Речи при поражениях передних отделов речевых зон 2 страница
Задачей дальнейших исследований является не только тщательное неиропсихологическое описание этих синдромов, но и выделение лежащих в их основе патофизиологических механизмов.
А.Р.Лурия, Дж.Хлттон, Т.Хлттон современная оценка основных форм афазии1
Целью настоящей работы является современный обзор основных форм афазии Концепции афазии, содержавшиеся в современных учебниках неврологии, очень мало отличаются от положении, которые получили развитие во второй половине XIX столетия Кли-нииисты обычно пытаются отнести больного с афазией к определенной категории в соответствии со схемой, первоначально предложенной Л Лихтгеимом (1885) и К Вернике (1874) Обычно считается, что в верхних отделах височной области левого полушария расположена зона, ответственная за восприятие речи и речевых звуков Поражения этой зоны, зоны Вернике, вызывают сенсорную афазию Другая область, расположенная в задней трети первой лобной извилины, зона Брока, считается ответственной за моторную организацию речи Поражения этой зоны, как правило, приводят к моторной афазии Далее, общепризнанной формой является амнестическая афазия Ее главным симптомом является трудность нахождения названий предметов Она является следствием поражений нижних отделов теменной зоны коры левого полушария
К этим трем основным формам афазии добавляются еще две Одна из них предстаачена традиционным термином «транскортикальная афазия» Этот тип афазии предположительно возникает, когда прерываются связи между «центром понятии» (как считалось 100 лет назад) и «центром речевого выражения» (С Wermcke, 1874) В резучьтатс возникает симптом, когда больной не способен спонтанно порождать речь при сохранной способности называть предметы и повторять слова Другая форма афазии — «проводниковая афазия» — считается следствием прерывания связей между сенсорными и моторными «центрами речи» При этом больной может говорить самостоятельно, но не может повторять слова ( ) Сегодня никто уже не считает, что в действительности существуют «центры» сенсорной и моторной речи и меньше всего «центр понятии» ( ) Короче, только что описанный теоретический подход к формам афазии более не может устоять перед критикой Кроме того, в последние годы появилась возможность пересмотреть эти формы в свете данных, которыми мы располагаем благодаря применению неиропсихологичсских методов анализа больных с афазиями (АРЛурия, 1947, 1963, 1973, 1975) Этот метод позвочяст нам перейти от простои констатации фактов речевого нарушения и от внешнего описания основных форм афазии к анализу тех ведущих факторов, которые лежат в их основе Мы посвятите этой работе почти 40 лет, и в настоящее время разработали новые понятия для описания основных форм афазии ( )
Сначала будут рассмотрены две так называемые простые формы афазии сенсорная и моторная Как указывали классики неврологии, сенсорная афазия заключается главным образом в том, что при со-
1 Luna A R Mutton G Т, Hutton ТА Modern assessment of the basic forms of aphasia//Brain and Language 1977 V 4
хранном слухе больной оказывается неспособным понимать слова Вернике, который ввел концепцию сенсорной афазии считал, что в ее основе лежит нарушение сенсорного или акустического образа слова (С Wermcke, 1874) Аудиометрия показала, что такие больные прекрасно слышат все участки тон-шкалы весь диапазон звуковых оттенков (G Bonvicint, 1929, W Frankfurter, 19I2, КKleist 1934)
Представление о сенсорной афазии как о частичной деменции также неоправданно Обнаружилось что больные с сенсорной афазией способны справиться со сложными интел чектуальными заданиями, если только они не включают промежуточного речевого звена ( )
Решение этой проблемы стало возможным лишь 50 или 60 лет спустя после появления работы Вернике и было связано павныч образом с развитием современной лингвистики ( ) Фоночогия установила для того, чтобы слышать и разбирать звуки речи, человек должен уметь квалифицировать звуки, другими словами, включать звуки в системы фонем основных единиц речи
Фонемы — это те звуковые комплексы, которые выпочняют семантически различные функции Основу фонем составляют фонематические признаки, изменение которых приводит к изменению значения слова
В различных языках фонематические признаки не являются одинаковыми и поэтом\ фонематические системы различаются В русском языке фонемами являются звуки, различающиеся по признаку звонкости—глухости, или твердости—мягкости, но не по долготе ( ) Первичным симптомом проявляющимся при поражениях зоны Вернике, является распад фонематического слуха, что оказывается следствием поражения коры, неспособной проделать работу по выделению существенных фонематических признаков и по отнесению звука к той или иной категории Таким образом ясно, что если нарушается фонематический слух, то понимание речи становится невозможным, так как мы можем понимать только при условии, что мы можем отнести звук к той или иной фонематической системе
Вторичным симптомом при этом дефекте является нарушение речи Бочьнои с сенсорной афазией может говорить Он говорит много, иногда излишне много (логоррея) Он путает фонематические признаки, что приводит к феномену, известному в клинике как «словесный салат Такой больной порождает множество литеральных парафазии его речь неправильно организована, так как у него утрачена фонематическая структура
Третья особенность сенсорной афазии — это нарушение письма Действительно, сечи больной не может выделить фонематические признаки, причем следствием этого является декомпенсация речевой функции, то, конечно же, у нею оказывается нарушенным письмо Это происходит потому, что он не знает, какие фонемы надо соединить чтобы получилось слово { )
Теперь будет рассмотрена вторая главная форма афазии — моторная Здесь пришлось проделать более значительную работу и процесс поиска объяснения моторной афазии был более счожным
Брока разработал свою теорию моторной афазии в то время, когда физиология движении была еще неизвестна В последние 40 лет была разработана теория физиологии движения Ее построение связано главным образом с замечательной работой Н А Бернштейна, выдающегося русского физио1ога, который посвятил всю свою жизнь анализу моторных механизмов Эта работа дала возможность пересмотреть теории данной группы афазических нарушений
Во-первых, необходима кинестетическая аффе-рентация ( ) Кинестезия выделяет и воздействует на функцию настройки мышц, впоследствии принимающих моторные импульсы Дсафферентация речевой моторной функции, таким образом, приводит к невозможности нахождения необходимых движении, которые требуются для речи
Вторым фактором, необходимым для осуществления действия, является последовательная организация движении В самом деле, наши движения никогда по природе не состоят из единичного акта Они предпо-тагают чередование иннервации То есть в основе движения пежат по меньшей мере два фактора, а именно кинестетический, который определяет точность движения, и кинетический, который обеспечивает плавную смену движении и превращает отдельные иннервации в кинетические мелодии (моторные навыки)
На месте зоны Брока, которая считалась основой моторной речи, мы теперь должны предположить су-шествование по меньшей мере двух зон, принимающих участие в организации речевых движений, и то, что поражения любой из них могут приводить к нарушению моторных функций речи
Первая форма моторной афазии имеет место при поражениях нижних отделов постцентральнои извилины левого полушария и имеет в основе нарушение речевой кинестезии Ее можно рассматривать как своего рода форму оральной апраксии Представители французской школы часто имели в виду именно это когда они говорили о desmtegration phonctiquc de langage Если речевая кинестезия оказывается нарушенной, то больной демонстрирует дефект орального праксиса Это легко можно увидеть, если попросить такого больного поместить язык между зубами, вытянуть его или свернуть в трубочку Если нарушена кинестезия речевого аппарата, больной не может этого сделать и производит апрактические движения языком — аналогично «кинестетической» апраксии конечностей У больного выявляются трудности, когда он пытается произносить отдельные звуки, потому что различие между близкими арти-кулемами становится трудным и оказывается стертым При грубых формах этого дефекта спутанность может распространяться и на другие, более сильно различающиеся фонемы
Таким образом, эту первую форму моторной афазии, которая ранее не получала достаточного внимания, мы называем афферентной моторной афазией, или кинестетической моторной афазией Эта форма моторной афазии проявляется как апраксия моторного аппарата Первичным при афферентной моторной афазии является дефект, связанный не с фонемами (звуковые единицы речи), а с артикулемами (произносимые единицы речи)
Больной с афферентной моторной афазией, кроме речевых, испытывает трудности при письме При письме такой больной делает ошибки, но иного типа, чем сенсорный афазик Он смешивает звуки, близкие по артикуляции, возникают специфические литеральные парафазии, которые связаны с нарушением артикулем
Эта форма кинестетической или афферентной моторной афазии отличается от другой формы моторной афазии, афазии Брока Область Брока — это задняя треть первой лобной извилины левого полушария, представляюшая собой нижние отделы пре-моторной зоны Премоторная зона представляет собой аппарат, необходимый для организации моторных импульсов во времени Хорошо известно, что больной с премоторным синдромом, тес поражением премо-торнои зоны левого полушлрия, не обнаруживает пареза, но проявляет признаки нарушения моторных навыков, или, как мы предлагаем их называть, кинетических мелодии Он сможет поместить язык в нужное положение и воспроизвести необходимое движение речевыми мышцами, но он не сможет плавно перейти от одного движения к другому Задание на простукивание ритмов будет для него недоступно, так как каждое его звено потребует отдельного импульса В этом случае больной будет способен произнести отдельные звуки «л», «н» или «д», что невозможно для больного с афферентной моторной афазией, но он не способен переключиться с одного звука на другой Если такого больного с выраженной афазией Брока (далее называемой «эфферентной моторной афазией» для тою, чтобы отличить ее от «афферентной моторной афазии» или «кинестетической моторной афазии») попросить произнести, например, слово «муха», он произнесет его как «мууа» и не сможет переключиться от «м» к «х» В конце концов он может произнести «мууу-ма» Ведущий дефект у такого больного проявляется в виде патологической инертности артикуляторных действии и приводит к невозможности плавного перехода от одного звука к другому ( )
Теперь будет проведен анализ более сложных форм афазии так же, как это было сделано для простых форм, т е для сенсорной и моторной В клинике отмечаются три более сложные формы афазии амнестическая или номинативная, афазия, транскортикальная афазия и проводниковая афазия Эти формы афазии требуют пересмотра и уточнения
Что типично для амнестическои, или номинативной, афазии9 В этих случаях больной, который может прекрасно повторять слова и иногда говорит довольно плавно, не в состоянии называть предметы Он забыл названия предметов и допжен искать названия, которые нормальный человек легко вспоминает ( )
В классических учебниках неврологии можно прочесть, что этот тип речевого нарушения возникает, как правило, при поражениях, располагающихся в нижних отделах теменной доли коры левого полушария Считалось, что нижнстеменная область является «центром понятии», т е что там содержатся группы нейронов, которые выполняют функцию обозначения предметов Если имело место поражение этой зоны, то существовавшие обозначения исчезают из памяти, хотя слух и произношение речевых звуков остаются сохранными
Сегодня вряд ли кто-нибудь принимает концепцию «центра понятии» всерьез, т е считает, что в человеческом мозге действительно содержатся определенные нейроны, которые сами по себе обеспечивают такую сложную (социальную по происхождению) функцию, как формирование понятии
Для нормального протекания процесса называния необходимо соблюсти по меньшей мере три различных условия Первое состоит в гностической основе процесса называния Для того чтобы назвать помидор, надо выделить специфические признаки помидора, которые позволят не спутать его с репой или сливой Если имеются трудности выделения этих признаков, т е наблюдается зрительно-гностическое нарушение, то не может быть и правильного называния Поэтому такой больной будет в затруднении он может назвать мандарин алексином, помидором, сливой или картошкой ( ) Фактор нарушения зрительной основы называния описан в классической литературе по неврологии как оптическая или оптико-мнестическая афазия В последние годы эта форма была подробно описана Л С Цветковой (1972) ( )
Для того чтобы вспомнить слово и назвать предмет, недостаточно просто отчетливо видеть предмет и выделять его существенные признаки Необходимо еше речевое оформление этого слова В случаях поражения левой височной доли и при постепенном обратном развитии снсорнои афазии или в счучаях, когда зона Верни <е остается сохранной, но поражение затрагивает близлежащие области, развивается афазия другого типа Больной с поражением второй височной извилины может понимать отдельные слова и схватывать их значение Однако, если ему дать ряд слов, он не сможет правильно воспроизвести его, так как ряд слов не будет удерживаться в его слуховой памяти Отличительной чертой такой акустической, или номинативной, афазии является то, что подсказка не помогает такому больному Акустическая структура оказывается настолько размытой в его сознании, что даже подсказка, которая помогает больному со зрительной формой ам-нестичсскои афазии, оказывается бесполезной для такого борного
Если в основе нарушения припоминания слов лежит зрительное нарушение, то может показаться удивительным, что подсказка помогает больному Дело в том что при подсказке врач выделяет те признаки, которые утрачены больным, в то время как. больной с акустико-номинативнои (акустико-мнестическои) афазией не может использовать подсказку Неспособность извлечь пользу из подсказки является следствием лежащих в основе дефекта акустико-мнестичсских трудностей и представляет собой важный признак акустико-мнестическои формы этого дефекта
Рассмотрим последнюю форму амнестической афазии Это так называемая «чистая амнестическая афазия» Она не имеет в своей основе ни зрительного, ни акустического нарушения, а скорее специфические физиологические расстройства височио-теменно-заты точных отделов мозга
Когда человек хочет назвать предмет, у него обычно всплывает много альтернатив Определенный предмет может быть назван прибором, коробкой, сумкой, инструментом, магнитофоном или чем-либо еше Любой предмет включается в целую систему связей Собака может быть названа пастухом, эрделем, дворняжкой, млекопитающим, домашним животным Каждое слово имеет множество связей Для того чтобы правильно назвать предмет, необходимо выбрать одну альтернативу и оттормозить неподходящие Для того чтобы выбрать слово, необходимо отобрать требуемое слово из множества альтернатив, т е это процесс, для которого требуется селективный уровень деятельности коры головного мозга Это возможно только в активном состоянии когда кора работает согласно закону, который Павлов называл «законом силы» При поражениях нижних отделов теменной коры ситуация меняется и кора приходит в состояние пониженной возбудимости, дру-1ими словами, кора входит в тормозное или фазовое состояние На этой фазе прекращает действовать закон силы Может иметь место также частичное тормозное состояние, в котором всевозможные слова, которыми человек пытается обозначить данный предмет, всплывают с одинаковой вероятностью Больной испытывает трудности в выборе правильного названия для предмета Хотя это и выглядит странным, данная форма амнестической афазии характеризуется не бедностью памяти, а чрезмерным количеством всплывающих ассоциации У больного всплывает слишком много обозначении, и он оказывается неспособным к нормальному выбору слов Он не может выбрать нужное значение, так как все значения появляются с одина ковои вероятностью Это типичное проявление речевого нарушения при уравнительной или тормозной фазе корковой активности, и оно проявляется при поражениях левой теменно-височно-затылочнои области коры
Таким образом, центральным симптомом амнестической (номинативной) афазии является трудность нахождения слов для называния предметов По сути, это не единая форма, а набор форм, которые имеют в своем основании специфические факторы приводящие к различным синдромам Если поражение располагается в теменно-затылочном отделе, то трудность называния является следствием зрительно-гностических нарушении, при которых больной не в состоянии выделить существенные признаки предмета и, следовательно, не может найти нужного слова Если имеется поражение в области височной коры, то фактором, ведущим к нарушению процесса поиска слова, является трудность удержания слуховой структуры слова Такой больной, следовательно, не может найти необходимого значения слова, слу ховые следы которого плохо сохраняются В этом случае подсказка, естественно, не помогает Наконец, амнестическая фаза может возникать вследствие патологического состояния (тормозного состояния) височно-темснно-затьпочнои коры при котором всевозможные варианты имеют одинаковую вероят ность выбора и больной испытывает трудности выбора нужного слова ( )
Следующая, наиболее интересная форма афазии, которая будет рассмотрена, — это «транскортикальная моторная афазия» Больные могут повторять, понимать и называть предметы те больные не име ют сенсорных и моторных или амнестических нарушении, но они утратили способность к спонтанной речи У этих больных выявляются большие трудности в связной моторной речи ( )
Величайшей ошибкой классиков неврологии было то, что они прекратили исследование там, где оно должно было только начинаться Они просили больного назвать один предмет, и он называл его Они просили его повторить одно слово, и он повторял его Они просили понять одно слово, и он понимал его На этом основании они делали вывод о том, что больной мо жет повторять слова, называть предметы и понимать слова Давайте проделаем очень простую всшь Пусть больной повторит не одно, а три слова (дом, лес, кот), мы увидим, что в таких условиях больной будет испытывать трудности и повторит, возможно, только одно из трех слов Вместо того, чтобы переключиться с одного слова на другое дом лес кот, он будет повторять «дом, лес, лес* или «дом, лес, дом» Таким образом, при более тщательном исследовании исходный факт, на который ссыпались классики неврологии при описании транс кортикальной моторной афазии, а именно способность повторять слова, оказывается ошибочным Больной может повторить только одно слово и только одно короткое предложение и не может повторить серии слов или распространенного предложения Больной обнаруживает точно такую же инертность при назывании, которая была выявпсна при повторении серии слов В обеих ситуациях, для того
чтобы выполнить задание, он должен переключиться от первых названии к последующим
У таких больных часто также обнаруживаются недостатки понимания речи Они могут понять одно слово вполне хорошо, но, если их попросить показать «нос, ухо, глаз», они покажут «нос, глаз и опять нос», т е их ошибки опять же проистекают от патологической инертности
Эти наблюдения дают нам возможность выделить ведущий дефект в данной группе боньных У этих боть-ных выявляется патологическое изменение подвижности нервных процессов, т е они обнаруживают патологическую инертность Данная патологическая трудность переключения от одного слова к другому проявляется при повторении, назывании и понимании речи EciH главной особенностью этих больных действительно является патологическая инертность, то легко понять, почему они не могут говорить В самом деле, наша свободная речь требует огромной пластичности и высокой способности к переключению Если больной вспоминает одно слово и затем не может оттормозить его и переключиться на другое, естественно, он не может говорить Из этого мы делаем следующие заключения Синдром транскортикальнои моторной афазии, описанный классиками, не существует в чистом виде Имеются больные, у которых спонтанная речь действительно более грубо нарушена, чем повторение, называние и понимание, но при правильной организации эксперимента можно обнаружить у них нарушение не только в спонтанной речи, но и и повторении, назывании и понимании Такие нарушения не выявляются при повторении одного слова, а обнаруживаются при повторении серии слов Их нет при назывании одного предмета, но они появляются при назывании серии предметов Таким образом, одной из форм так называемой транскортикальнои моторной афазии является по сути персевераторная афазия Эта кинетическая трудность отличается от афазии Брока тем. что трудность заключена главным образом не в оргатиации последовательности слогов в одном слове, а скорее в организации серии различных слов Этот тип афазии фактически принадлежит к большому классу передних, или эфферентных, афазии, которые включают в себя и афазию Брока
Второй тип — это динамическая афазия, которая выявляется у больных с поражениями заднелоб-ных или лобно-височных отделов левого полушария
Центральный факт динамической афазии состоит в том, что больные, принадлежащие к этой группе, могут легко повторять слова и фразы, называть предметы, понимать обращенную к ним речь, но абсолютно не способны самостоятельно построить высказывание Пристальный анализ показывает, что причина таких трудностей не связана с патологической инертностью стереотипии ( ) Такой больной оказывается несостоятельным потому, что исходный замысел у него не превращается в схему последующе-ю высказывания и сохранные речевые возможности не могут быть использованы ( ) Физиологические механизмы этой формы транскортикальнои моторной афазии менее ясны, чем механизмы вышеописанных групп речевых нарушений
Последняя классическая форма афазии, а именно тлк называемая «проводниковая афазия», время от времени вызывала горячие дискуссии Ее анализ вызвал значительные трудности
Клиническая картина проводниковой афазии состоит в следующем парадоксальном факте Больные с этой формой афазии могут легко говорить, легко называть предметы и легко понимать речь Главный симптом больных с этим нарушением состоял в трудности повторения слов при сохранной способности говорить Это казалось парадоксом и в течение многих лет мы не верили, что такие случаи вообще встречаются и существуют Однако позже у нас был ряд больных, которые, действительно, могли говорить довольно выразительно, могли называть предметы и понимать речь, но не могли повторять слова При попытках повторять слова у этих больных появлялись грубые литеральные парафазии Некоторые исследователи полагали с достаточным основанием, что проводниковая афазия, те неспособность повторять стона, — это слабая форма сенсорной афазии Это звучит обоснованно, поскольку, если человек плохо анализирует или удерживает слуховые структуры речевых единиц, он, естественно, не может повторить слово, которое ему предложено Нам до настоящего времени неизвестно сколько-нибудь хорошее объяснение феномена проводниковой афазии Для того чтобы хоть немного продвинуться в этом направлении (что нам еще полностью не удалось), мы начали с того же самого подхода к анализу проводниковой афазии, который мы использовали при анализе транскортикальной моторной афазии Во-первых, необходимо проверить факты Действительно, имеются случаи, когда больной может говорить, но не в состоянии повторять Когда мы подробно обследовали этих ботьных. оказалось, что проблема значительно более сложна Несмотря на то, что действительно есть больные, у которых дефект наиботее отчетливо проявляется в повторной речи, у этих же самых больных такой же дефект обнаруживается и при назывании предметов, хотя в этом последнем случае трудности и не столь заметны Повторение слова имеет совершенно отличную от спонтанной речи психологическую структуру Внимание чслове ка направлено здесь на слуховой анализ значимой структуры слова (именно зто и страдает у таких боль ных) Феномен проводниковой афазии фактически и представляет собой специфическое проявление нарушении слухо-речевого анализа строения слова Таким образом, действительно, есть все основания считать, что так называемая «проводниковая афазия» наиболее отчетливо проявляется в случаях частичной сенсорной афазии, когда звуковая стр\ктура слова анализируется, но плохо удерживается
Имеются, однако, и другие гипотезы дчя объяснения проводниковой афазии, согласно которым в основе нарушения повторения слов лежат иные меха низмьг, а именно нарушения связаны с тем фактом, что у этих больных имеется трудность оттормажива-ния побочных ассоциации, всплывающих в их сознании
Такие спучаи, по-видимому, могут иметь место, когда нарушена связь между двумя полушариями Это осложняется поражениями, располагающимися под «речевыми зонами* левого полушария Мы набчюдали больных, у которых были явные трудности повторной речи, но они имели совершенно иной характер по сравнению с вышеописанными Эта работа находится в настоящее время в зачаточном состоянии, и мы не можем предложить пока какой-нибудь четкой гипотезы механизмов, лежащих в основе Необходимо отметить, что мы все еще не можем достаточно хорошо определить симптомы «проводниковой афазии» Полный анализ механизмов, ответственных за проводниковую афазию, представляет собой дело будущего
Выше был дан краткий обзор современного положения в области теории афазии, В заключение можно сказать, что многие клинические факты, описанные классиками неврологии, остаются действительными, но изменилась интерпретация этих фактов. Сенсорная афазия является, по сути, не сенсорной, а скорее акустико-гностической афазией. Моторная афазия подразделяется на две формы — афферентную (кинестетическую) и эфферентную (кинетическую). Номинативная, илиамнестическая, афазия распадается на целый ряд форм, каждая из которых основана на нарушении зрительного или слухового анализа или уравнении возбудимости различных следов, что приводит к трудностям их выбора из ряда альтернатив. Транскортикальная афазия оказывается либо персевераторной афазией, т.е. афазией, при которой нарушены динамика и пластичность, или же следствием нарушения внутренней речи. Проводниковая афазия начинает пониматься как специфическая форма нарушения речевой активности, при которой человек должен направить свою деятельность не на коммуникацию мысли, а, скорее на формальный анализ звуковой структуры слова. Она является следствием ослабления акустико-гностичсской функции или трудностей торможения побочных ассоциаций, всплывающих в сознании человека.
Теория афазии является наиболее трудной областью неврологии. Она предполагает наличие знаний в нескольких областях науки: неврологии, психологии, речевой патологии, физиологии и лингвистике. (...) Нам предстоит еще очень много сделать, прежде чем все богатство форм афазии сможет получить свое научное патофизиологическое объяснение и прежде, чем анализ механизмов, лежащих в их основе, будет достаточно исчерпывающим. Все это включает в себя задачу будущих лет исследования и будет предметом новой области науки — нейролин-гвистики — переход к которой откроет ряд новых и важных задач.
А.Р.Лурия, Н.А.Смирнов, Ю.М.Филатов о речевых нарушениях после операций на левом зрительном бугре
В классической неврологии всегда считалось, что нарушения речи (типа афазии) возникают лишь при поражениях «речевых зон» коры доминантного (левого) полушария и что в отличие от этого поражение глубинных, и прежде всего стволовых, отделов мозга вызывает лишь неспсцифичсские нарушения в соотношении сна и бодрствования, тонуса коры и т д
Однако за последнее время появились факты, показывающие, что и воздействия на ядра левого зрительного бугра могут вызывать заметные нарушения речевой деятельности, которые сводятся к нарушению тонуса речевых процессов, их блокаде, явлениям дисфонии и к известным нарушениям в регуляции речевой деятельности (G Ojeman et a!, 1968, 1971, J M Van Buren et al, 1969, M Ricklan et al, 1971, 1975 и др )
Постепенно накапливавшиеся наблюдения позволили посвятить специальный выпуск журнала «Brain and Language» расстройствам речевой деятельности, вызванным воздействиями на ядра зрительного бугра
Несмотря на то что внимание к этим проблемам заметно обострилось, круг фактических данных, посвященных детальному описанию характера речевых нарушений, связанных с воздействиями на образования зрительного бугра, оставался очень ограниченным
Это объясняется по крайней мере двумя причинами С одной стороны, исследования, посвященные зтому вопросу, были преимущественно ограничены наблюдениями над воздействиями на зрительный бугор, проводимыми во время стереотакоических операции и предшествующих им раздражении структур зрительного 6yipa Операции на самом зрительном бугре были настолько сложны, что их количество исчислялось единицами
С другой стороны, неиропсихологические исследования, проводившиеся у больных только что указанной группы, оставались на столь низком уровне, что те изменения речи, которые описывались в упомянутых выше сообщениях, не могли скочько-нибудь отчепи-во представить структуру речевых расстройств, возникающих в этих случаях, и содержащаяся в этих сообщениях информация носила слишком отрывочный и неполный характер
Наконец, в клинике сохранялось твердое убеж-дение-в том, что глубинные структуры мозга обладают лишь неспецифическими функциями и что их работа не имеет никакого отношения к речевым процессам, организация которых является целиком функцией корковых образовании