Стратегия первая: Познайте себя
Установки и поведение, характерные для нарциссических личностей, могут вызывать много самых разнообразных чувств у людей, которым приходится с ними сталкиваться. При общении с нарциссической личностью свойственные для нее искажения реальности могут заставить вас усомниться в себе и собственном восприятии действительности. Их бесстыдство, высокомерие и претензия на обладание правом может вызывать у вас гнев и возмущение. Их специфическое проявление зависти может заставить вас почувствовать себя униженным, а их ярость, использование других людей и слабые границы в межличностных отношениях могут вас напугать, вызвать чувство беспомощной уязвимости или даже оскорбить.
В основном реакция на нарциссическую личность определяется опытом предыдущих встреч с людьми такого типа. Если у вас один или оба родителя - личности крайне нарциссические, если над вами часто насмехались или стыдили брат или сестра, если вы были застенчивым или пассивным ребенком, которого эксплуатировали или оскорбляли другие дети, если ваши близкие отношения или доверительные отношения на работе потерпели крах или вы почувствовали, что нарциссические личности вас используют, в таких случаях вы можете обладать более острой чувствительностью по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. История нашего общества с самого его зарождения учит нас понимать, что мы можем ожидать от других людей и как мы себя при этом чувствуем. Именно поэтому средство номер один при общении с нарциссической личностью - проверить свои .ощущения и выявить тот вклад, который вносят эти реакции на нарциссическую личность в наше ощущение дискомфорта. Цель состоит в том, чтобы понять, что происходит, и прервать процесс взаимодействия с нарциссической личностью, чтобы себя защитить.
Это легче сказать, чем сделать. Зачастую наши реакции на нарциссическую личность очень сложны и далеко не всегда негативны. Иногда нас притягивают их невероятные (larger-thaп-life) качества, а также особый способ, которым они дают нам почувствовать, что мы каким-то образом причастны к ощущению ими своей грандиозности и всемогущества. Если в качестве спутника, обращающегося вокруг планеты, мы представляем себя более полноценными или более интересными, то выбор за нами: платить полную цену или же как-то оградить себя от их притяжения. Если все же мы поддаемся, то, в конце концов, можем стать жертвой иллюзии, которая нанесет нам серьезную травму и окончательно истощит нас эмоционально. Если вы попадаете в паутину нарциссической личности, то станете серьезно запаздывать в своем развитии.
Нарциссическая личность может захватить нас в плен, воспользовавшись нашей нарциссической уязвимостью. В особенности это характерно для тех случаев, когда у нас остаются незавершенные отношения (uпfiпished busiпess) с нарциссическим родителем. Такие ранние переживания оставляют у нас нереалистичные ожидания в отношении самих себя, и если мы не оправдали этих ожиданий, то ощущаем потребность испытать такое же чувство стыда, как и прежде - в детстве. Если кто-нибудь, похожий на нашего нарциссического родителя, проходя мимо, нам улыбается, то у нас появляется естественная человеческая склонность бессознательно ответить на эту улыбку - за возможность получить исцеление. Привязываясь к таким людям, мы сразу удовлетворяем свою потребность ощутить себя неповторимыми в сиянии их славы, и, отклоняясь от своего пути ради их удовольствия и в их интересах, мы тем самым подаем им сигнал, что они могут нас использовать, как им захочется. Возможность эксплуатации и избавление от стыда - вот характерный тип взаимодействия с ними. Самые вероломные из них будут держать нас на привязи, накачивая пузырь нашей инфляции вперемежку с унижением и манипуляциями.
у молодой женщины, Тери, было хоть отбавляй нарциссических друзей и любовников, поэтому она и втянулась в нарциссическую рабочую обстановку, о которой вы узнаете подробней, прочитав главу 17. Тери долго жаждала быть любимой, эта жажда была вскормлена не одним, а сразу двумя нарциссическими родителями, и она очень упорно старалась стать такой, чтобы ею восхищались другие люди. Подобно нарциссической личности, Тери часто испытывала эмоциональное истощение и пребывала в состоянии депрессии, а также искала идеализированных отношений, в которых партнеры проявляли бы к ней повышенный интерес, чтобы она могла ощущать себя более ценной и привлекательной. Но, в отличие от нарциссической личности, Тери осознавала свой глубокий стыд из-за того, что никогда не была достаточно хорошей, могла о нем говорить и как-то пытаться его корректировать. Когда она осознала, почему ее влечет к людям, которые ощущают себя великими и всемогущими, она стала более избирательной в выборе партнеров. Но чтобы это получалось, ей пришлось сопротивляться притяжению нарциссических личностей, которых было полным-полно в ее окружении. Это было все равно что сказать «нет» наркотической зависимости, ибо те самые люди, которыми она пользовалась, чтобы улучшить свое состояние, стали настоящим препятствием на пути к принятию реальной самооценки.
Майкл пришел ко мне на консультацию с жалобами на панические атаки, которые донимали его, как только он начинал погружаться в сон. Оказалось, что в большинстве случаев это происходило в те ночи, когда наутро планировалась встреча с боссом, который, по его рассказам, был особенно заражен нарциссизмом. А Майкл был менеджером среднего звена, то есть находился между боссом и другими служащими, и у него была фантазия о спасении, идущая из глубокого детства, проведенного с матерью-алкоголичкой, так что его самооценка зависела от способности защитить своих подчиненных от деспотичного босса. Это была неосуществимая задача, но, тем не менее, неудача привела к тому, что Майкл стал себя чувствовать слабым и уязвимым. Из-за этой чрезвычайно сложной проблемы у него стали возникать страхи, которые на протяжении многих лет находились в подавленном состоянии. Они-то и не давали Майклу перейти в состояние сна, поддерживая его сверхбдительность и готовность к бою. Когда он пытался заснуть, его тело резко вздрагивало, таким образом заставляя его бодрствовать. Когда Майкл понял, что защитить своих подчиненных ему не под силу и что единственный способ защититься - это подыскать себе другую работу, его панические атаки прекратились.
Тери и Майкл смогли освободиться от своих нарциссических склонностей (то есть от потребности стать совершенными, или всегда себя контролировать, или создавать инфляцию истощенной Самости, цепляясь за такие нереалистичные фантазии, как, например, «живя с таким человеком, я стану особенной» или «убив этого дракона, я всем докажу свое могущество»), обратиться к своему подавленному стыду и изменить установки и поведение, что позволило им дистанцироваться от ядовитых нарциссических личностей. Если вы считаете, что вам часто приходится сталкиваться по жизни с такими людьми или чувствовать силу исходящего от них соблазна, подумайте, какие свои старые проблемы вы пытаетесь разрешить, втягиваясь в фактически невозможные отношения.
Призмы и проекции
У нарциссической личности тоже были переживания, объясняющие ее поведение. Все мы смотрим на жизнь сквозь линзы этих переживаний, однако у нарциссической личности есть кое-что еще, - то есть не просто линза, а nрuзма, которая отклоняет и искажает поступающие послания, помогая человеку избежать нестерпимого чувства стыда. Это значит, что вы никогда не сможете проконтролировать, как такие люди вас воспринимают, или предсказать, когда они на вас нападут, используя какой-нибудь защитный маневр, отклоняющий их стыд, препятствующий их эмоциональному истощению или восстанавливающий их инфляцию, возникшую вследствие нарциссической травмы. Нарциссические личности постоянно переносят - или nроецuруюm - на других людей нежелательные части своей личности. Затем они начинают себя вести так, словно эти нежелательные части их личности принадлежат другим людям; таким образом, они даже могут добиться появления у других людей ощущения, что эти чувства или черты характера действительно принадлежат им. И для проецирующего человека, и для человека, на которого попадает проекция, этот процесс остается бессознательным. Но он означает, что к вам теперь относятся как к грязи, которую они счистили с подошвы собственной психики, или же так, словно вы испытываете чувства унижения, гнева, уязвимости и никчемности - то есть именно те чувства, которые они не могут вытерпеть в себе. Они «швыряют» их вам, вы их «ловите» и на какое-то время становитесь «больным». Если вы молодой, зависимый или в чем-то еще уязвимый человек, части их личности, от которых они «отреклись», могут к вам «прилипнуть» и стать частью вашего представления о себе. Фактически именно благодаря проекции вы, прежде всего, можете обрести уязвимость, присущую нарциссической личности.
Представим на минуту, что вы медленно проезжаете на парковку по прогулочной аллее, и вдруг у вас на пути появляется подросток на скейтборде, который заставляет вас резко нажать на тормоз. Вы стремитесь сделать все, чтобы его не задеть, но поскольку он катится спиной вперед, он огрызается и кричит в ваш адрес непристойности. Агрессивным был именно он, и его поведение говорит о том, что он не может согласиться, что другие тоже могут пользоваться местом для парковки. Но, видимо, он не осознает своей агрессии и тогда «проецирует» ее на вас, реагируя так, словно именно вы нарушили его право на свободный и беспрепятственный проезд.
Если вы чувствуете в себе желание броситься за этим подростком и вложить в него часть своего ума или же вытолкнуть его на тротуар, - что не характерно для вашего обычного поведения, - то можете считать, что агрессивные чувства, которые он проецировал на вас, вы у него переняли, и теперь они принадлежат вам. Обычно именно так все и происходит в отношениях с нарциссическими личностями; при этом иногда трудно понять, почему в некоторых ситуациях наши реакции становятся слишком интенсивными.
Теперь представьте, что вы сидите в гостях за столом и ведете захватывающую интеллектуальную беседу с дамой, сидящей рядом с вами. Вам кажется, что с ней у вас много общего, и это побуждает вас открыться человеку, родственному вам по духу. Неожиданно теплота, которая возникла между вами, исчезает и она холодно и в упор спрашивает вас, где вы защищали диссертацию. Затем она отворачивается и вступает в разговор с человеком, сидящим по другую сторону от нее, оставляя вас в некотором замешательстве. Совершенно неожиданно для вас духовное родство закончилось, и вы не имеете никакого понятия о том, что произошло. Можно предположить: неосознанно вы сделали нечто такое, что вывело ее из состояния инфляции, и вы «довольствуетесь» тем, чтобы почувствовать на себе ее стыд, вызванный ее состоянием дефляции. Большинство из нас имеет индивидуальную уязвимость в отношении переживания стыда, но когда мы объединяемся с проекцией и принимаем за свой стыд на самом деле стыд другого человека, появляется ощущение нереальности происходящего. Мы можем осознать, что к нам отнеслись с презрением, но, как правило, с трудом допускаем, что нас поглотил стыд унизившего нас человека, - стыд, который пришел в «обход» и остался недоступным сознанию.
Бывает, что встречи с нарциссическими личностями вызывают сильное ощущение дискомфорта и смятения. Действительно, трудно распознать, что относится к другому человеку, а что - лично к вам. Чем более здоровым человеком вы являетесь, тем больше у вас возможностей исследовать собственный стыд и тем лучше вы сможете представить, на какую из ваших кнопок пытались нажать. Если же вам сложно получить доступ к своим чувствам или вы не умеете считывать поведение других, то, быть может, в отношении этой проблемы вам сможет помочь психотерапевт, у которого вы захотите проконсультироваться. Вы не можете контролировать чувства, которые могут контролировать другие, но вы можете научиться сдерживать собственные реакции, как только поймете, что происходит. Понять, чем вызваны ваши чувства, и принять их как собственные - значит сделать первый шаг, чтобы защититься от ядовитого воздействия нарциссизма. Наладив контакт со своими собственными чувствами, вы сможете отклонять [от себя] стыд, который включается внутренней призмой нарциссической личности.