Судьбе моей: я избран, чтоб его
План анализа диалога
1. Проанализировать параметры коммуникативной ситуации, в том числе
· особенности коммуникантов, их ролевые и индивидуальные (психологические) характеристики;
· предметно-событийный фон.
2. Проанализировать инициальную реплику диалога: осуществляемый ею тип речевого действия (целеустановку), ее лексико-синтаксическую структуру, влияние на ответную реплику и характер последующих реплик; средства межрепликовой связи.
3. Выделить единицы элементарного членения диалога (реплики, диалогические единства).
4. Охарактеризовать диалог с точки зрения «речевых партий» коммуникантов (симметричный/асимметричный; нарративный, реплицирующий).
5. Проанализировать речевую манеру коммуникантов, соблюдение ими правил речевой кооперации («максим Грайса»); отметить явления речевого этикета.
6. Охарактеризовать диалог по характеру соотношения позиций партнеров (коммуникативной координации): консентный, конформный, полемичный, конфликтный (или: диалог-унисон, диалог-ссора, диалог-спор).
7. Выявить случаи коммуникативных неудач, указать их тип.
Ситуативный контекст: разговор по телефону матери (А., 62 года, пенсионерка, образование высшее техническое) и дочери (Б., 38 лет, преподаватель вуза, образование высшее).
(Звонит телефон. А. Берет трубку)
Б. Мамочка!
А. Золотце?
Б. Да!
А. Как хорошо что ты позвонила!
Б. А что такое?
А. Я забыла минеральных удобрений / сколько на сколько класть // вот белое то что ты мне давала //
Б. А... сейчас / подожди / посмотрю //
А. Тоже не помнишь?
Б. Ага / сейчас достану // как у вас дела?
А. Ну ничего / папа только хромает //
Б. Да что ты / ну что с ним делать-то //
А. Да не знаю / никуда не выпускаю // как себя чувствуешь золотце?
Б. Ничего / хорошо // не могу только к врачу этому записаться / зубному-то /
А. Почему?
Б. Она что-то всё на занятиях / она же доцент в мединституте / у неё всё время со студентами занятия / вот звоню / у неё то теория то ещё что-нибудь //
А. А-а
Б. Так/ вот я достала // так... / так... / это белые гранулы вот эти / да? правильно?
А. Да/ потому что то я помню / я уже удобрила им //
Б. Так.../ сейчас разверну / что-то тут всё смялось... / а вот // 5—6 граммов / это чайная ложка / на три литра воды //
А. О-о / понятно/ смотри как много //
Б. (читает инструкцию) «Поливать комнатные растения один раз в 6— 7 дней»
А. Ну вот / ты мне его давно ведь давала / я давно поливала уже
Б. Ага /
А. А после этого ты дала чёрненькое / я полила / тоже развела / там ложка на два литра
Б. Ага /
А. Столовая /
Б. А тут чайная на три //
А. Ага / понятно // а что Гесенька (собака Б.) делает?
Б. Да дрыхнет мальчик //
А. А я смотрю / этот серый-то [соседская собака породы мастино] гуляет / какой мощный! Вчера его встретила / ну прямо корова идёт! А сегодня окна увидела / думаю вот / с хозяйкой на поводочке гуляет / а мой дворняга верно шатается один. Ну сегодня во дворе гулял-гулял / снег ведь утром шёл /
Б. Хорошо мамочка / пока // (кладет трубку)
Мужчины курили возле автобуса. Женщины шумно рассаживались. Девушка-экскурсовод ела мороженое в тени. Я шагнул к ней:
– Давайте познакомимся.
– Аврора, – протянула она липкую руку.
– А я, – говорю, – танкер Дербент.
Девушка не обиделась.
– Над моим именем все смеются. Я привыкла… Что с вами? Вы красный!
– Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я – конституционный демократ.
– Нет, правда, вам худо?
– Пью много… Хотите пива?
– Зачем вы пьете? – спросила она. Что я мог ответить?
– Это секрет, – говорю, – маленькая тайна…
– Решили поработать в заповеднике?
– Вот именно.
– Я сразу поняла.
– Разве я похож на филолога?
– Вас провожал Митрофанов. Чрезвычайно эрудированный пушкинист. Вы хорошо его знаете?
– Хорошо, – говорю, – с плохой стороны...
– Как это?
– Не придавайте значения.
– Прочтите Гордина, Щеголева, Цявловскую… Воспоминания Керн… И какую-нибудь популярную брошюру о вреде алкоголя.
– Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать.
– С вами невозможно разговаривать…
Шофер поглядел в нашу сторону. Экскурсанты расселись.
Аврора доела мороженое, вытерла пальцы.
– Летом, – сказала она, – в заповеднике довольно хорошо платят. Митрофанов зарабатывает около двухсот рублей.
– И это на двести рублей больше, чем он стоит.
– А вы еще и злой!
– Будешь злым, – говорю. Шофер просигналил дважды.
– Едем, – сказала Аврора. (С. Довлатов. Заповедник)
Упражнение 86. Используя в качестве ориентира предложенный план, проанализируйте следующие монологи.
План анализа монолога
1. Охарактеризовать коммуникативную ситуацию, отметив
· особенности адресанта, адресата, их ролевые и индивидуальные (психологические) характеристики, особенности их психологического состояния;
· специфику предметно-событийного фона.
2. Указать тип монолога с точки зрения подготовленности (монолог-чтение, монолог-произнесение, спонтанный монолог), отметить проявление его типичных языковых черт.
3. Определить отношение говорящего к сообщаемому (истинность / ложность, серьезность / ироничность).
4. Определить тип монолога с точки зрения целеустановки говорящего (информирующий, аргументирующий (убеждающий), агитирующий, эпидейктический, гедонистический, поэтический).
5. Отметить особенности выбора адресантом речевой стратегии: оценка речи с точки зрения максим Грайса.
6. Оценить выбор языковых средств (отбор лексики, морфологических средств, синтаксических конструкций; тропы и т.п.) с точки зрения реализации целеустановки; отметить косвенные речевые акты.
7. Оценить выбор композиции монолога с точки зрения реализации целеустановки.
8. Отметить средства диалогизации монолога, указать их функцию.
9. Дать общую оценку монолога с точки зрения достигнутого (реального) эффекта.
I. Сальери.
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то, мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой...
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
2. Граница Литовская (1604 года. 16 октября). Князь Курбский и Самозванец, оба верхами. Полки приближаются к границе.
Курбский (прискакав первый).
Вот, вот она! вот русская граница!
Святая Русь, отечество! я твой!
Чужбины прах с презреньем отряхаю
С моих одежд—пью жадно воздух новый;
Он мне родной!.. теперь твоя душа,