а изучение астрологии может дать преподавателю правильный способ подхода к различным студентам. Высокоразвитый ребенок может быть настроен на более высокие уровни сознания и воображения, чем его преподаватель. Следовательно, преподавателю прежде всего необходимо признавать таланты и настройку своих студентов, а также научиться