Принципиальных переговоров
(по Р. Фишеру и У. Юри)
Основные Принципы | Краткая характеристика |
Первый принцип | «Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров, отделите человека от проблемы».Помните, что переговоры ведут люди, обладающие определенными чертами характера. Обсуждение этих черт недопустимо, так как это привносит в ход переговоров деструктивный фактор, мешающий решению проблемы. Критика личных качеств участников переговоров только обостряет отношения или, по крайней мере, не способствует поиску путей его разрешения. |
Второй принцип | «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях».Позиции оппонентов могут скрывать их подлинные цели, а тем более интересы. В то же время в основе противоречивых позиций всегда лежат интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о позициях, нужно исследовать определяющие их интересы. За противоположными позициями наряду с противоречиями находятся разделяемые и приемлемые интересы. |
Третий принцип | «Разработайте взаимовыгодные варианты».Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны. В таком случае диалог становится дискуссией с ориентацией «мы против проблемы», а не «я против тебя». При такой ориентации возможно использование «мозгового штурма». В результате может быть получено несколько вариантов решений. Это позволит отобрать нужный вариант, соответствующий интересам всех сторон, участвующих в переговорах. |
Четвертый принцип | «Найдите объективные критерии». Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам всех сторон. Только тогда оно будет справедливым, стабильным и длительным. Если же критерии субъективны, т.е. не нейтральны по отношению к какой-либо стороне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной. В результате соглашение будет восприниматься как несправедливое, оно не будет подписано и не будет выполняться. Объективные критерии вытекают из принципиального подхода к обсуждению спорных проблем; они формулируются на основе адекватного понимания содержания этих проблем. |
Метод принципиальных переговоров, или «переговоров, основанных на определенных принципах», характеризуется четырьмя основными принципами, представленными выше. Каждый из принципов составляет базовый элемент переговоров и служит рекомендацией по их ведению.
Впервые данная концепция была впервые предложена в 1981 году профессорами Гарвардского университета Роджером Фишером и Уильямом Юри как альтернатива переговорам «мягким» (участники – друзья, цель – соглашение) и «жестким» (участники – противники, цель – победа). Первоначальное авторское название данной концепции – «Win-Win», что в переводе на русский язык означает «Выигрыш-Выигрыш». Позже сами авторы назвали эти переговоры принципиальными (principled negotiation).
Приходится констатировать, что обманчивая очевидность идеи приводит к тому, что концепция переговоров «Выигрыш-Выигрыш» зачастую принимается за сценарий поспешных взаимных уступок, когда проигрывают все стороны, участвующие в переговорном процессе. Специалисты же настаивают на том, что в отличие от стратегии компромиссов, модель «Win-Win» – это модель успешных переговоров, ориентированных именно на выигрыш. При этом достигнутое соглашение оценивается как минимум с трех точек зрения: вашей, вашего партнера по переговорам и всей отрасли в целом. Концепция «Выигрыш-Выигрыш» предполагает, что результат оценивается как успешный с каждой из трех позиций.
Такая концепция может потребовать для своего воплощения как больших творческих усилий, так и четких стратегий, позволяющих поддерживать определенную структуру процесса. В противном случае переговоры «Выигрыш-Выигрыш» могут превратиться в переговоры «Проигрыш-Выигрыш» или «Проигрыш-Проигрыш».
Следует иметь в виду, что мы постоянно взаимодействуем друг с другом, поэтому переговоры в нашей жизни встречаются гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Наши переговоры могут разительно отличаться по своему масштабу: мы можем договариваться с начальником о незначительном изменении графика работы или повышении зарплаты, можем заключать миллионные и миллиардные сделки – однако во всех случаях будет присутствовать нечто, что превращает коммуникацию именно в переговоры. Ключевой аспект такой коммуникации – идея о том, что мы собираемся заключить определенное соглашение. И, вне зависимости от масштаба наших переговоров, главное – станут ли они для нас успешными.
Подготовка презентации
1. Определение приоритетных целей. |
2. Изучение потенциальной аудитории. |
3. Материальное обеспечение. |
4. Написание и обсуждение сценария. |
5. Формирование и обучение команды. |
6. Подготовка помещения. |
7. Постановка сценария. |
8. Прогнозирование результатов. |
Иллюзия легкости подготовки и проведения презентации, которая у многих молодых людей, как показало наше исследование, ассоциируется с ярко одетыми девушками, назойливо предлагающими моющие средства на рынках или напитки у входа в супермаркеты, может возникнуть только у непрофессионала. Специалисты полагают, что пренебрежение в процессе подготовки презентации хотя бы одним из указанных выше пунктов может повлечь за собой достаточно серьезные и необратимые последствия. Неподготовленная и неудавшаяся презентация может навредить фирме больше, чем продуманные действия конкурентов.
|
Сначала необходимо определить приоритетные цели и изучить потенциальную аудиторию.
|
Затем необходимо убедиться, что у вас достаточно материальных средств для проведения достойной презентации. Сценарий должен быть написан профессионально с учетом возможностей потенциальной команды ведущих и оснащенности зала. Далее в этом разделе мы представим непременные составляющие успешного сценария.
Пренебрежение репетициями ведет к накладкам и неувязкам даже при достаточно большом опыте ведущих. Мы имеем возможность наблюдать это даже при просмотре рейтинговых телевизионных шоу, где работают только профессионалы. Важно помнить, что репетиции включают в себя не только постановку сценария, как это делается в театре, но и отработку реакций на всевозможные непредвиденные обстоятельства, например, на неожиданную поломку проектора, сильный шум в коридоре или на улице, нетактичное поведение присутствующих, очень сложные вопросы и др.
И, наконец, необходимо прогнозировать результат планируемой презентации, который должен выражаться степенью достижения поставленных целей.
Таким образом, очевидно, что подготовка и проведение современной презентации требует не только знаний о предмете (например, о телевизорах вы знаете все), не только экономических знаний, но и определенного актерского мастерства, сценарного и режиссерского опыта.