Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 5 страница

в том, что большая часть астрологии (и почти вся попу­лярная астрология) по-прежнему интересуется предсказани­ем определенных событий, а не внутренней жизнью индиви­дуального человека. Важный шаг, предпринятый гуманисти­ческой астрологией Радьяра, — это смещение акцента с внеш­него мира событий на внутренний мир персонального опыта и роста. Различные «предсказательные» техники, такие как прогрессии или транзиты, по-прежнему находят свое место в гуманистически ориентированной астрологии, но значение того, на что указывают эти технические приемы, меняется с детерминистического и бессмысленного действия судьбы на полную смысла возможность испытать и интегрировать новые аспекты бытия человека. Другими словами, периоды, указан­ные как критические (по анализу циклов, наиболее важных для индивидуального паттерна роста), рассматриваются как часть большего паттерна роста и самоактуализации. Поэтому даже трудный опыт приобретает позитивное, способствующее росту персональное значение. Радьяр объясняет этот новый акцент в астрологии следующим образом.

Если вы хотите, чтобы астрология продемонст­рировала свою гениальность, вы должны сосредото­читься на том, что уникально в астрологии, чему она может придать наиболее полный смысл — это индивидуальная ситуация.

То, что вы стараетесь понять, —- это значение ситуации как целого. Причина важности положений планет заключается в следующем: если вы осознае­те, что вселенная является организмом в широчай­шем смысле этого термина, тогда все, что происхо­дит в системе интегрированной активности, имеет свое место и функцию в этой системе. Если вы хо­тите понять определенную точку во времени-про­странстве в этой системе, вы должны рассмотреть ее относительно всей системы.

Целостность систе­мы постоянно находится в полифонической гармо­нии с жизнью индивидуума, который выделился из целого, став собой, маленьким целым, маленьким ор­ганизмом. Всякий раз, когда что-то индивидуализи­руется и выделяется из целого, оно остается час­тью целого... Идея астрологии заключается в том, чтобы связать всю функциональную активность че­ловека с десятью основными символами, или плане­тами, где каждая планета представляет определен­ное качество активности. Взятые вместе, они пред­ставляют набросок человека как целого.

В своей брошюре «Астрология для новых умов» Радьяр объясняет этот момент:

...каждая индивидуальная личность — это отно­сительно независимое органическое целое, в котором множество сил динамически взаимодействуют друг с другом в соответствии с исходным и созидающим паттерном, устанавливающим его жизненную цель и его основное отношение ко всем другим целым во все­ленной. Это органическое целое — индивидуальная личность — по существу не отличается от неизме­римо большего организованного Целого, которое мы называем вселенной. Действительно, индивидуаль­ная личность представляет собой один отдельный аспект вселенского Целого, сфокусированный в конк­ретной точке пространства и, с точки зрения конк­ретной потребности в нем, в точный момент пере­хода в автономное существование. Это момент пер­вого вдоха, потому что именно тогда основные рит­мы существования индивидуума устанавливаются в рамках конкретного окружения.

Поскольку, как пишет Радьяр, «существенные элементы или основные побуждения в каждой организованной системе

одинаковы» и поскольку люди на Земле являются частью того же целого, что и планеты в нашей солнечной системе, мы имеем основу для создания космического языка, подходящего для истинного образа существования человека и паттерна функционирования. В лекции, прочитанной на съезде амери­канской федерации астрологов, Радьяр резюмировал то, что он считает наиболее важным применением астрологии:

...жить более сознательной и более понимающей жизнью с точки зрения более объективного осозна­ния характера и относительных значений основных факторов, которые структурируют вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей, ...это путь мудрости.

Сегодня приверженцы гуманистической психологии пы­таются создать психологию, которая акцентирует такие пози­тивные факторы, как самоактуализация, творчество, дости­жение высшего сознания и осознание непосредственным обра­зом своего неотъемлемого «Я». Гуманистически ориентиро­ванный психолог, консультант или педагог может обрести в астрологии наиболее веское и полезное орудие, так как астро­логия дает нам язык, который точно описывает уникальную комбинацию универсальных факторов, действующих в каж­дом из нас.

Польза астрологии в

консультационном искусстве

В предыдущих главах уже упоминалось о важном значе­нии и пользе астрологического понимания в сфере об­щей психологии. Астрология в равной степени применима и в других сферах консультационного искусства, будь это кон­сультирование по вопросам семьи и брака, детским пробле­мам, определенные виды психотерапии или просто то кон­сультирование, которое многие из нас выполняют в повсед­невной жизни, имея или не имея звание «психолога». По­скольку наиболее важные теоретические соображения были довольно тщательно рассмотрены в предыдущих главах, в этой главе я просто хочу рассказать о некотором конкретном и практическом применении астрологии во всей сфере кон­сультирования.

Большинство читателей, вероятно, знает, что есть много видов астрологии со своими особыми символическими корре­ляциями, подходящими для рассматриваемого вопроса, и есть много применений основных астрологических законов. Но ме­ня особенно интересует сфера консультационного искусства, поэтому я полагаю, что возможность поделиться некоторым пониманием, которое я приобрел, используя астрологию в довольно обширной консультационной практике, может ока­заться полезной для читателей.

Я особенно хочу подчеркнуть, что консультирование — это искусство и что именно в консультационной ситуации один-на-один наиболее ярко оживают астрологические сим­волы. Искусство консультирования — это энергетический взаимообмен с другим человеком, способ объяснения реалий общей жизненной ситуации и индивидуального образа жизни клиента. Хотя человек может улучшить свои способности в консультационной работе за счет опыта, преданности прак­тике и проницательного самоанализа, самому искусству на­учить нельзя. Поскольку каждый человек отличается от дру­гого, его индивидуальный способ использования астрологии в консультировании будет отличаться от подхода другого чело­века. Я лично не особенно заинтересован в роли «гуру» или в структурировании моей профессиональной практики таким образом, чтобы приходящие ко мне люди рассчитывали, что я сделаю всю работу, все опросы и предоставлю им все ответы на их индивидуальные дилеммы. Для меня ясно, что открытость клиента в каждой ситуации в сущности определяет, сколько помощи или какую глубину самопознания он обретет в ре­зультате нашего взаимообмена. Это верно в каждой жизнен­ной ситуации: мы программируем то, что получим, тем, на­сколько мы готовы отдавать и насколько открыты к тому, чтобы посмотреть в лицо истине о себе. Тот факт, что некото­рые астрологи продолжают играть роль предсказателя буду­щего или всезнающего канала для космической мудрости про­сто указывает на то, что такие практики слишком задейству­ют в этой роли свое эго.

Астрологи, неважно, как они представляют себя или как может видеть их публика, — это просто люди, похожие на любых других, с ограниченными знаниями, ограниченным пониманием и ограниченным опытом. Они отличаются от других людей только тем, что изучили (хочется надеяться, что с достаточной глубиной) систему космических символов, предоставляющую инструмент, который может позволить им проникнуть ниже поверхности эго, самообмана и социальных ролей.

В повседневной профессиональной астрологической прак­тике крайне важна бескомпромиссная интеллектуальная чес­тность человека. Другими словами, если он не знает ответа на вопрос, не понимает какой-то аспект карты рождения или не может установить связь с человеком на определенном уровне, он не должен стесняться сказать об этом и попросить помощи или разъяснения. Я понимаю, что большинство астрологов часто сталкивается с желанием клиента перекинуть всю от­ветственность на астролога и спроецировать образ «гуру» на него. Эта игра, которая нравится эго, поэтому очень легко взяться за такую роль, не осознавая реального смысла таких действий. Однако астролог должен понимать, что простой со­вет без предоставления способа более глубокого осознания имеет мало ценности, так как человек должен сделать собст­венную работу и через собственный опыт достичь более высо­кого осознания, которое позволит ему перерасти трудность или переступить ее пределы. В то же время астролог должен осознавать имеющуюся в его распоряжении силу и удивитель­ную восприимчивость к внушению, которой обладает боль­шинство людей, поэтому он должен с величайшей осторожно­стью использовать эту силу. Лучше не сказать ничего, чем делать необоснованные догадки, базирующиеся на недоста­точном понимании, просто из-за эго неуверенности или тре­бований клиента. Как указывала Зиппора Добинс, за утверж­дениями астролога, насколько клиент способен это осознать, лежит сила и авторитет космоса. Это ответственность, кото­рую нельзя не воспринимать всерьез. Кроме того, интеллекту­альная честность должна простираться до такого уровня, что астролог должен открыто заявить о своих индивидуальных философских убеждениях и морали, если они входят в проти­воречие с его способностью объективно рассматривать ситуа­цию конкретного человека.

Взаимоотношения между астрологом и клиентом такие же глубоко персональные, как между врачом и пациентом. Каче­ство этих взаимоотношений неизбежно является определяю­щим фактором в окончательном результате консультации. Поэтому астролог не должен колебаться, направляя клиента к другому астрологу, если он ощущает, что какое-то напряже­ние или сопротивление в конкретных взаимоотношениях де­лает невозможным открытое и эффективное общение с клиен­том. Здесь не стоит вопрос, кто «лучший» астролог. Просто есть разные типы астрологов для различных типов людей. То, что один астролог не может понять или разрешить, может быть сильной стороной другого астролога. Качество астроло­гической практики определяется не только конкретной систе­мой астрологии или определенными используемыми техниче­скими приемами, здесь важнее качество взаимоотношений и глубина самопознания, озаряющая взаимообмен между аст­рологом и клиентом. Без преимуществ личностного взаимооб­мена в астрологической работе невозможно использовать аст­рологические процедуры наиболее глубоким образом и с мак­симальной пользой. Хотя карта, построенная для человека, с которым астролог не имел личного общения, может быть для него полезной, этот человек извлечет более глубокое понима­ние из личного контакта с астрологом. Это связано с тем, что без непосредственного личного контакта невозможно узнать (если человек не одарен экстрасенсорными способностями) уровень осознания, с которым индивидуум будет реагировать на свои внутренние и внешние обстоятельства.

В оставшейся части этой главы я просто перечислю неко­торые важные особенности, которые астрология может внести в консультационное искусство. Это мои личные выводы, кото­рые, естественно, связаны с моим конкретным опытом и моей конкретной позицией по отношению к жизни.

1. В священной индусской книге «Бхагавадгите» говорит­ся, что «разум — это убийца действительности». Совре­менный автор утверждает: «Смерть эго — это рождение всего остального». Использование астрологии может при­нести перспективу и обособление от нашего разума и эго паттернов, чтобы мы смогли снова воспринимать то, что реально, так как, оставаясь жертвой этих паттернов, мы находимся в полной тьме. Карта рождения раскрывает эти паттерны ясным образом, что позволяет нам более эффективно обращаться с нашими привычками и с собой.

2. Астрология помогает человеку развивать терпение, так как, когда он видит, что основные структурные аспекты его существования подвержены уже установившейся пе­риодичности и циклическому ритму, становится намного проще жить в настоящем с терпеливым принятием «здесь и сейчас» и пониманием, что сегодняшняя фаза закон­чится, когда переживет свое назначение. Терпение, кото­рое может быть развито с помощью астрологии, было на­звано одним автором «активной ориентацией на расписа­ние Бога».

3. Астрология предоставляет паттерн развития и роста, ко­торый намного превосходит любой другой психологиче­ский инструмент. Астрология показывает, над чем чело­век должен работать, каково неотъемлемое значение кон­кретного опыта или жизненной фазы, с каким внутрен­ним паттерном человек приходит к соглашению, какова приблизительная длительность любой конкретной фазы опыта, а также точный способ определения времени ре­шающих изменений в жизни.

4. Астрология позволяет человеку настроиться на свою внутреннюю силу и использовать силу мышления, воли и творчества для формирования лучшего способа существо­вания. Акцентируя внимание на астрологических цик­лах, мы можем увидеть, когда у нас будет возможность

развивать новые подходы к жизни, а когда мы будем под­вергаться проверке, чтобы понять, являются ли наши те­перешние подходы действительно удовлетворяющими и творческими.

5. Изучение астрологии или знакомство с астрологической практикой через консультационный опыт дает возмож­ность человеку более глубоко понять универсальные за­коны, охватывающие всю жизнь, и помогает индивидуу­му полагаться на эти универсальные законы в своей жиз­ни. К числу этих законов относятся: упорядоченность, компенсация (или баланс), причина и следствие (карма), вибрация, циклы, полярность, «вы становитесь тем, что вы думаете» и т.д.

6. Астрология в консультационном искусстве показывает, что любой опыт вписывается в больший паттерн порядка, который составляет основную жизненную структуру или жизненный план человека.

7. Астрология дает нам чувство перспективы и способ осоз­нания нашей жизни, чтобы мы не задерживались на од­ном переживании, разочаровании или препятствии. Она может привести нас в контакт с динамизмом и цикличе­ской природой всей жизни.

8. Астрология может дать нам веру во что-то большее, чем просто в эго сознание, следовательно, веру в свое истин­ное «Я».

9. Астрология помогает консультанту или психотерапевту проникнуть внутрь человека, настроиться на него в соот­ветствии с собственной природой клиента, а не с проек­цией подсознательных предположений. Она также позво­ляет ему выбрать соответствующее лечение или терапию для конкретного человека.

10. Астрология может дать нам ключ к важнейшим периодам кризиса и заметного роста в жизни каждого человека, паттерны которых игнорируются западной культурой.

11. Астрология предоставляет способ, посредством которого могут быть доведены до осознания и определенной фор­мы глубочайшие чувства и подсознательные стремления клиента. То, что изначально было смутным, тревожащим беспокойством, может быть преобразовано в источник ос­вобожденной творческой энергии, часто дающий челове­ку ясное чувство направления и смысла жизни.

12. Астрология дает возможность человеку определить тип активности, в которой его жизненная энергия может течь наиболее свободно и приносить наибольшее удовлетво­рение.

13. Астрология может помочь людям обрести больше уверен­ности в себе, подтверждая ощущения, намеки и внутрен­ние знания, которые они, возможно, боятся выразить. В отличие от часто раздающейся критики, что астрология делает человека более слабым и полагающимся на внеш­ние силы, правильное использование астрологии может помочь человеку развить значительную уверенность в своих силах. Часто человек ощущает глубоко внутри, что он имеет особые способности в определенной сфере, но недостаток уверенности или веры в себя мешает ему по­верить в эту способность.

14. Астрология может помочь нам понять, что «весь мир — это сцена» и что мы просто играем роли на этой огромной сцене. Такое понимание может принести нам чувство перспективы и юмора, а только оно облегчает отношение к жизни. Кроме того, такое понимание со временем под­водит человека к рассмотрению основных жизненных вопросов: «Кто является актером в этой пьесе? Кто режис­сером? И кто автором?»

15. Астрология показывает, что внутри человека много взаи­модействующих движущих сил, что наше существование в материальном мире включает в себя множество сил, потребностей и побуждений. Астрология помогает нам отождествиться с совокупностью этого жизненного про­цесса вместо отождествления с одним или двумя ограни­ченными измерениями опыта, как делает большинство людей.

16. Использование астрологии в консультационном искусст­ве позволяет консультанту помочь человеку действовать заодно с его истинной натурой и бытием, а не формиро­вать его в соответствии с созданной человеком теорией, каким он должен быть.

Заметки об образовании,

подготовка

астрологов-консультантов

Любой, кто сталкивается с американским образованием в качестве студента, преподавателя, администратора или родителя, постепенно приходит к осознанию, что наши образовательные учреждения архаичны. Не только структура обучения, но и сами предпосылки, на которых основывается вся система, требуют основательной трансформации. Многие родители сегодня настолько возмущены государственным школьным образованием, что организуют собственные «сво­бодные» школы (часто ценой больших финансовых труд­ностей), чтобы их дети могли учиться и расти в здоровой атмосфере, свободной от чрезмерной состязательности и при­нуждения.

Некоторые из этих людей пришли к заключению, что школа как таковая, отделенная от повседневной жизни сооб­щества, устарела. Поэтому практически в каждом штате мы видим быстрый рост сообществ людей, которые разделяют сходные ценности и задачи и которые начинают интегриро­вать образование своих детей в целостную структуру своего жизненного стиля.

Что же подразумевается под словом «образование»? Боль­шинство людей и даже большинство словарей ограничивают его значение процессом передачи информации путем обуче­ния, воспитания и практики. Однако глубочайшее этимологи­ческое значение этого слова «выведение» или «извлечение». Я думаю, что мы можем предположить, что этот процесс отно­сится к выведению человека из тьмы на свет или к извлече­нию сущности того, что уже есть в человеке. Следовательно, мы можем увидеть, что образование — это значительно более тонкий процесс, чем обычно предполагается. Его истинное назначение — не столько запоминание данных, чтобы уча­щийся стал многофункциональным человеческим компьюте­ром, сколько уничтожение страха и направление роста осоз­нания. Это не означает, что в современном образовании не будет места обучению техническим предметам; просто я хочу акцентировать здесь тот факт, что никакое количество техни­ческих знаний не может перевесить потребность в психологи­ческом и эмоциональном росте человека. Если наши универ­ситеты собираются быть просто школами профессионального обучения (каковыми большинство из них является), тогда они должны быть признаны таковыми, вместо сохранения иллю­зии, что их цель — поиски истины и формирование характера.

Я полагаю, что одна из самых больших проблем нашей образовательной системы заключается в том, что школы пы­таются быть всем для всех учащихся. Начальные школы пы­таются выполнять обязанности приходящих нянь, учителей морали, социальных агентов, а также быть местом, где дети учатся основам общения и математическим навыкам. К этим обязанностям добавляется попытка создать специальные классы для тех эмоционально неуравновешенных ребят, чьи родители покинули их. Средние школы — неспособные боль­ше нянчиться с подростками — обычно имеют атмосферу тю­рем; за исключением нескольких особых частных школ, кото­рые ориентированы на достижение в академических сферах, они приносят мало стимуляции и огромное разочарование своим учащимся.

Колледжи и университеты, за исключением немногих частных заведений, пытаются сделать так много всего, что неизбежным результатом является хаос, о котором мы читаем в газетах. Они пытаются выполнить все от профес­сионального обучения и специализированной профессиональ­ной подготовки до образования национальных меньшинств и широкомасштабных социальных программ. Я думаю, что в образовательных программах нашего общества может быть достигнуто некое подобие порядка, если мы проявим доста­точную непредубежденность и обратимся к самому древнему паттерну порядка и индивидуального развития — астрологии.

В зодиаке есть символы четырех фаз индивидуального об­разования. Это мутабельные знаки: Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. (Фактически, если мы рассматриваем «образование» в его широчайшем смысле, каждый зодиакальный знак пред­ставляет фазу личностного роста и, следовательно, персо­нального «образования». В идеале все эти фазы роста, паттер­ны развития и способы существования должны приниматься во внимание любым преподавателем. Но для целей учебного и социального упорядочения фаз явного ментально-духовного роста достаточно четырех мутабельных знаков.) Эти четыре стадии индивидуального образования могут быть определены следующим образом:

Близнецы представляют уровень первичного вовлечения в общество и достижения основного интеллектуального умения. В эту стадию развития включается формирование ребенком первых взаимоотношений со сверстниками, в кругу семьи и вне его. Эта фаза также символизирует первые попытки ре­бенка мыслить самостоятельно, смотреть на мир по-своему, «постигать» (через рациональные процессы) и выражать свое понимание. Следовательно, общение, ключевое слово этого знака, действует здесь как на общественном, так и на интел­лектуальном уровне.

Дева представляет период служения обществу, обучения тому мастерству, с помощью которого человек будет зарабатывать

себе на жизнь, и первоначальный контакт с повседнев­ным практическим миром напряженной работы, обязанно­стей и ответственности. Эта фаза персонального роста практи­чески полностью упускается из внимания в нашем обществе. Поэтому мы имеем тысячи — даже миллионы — окончивших колледж молодых людей, которые получили диплом и испуга­ны осознанием, что фактически ничего не умеют делать. Вы­сшее образование наполнило их головы значительным коли­чеством не очень применимых и часто бесполезных идей, между тем они не приобрели никакого настоящего умения, которое поможет заработать на жизнь в реальном мире. По­скольку многие из них являются учеными или интеллектуа­лами любителями, им трудно вернуться от фазы высшего образования девятого дома к фазе тяжелого труда и служения шестого дома. Значительное улучшение национальной обра­зовательной программы произошло бы в результате установ­ления периода ученичества, непосредственно следующего за окончанием фазы Близнецов (возраст 14-16 лет). Если бы древний обряд введения в реальную жизнь был возрожден в нашей стране, многие молодые люди считали бы себя вполне удовлетворенными работой, приносящей им радость. Тогда фаза Стрельца могла бы последовать естественным образом.

Стрелец символизирует фазу развития, естественным об­разом вытекающую из фазы ученичества Девы. Часто гово­рят, что Стрелец и девятый дом представляют «высшее обра­зование», но в более широком смысле Стрелец символизирует достижение мастерства в выбранной человеком сфере, неза­висимо от того, проявляется ли это как мастер-ремесленник или как работник одной из превозносимых «профессий». Это фаза индивидуального образования, в которой человек начи­нает оказывать заметное влияние на мир в целом, через обу­чение собственных учеников, публикацию плодов своего тру­да или установление стандартов для будущих поколений. Следовательно, эта фаза развития включает в себя как обуче­ние (в смысле совершенствования своей работы, идеалов и характера), так и отдачу того, чему человек научился.

В тра­диционном американском образовании мы ошибочно предпо­лагаем, что любой, имеющий степень доктора философии, доктора медицины или другую высокую ученую степень, является знатоком своего дела. Мы упускаем из виду тот факт, что истинное мастерство приходит только после перио­да жесткой самодисциплины, старательного и упорного труда и постепенного развития подлинной скромности, основанной на осознании, что человек в действительности не смог бы ни­чего узнать без трудов его предшественников. То, что мы как можно быстрее проводим людей через всевозможные акаде­мические программы, чтобы «выпустить» множество докторов философии или докторов медицины, не означает, что мы обо­гащаем наше общество настоящими специалистами. Мы жер­твуем качеством ради количества, просто чтобы сохранить иллюзию, что мастерство может даваться легко.

Рыбы представляют фазу индивидуального развития, ко­торая наступает после того, как человек завершил свою рабо­ту на благо общества, выполнил семейные обязательства и ощутил непреодолимую потребность сосредоточиться на себе, чтобы испытать наиболее утонченный и важный вид образо­вания: воспитание духовного человека. В Индии, хотя ее тра­диции медленно меняются, существует основной жизненный паттерн, тесно связанный с описанными здесь четырьмя ста­диями. Последняя фаза обычно характеризуется тем, что че­ловек удаляется от мира (включая родственников) и посвяща­ет себя духовным дисциплинам. Фаза Рыб символизирует по­священие и принесение в жертву земных привязанностей, чтобы стать каналом для проявления и осознания возвы­шенной истины, всеобъемлющего целого. Великий психолог Карл-Густав Юнг написал очерк под названием «Стадии жиз­ни», в котором он описал нормальный паттерн сознательного роста, очень сходный с тем, что мы здесь рассматриваем. По­следняя фаза, по словам Юнга, — это явное обращение во­внутрь к духовному осознанию.

Взаимоотношения

Преподавателя и студента

Астрология может помочь нам относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время осоз­навая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявления одного и того же целого. Это отличие индивиду­альных личностей является фактором, которым практически полностью пренебрегают в программах подготовки препода­вателей. Дело в том, что большинство преподавателей (как и большинство людей) никогда по-настоящему не признает ис­тину, что люди действительно различны. Конечно, такое при­знание требует определенного самопознания со стороны пре­подавателя. Без этого признания различий людей преподава­тель будет подсознательно налагать собственные пристрастия и ожидания на учеников. Поэтому учитель Рак (т.е. знак Солнца — Рак) может ненавидеть ребенка с Солнцем в Весах или ощущать угрозу от ребенка-Овна. Это, несомненно, па­губно скажется на успехах учащегося в школе. Я сам видел множество примеров предвзятости во взаимоотношениях пре­подаватель-студент. Это печально наблюдать, но еще печаль­нее осознавать, что в наших программах подготовки препода­вателей запрещен краткий курс астрологии, который мог бы смягчить многие из этих проблем.

Поскольку большинство преподавателей не знает астроло­гию (которая в действительности представляет собой точный способ разделения людей по категориям и обретения перспек­тива межличностных отношений), они, естественно, обра­щаются к другим, менее точным способам разделения по кате­гориям и оценки студентов. Основным способом оценки сту­дентов (хотя многочисленные исследования показали вред­ные эффекты его применения) по-прежнему остается тест на коэффициент умственного развития (I.Q.).

Студентов распре­деляют по категориям в соответствии с тем, насколько хорошо они способны выполнять определенные умственные действия. Тест на коэффициент умственного развития ошибочно про­возглашается определяющим «интеллект» студентов, но здесь не учитывается тот факт, что есть различные виды «интеллек­та». «Интеллект» — это одно из слов, подобных слову «образо­вание», которое имеет разные значения в зависимости от кон­кретной цели. В сущности, хотя тесты на коэффициент умст­венного развития были первоначально предназначены для из­мерения «интеллекта», сегодня, как говорят честные специа­листы в сфере психологического тестирования, они проводят­ся просто для того, что определить, что измеряет тесты на коэффициент умственного развития. Это может звучать аб­сурдно, но это так! Тем не менее, многие преподаватели про­должают полагаться на эти тесты, чтобы оценить студентов. А первоначальные ожидания преподавателя в отношении успе­хов студента часто основаны исключительно на численном результате этих тестов!

Изучение астрологии показывает преподавателю, что есть различные виды умственных способностей и талантов. Един­ственная психическая функция, которой, по-видимому, инте­ресуются «педагоги» — это интеллект, астрологически симво­лизируемый Меркурием. Положение и аспекты Меркурия мо­гут ясно показать, насколько хорошо интегрирована и на­сколько плавно функционирует рациональная способность; рассмотрение Венеры может раскрыть артистические талан­ты, рассмотрение Марса — технические или инженерные спо­собности, Нептуна — музыкальную восприимчивость и т.д. Дело в том, что различные люди достигают мастерства в раз­личных сферах, а изучение астрологии может дать преподава­телю правильный способ подхода к различным студентам. Вы­сокоразвитый ребенок может быть настроен на более высокие уровни сознания и воображения, чем его преподаватель. Сле­довательно, преподавателю прежде всего необходимо призна­вать таланты и настройку своих студентов, а также научиться

Наши рекомендации