Моя любовь к тебе не зависит от наших взаимоотношений с бабушкой, и отношения с ней не влияют на твое здоровье.
Второй блок - соматический аспект: пневмония, интоксикация, вегето-сосудистая дистония. Утебя здоровая грудка, сердечко, животик и сосуды. Она грациозна, она хорошо двигается. Поэтому:Ты продолжаешь легко и красиво двигаться. И дальше:Ты закаленная, легко и редко болеешь. Все, с этим блоком закончили.
А вот теперь самое основное, где все вместе. Переходим к третьему блоку, где идут подблоки: нервная система, психическая сфера, аффективная система, вегето-соматическая система, галлюцинации и пр. Вот, пожалуйста, самая трудная задача. Вы должны на основании жалоб и клиники сформулировать то, что мама будет мысленно и вслух забирать, от чего она будет очищать ребенка. Пожалуйста, начали!
Подблок энурез.
Из зала: Ты всегда понимаешь и помнишь, когда тебе нужно пописать.
- А что это нам дает? Для чего это?
Из зала: Мочеиспускание у нее непроизвольное было, а нужно добиться того, чтобы она это контролировала.
- А зачем?
Из зала: Чтобы не было непроизвольного мочеиспускания.
- А у нее нет непроизвольного. Я ведь сказал, что мы сейчас не идем в глубинные психоаналитические механизмы, но она ведь из-за бабушки писается, а не из-за кого-нибудь.
Из зала: Мне кажется, что не надо фиксироваться на этом психологически.
Из зала: То есть мы сами ее как бы поворачиваем на ту проблему, которой она не поняла, она мала еще для этого.
Еще подумайте. Вы, с моей точки зрения, самые правильные мысли говорите. Ответ-то на поверхности лежит. Мы добились того, что убрали бабушку. И тут же исчез энурез, потому что это реактивный энурез, крайне редко встречаемый. Вот в моей жизни это первый раз, чтобы ребенок конкретно писался на какую-то ситуацию. Бабушки сейчас нет - нет энуреза. Так зачем мы будем ковыряться в нем?
Из зала: Да, а то получается, что мы начинаем уже новую проблему сочинять для девочки.
- Правильно. Вот почему я долго раздумывал, когда говорил, что эта фраза не вошла в программу. Потому что с мамой был совершенно четкий договор: если вы убираете бабушку, тогда мы этот пункт не включаем и смотрим, исчезнет ли энурез. Исчез. Исчез в тот же самый день. Она ни в штанишки не писает, ни ночью не писается.
Из зала: А если бабушка случайно к ним придет?
- Вы правильный вопрос ставите. Наверное, описается снова. Ей обязательно надо установку на устойчивость к бабушке дать.«Ты спокойно относишься ко всему, что исходит от бабушки». И вообще подождать. Здесь она писается, а потом она судорожный припадок устроит, а потом она фобию даст - мало ли что она может дать. Заикание. Но заикание уже поздновато. Уже не даст, только по подражанию.
Подблок астения. Истощаемость, утомляемость, ригидность? Что у нас еще есть из группы астенических и церебрастенических расстройств? Головные боли? Ну-ка, вспоминайте. Она истощаема, она утомляема, это весь регистр астенических состояний.
Из зала: Это гипертензионный синдром, да? На это тоже надо как-то прореагировать. Оставляем, да?
- Ну, общие фразы мы можем оставить: «Утебя хорошая, крепкая нервная система». И дальше пошли развивать этот блок.
Из зала: «У тебя ясная..,».
- Это когда мы говорим о высших психических функциях, когда говорим: «Ты умная девочка». А у нее масса астенических проявлений. Истощаемая!«Тебе с каждым днем удается все дольше и дольше заниматься какими-то делами. С каждым днем ты чувствуешь себя сильнее, свежее». Думайте, фантазируйте.
Из зала: А может быть так: «Ты любишь долго заниматься делами. Тебе приятно, доставляют удовольствие занятия...».
- Мысль опять хорошая.«Тебе доставляет удовольствие, что у тебя получается легче вставать, чувствовать себя более свежей». И так далее. Только почетче формулируйте.
Из зала: «Тебе удается выполнить все, что ты задумала».
- Можно, только тогда нужно положительные эмоции найти. «Тебе нравится, что тебе удается все выполнить». Верно? И дальше перечисляйте. Убирайте астению. Мама дает программу, мама внушает ей противоположное состояние:«Ты работоспособна, ты свежа, у тебя много энергии». Ищите здесь астению. Неврастению вы знаете? Представляете что это? Невроз истощения. У нее первая стадия - астеническая. Не гиперстеническая. Она перенесла тяжелую инфекцию, массу всяких психических переживаний.
Из зала: «Тебе приятно чувствовать себя смелой, энергичной».
- А она не робкая.
Из зала: «Ты чувствуешь силу и энергию...»
- Вот правильно. Почти угадали: «Утебя появляется ощущение свежести, ощущение радости движения. У тебя появляется ощущение того, что ты можешь долго и упорно заниматься какими-то делами». Давайте противоположные термины или снабжайте положительными эмоциями.
Из зала: «Тебе нравится ощущение свежести и силы в течение всего дня».
- Так, правильно.«Ты испытываешь ощущение свежести, силы в течение всего дня».
Гипносуггестия в чем заключается? Либо в выдвижении альтернативы, которая устраивает самого человека, либо в ликвидации самого синдрома. Ликвидация основного синдрома получается, наверное, у сомнамбул хорошо, и то не всегда. Задача такая: выбрать ощущения и состояния симптоматики астенического круга и сформулировать ощущения и противоположные состояния.
Называйте симптомы. Не забывайте, пожалуйста, что мы работаем не с абстрактными понятиями, а с симптомами. Чтобы написать для астении контрдоводы, нужно знать, какие симптомы у этой астении или хотя бы знать, на что жалуется. Тогда контржалобы формулируйте. Программу пишет не мама, а вы с мамой.
Подблок «Ты умный ребенок». Это заглавие. Этого ребенка особенно подстегивать, может быть, и не надо. Музыку сочиняет, стихи пишет. В семь-то лет. Рисует хорошо. Она еще и хорошенькая очень. Такая вся немножко невропатичная, симпатичная, чуть-чуть истероидная, очень симпатичный ребенок. Поэтому ее особенно стимулировать и не надо.
Из зала: А в школу она с удовольствием ходит или нет?
- Сейчас она пошла. Она не хотела туда ходить. Поэтому первым делом ей нужно дать смягчающую по отношению к школе установку. Но в физико-математических младших классах очень сложная программа. У девочки еще есть реакция и на саму школу. Ее там, во-первых, обокрали дважды. Там есть девчонка, которая ее сшибла с ног и обижает. Если есть какой-то фобический компонент или компонент опасения, тревоги, что произойдет со школьной успеваемостью... Но она все успевает, как мама написала. Значит, надо говорить:«Ты начала ходить в школу с удовольствием. У тебя пропало», - тут не надо отрицать, -напряжение». «Тебе легко дается твоя нелюбимая математика».
Из зала: «Ты легко и с удовольствием общаешься с одноклассниками». Потому, что там и с общением идут проблемы.