Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813-1869)
Выдающийся русский композитор 1-й половины XIX века, был известен еще как пианист и вокальный педагог. Творчество Даргомыжского открывает новые стороны русского музыкального искусства, которые получат первостепенное значение уже во второй половине века. Эстетические принципы композитора стали формироваться в конце 30-х годов, а в 40-х, развиваясь и углубляясь, стали воплощаться в оригинальные и зрелые формы художественного творчества. Огромное влияние на Даргомыжского, как и на Глинку, оказала русская литература – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, а также французский романтизм.
Со второй половины1840-х годов Даргомыжский становится представителем нового, зарождающегося в это время направления в русском искусстве (прежде всего в литературе) – реализм (критический реализм). Колыбелью этого направления явилась т.н. «натуральная школа» - направление в литературе, возникшее в 30- годах. Термин «натуральная школа» (причем в негативном смысле) впервые употребил журналист В.Ф. Булгарин, но подхватил и придал положительное значение В.Г. Белинский. «Натуральная школа» сформировалась на основе московского кружка А.В.Станкевича, в который входили Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, М.А.Бакунин. Для этого кружка было характерно увлечение немецкой философией (Шеллинг, Фихте, Кант, Гегель, Фейербах). В этих философских и этических системах особое значение приобрели идеи диалектического развития общества, проблема духовной независимости человеческой личности. Эти идеи, обращенные к окружающей их действительности, рождали критическое отношение к русской жизни 30-х годов. Одновременно с кружком Станкевича возник кружок А.И. Герцена, куда входили Н.П.Огарев, И.М.Сатин и др., которые были приверженцами идей французских философов-утопистов (Сен-Симон). Белинский, переселившись из Москвы в Петербург, организует там свой кружок, а девизом своей литературно-критической деятельности провозглашает «социальность». В 1842 г. появляются «Мертвые души» Гоголя, вызвавшие плеяду подражаний. К Белинскому примкнули И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.В,Григорович, Н.А.Некрасов, А.И.Плещеев, М.Е.Салтыков, Ф.М.Достоевский.
Представителей «натуральной школы», при всем различии их судеб, объединяет общее стремление к правдивому воплощению социальных явлений(особенно положения низших слоев общества), человеческих характеров, ненависть к крепостничеству.Манифестом нового направления явились сборники рассказов – «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга» (1844-45 гг.), задачей которых был показ столицы с закулисной, «трущобной» стороны. Влияние этой литературы на различные слои читателей было велико, у «натуральной школы» было и немало противников.
Даргомыжскийстал первым русским музыкантом, стремившимся показать окружающую повседневную действительность без прикрас, показать живые человеческие характеры. Одной из главных в его творчества стала социально-обличительная тема (воплощение склада характера крестьян, чиновников, городской бедноты, обличение социальных пороков). Композитор глубоко заглядывает в жизнь людей, наблюдает ее в сложных ситуациях. Таким образом, в творчестве Даргомыжского устанавливается тенденция кпсихологическому углублению, характерному для Достоевского в литературе, П.Федотова и Перова в живописи. В 1850-60 годы творчество Даргомыжского вновь составляет параллель к демократической литературе (к сатирическим журналам «Искра», «Свисток», творчеству Салтыкова-Щедрина) – у него появляются музыкальные сатиры и пародии.
Даргомыжский –композитор оригинального дарования. Ему не свойствен обобщающий, целостно-гармоничный подход к действительности. Его художественная сила заключается вприрожденном дарованиикомпозитора-драматурга, композитора-жанриста, склонного ко всему острохарактерному. Он воспринимает жизнь в движении и реально существующих противоречиях, а характеры людей в становлении и постоянном развитии. Даргомыжский - выдающийся музыкальный портретист, в его романсах и песнях предстает галерея портретов современников. Мир этих портретов широк- мелкий чиновника, мещанин, чувствительная барышня, разочарованный юноша, отвергнутая женщина, мир людей с уязвленным самолюбием, гордым характером, решительной волей, а также людей жалких или вызывающих презрение.
Камерная вокальная музыка
Это одна из главных областей творчества Даргомыжского. В ней сформировались индивидуальность и мастерство, получили воплощение новаторские замыслы. Около 100 романсов и песенДаргомыжского образуют стилевую параллель как к музыке его старших современников, так и поколению композиторов 50–60-х годов.
Периоды творчества:
Первый(нач. 1830-х – середина 40-х годов). Большинство романсов принадлежит к лирике, наблюдается подражание Глинке (монолог – размышление «Я вас любил», «Юноша и дева» на сл. Пушкина, пасторальная песня «16 лет», «Ночной зефир», «Вертоград», «Голубые глаза» и др.). Но уже характерно стремление вдумчиво раскрыть образ, освежить его новыми оборотами. Выбиваются из этого ряда баллада «Свадьба» на сл. Тимофеева, комическая песня «Каюсь, дядя».
Средний период (1846-56). Романсовое творчество становится самобытным по своему образному содержанию и стилистике. Даргомыжский занимается изучением и обработкой русских народных песен, а на первый план выходит социально-психологичнская тема, жанр лирического монолога, устанавливаются принципы тесной взаимосвязи музыки и текста (большое значение приобретают как интонации, так и паузы, задержания, акценты). «И скучно, и грустно», «Мне грустно» - сл. Лермонтова; «Ты скоро меня позабудешь», «Я все еще его, безумная, люблю», «Не скажу никому» - сл. Ю.Жадовской; «русские песни» - «Лихорадушка», «Без ума, без радости», «Душечка-девица». Восточные образы – «Восточный романс» на сл. Пушкина.
Смелое новаторство проявилось в песне «Мельник» на сл. Пушкина. Даргомыжский здесь создает новый жанр – народно-бытовую речитативную сценку. Здесь раскрылось комедийно-характеристическое дарование композитора, его изумительное чутье житейских речевых интонаций(говор мельника и его жены: интонаций повествовательных и бранчливых, размышления и недоумения, требовательного восклицания, утверждения, вопроса), с помощью которых создается бытовая сценка из народной жизни.Обрзы-характеры раскрываются с помощьюконтрастного сопоставления жанров, метроритмических и темповых средств, фактуры. Музыкальный портрет мельничихи основан на скороговорке и народно-песенных интонациях, музыкальная ткань подвижна, есть эффектные «толчки»-акценты на слабых долях. Мельник охарактеризован медленно-важными мелодическими и ритмическими оборотами, поступь аккордов дает портрет мужественно-комического характера.
Третий период (1857-69, в т.ч. поздний – 1862-69). Вокальные сочинения отмечены богатством жанров и новым подходом к ним, разнообразием речевых интонаций. Характерно использование в ключевых моментах декламационных и чисто речевых оборотов, которые заменяют традиционные романсовые кульминации.
Жанры: монолог-размышление (поздняя лирика - «Расстались гордо мы» на сл. Курочкина, «Мне все равно»), «испанский романс» - «Оделась туманом Гренада», баллада «Паладин» на сл. Жуковского, монолог-сцена («Старый капрал»), характеристичные сценки, где выдержан стиль водевильных куплетов («Титулярный советник» на сл. Вайнберга, «Червяк» на сл. Курочкина). Социально-обличительная тематика: предмет внимания – представители солдатской среды, мелкое чиновничество.
«Старый капрал» на сл. Курочкина(перевод из Беранже) –пример драматической сцены-монолога, переосмысление баллады. Здесь используется гибкая вокальная декламация (то чисто речевая, то напевно-мелодическая), которая чередуется с выдержанным маршевым движением. Такая музыкальная речь ярко передает состояние героя – старого наполеоновского солдата, идущего на смертную казнь. Форма песни – варьировано-куплетная, с повторяющимся чеканным рефреном («В ногу, ребята, раз, два!»). Контраст рефрену составляют речитативно-песенные эпизоды. Кульминация песни – трагическая развязка, переданная «залпом» ружей (уменьшенный септаккорд в партии фортепиано), удаление с места казни (рефрен в миноре) – почти оперная сцена.
«Титулярный советник»напоминает «Мельника» лаконизмом форм и манерой обрисовки действующих лиц, выразительным контрастом и наглядностью образов (униженный чиновник и генеральская дочь), тонкой фиксацией подробностей действия. В музыке передан властный жест генеральской дочери и неверная походка титулярного советника и заплетающаяся речь из-за воздействия винных паров.
«Червяк» -портрет пресмыкающегося перед начальством чиновника. Используется форма прямой речи-рассказа, верно схвачены интонации бытовой речи – подчеркнуто скромные, подобострастные и нейтрально безликие. При упоминании о «высокой особе» появляются широкие интервалы, акценты, замедления, сообщающие весомость образу «его сиятельства». Важное значение в сатирических произведениях имеют авторские ремарки, которые расцвечивают партитуру средствами мимики, актерской подачи текста.
Итак, новаторский подход Даргомыжского заключается в следующем:
- введение в музыкальную речь разговорно-речевого склада, исходившего из особенностей различных типов человеческой речи; появляются типажи: речитативы различны в зависимости от психологических состояний и бывают драматическими, лирическими, комедийными, ироническими, саркастическими. Открытия Даргомыжского связаны с синтезом речевых и музыкальных интонаций. Декламационные интонации связаны с русской распевностью речи. Все это ведет к правде смысла, опирающегося на правду интонаций.